«Поезд ушел»: почему медийная атака сербской оппозиции на железнодорожников не выдерживает критики?

В ноябре сербский портал Danas, считающийся ведущим рупором местной оппозиции, выпустил материал, в котором утверждается, что строительство скоростной железной дороги Белград — Будапешт будто бы затягивается, а с её сдачей и вовсе опоздали на семь лет. Данную информацию опровергли в компании «Железнодорожная инфраструктура Сербии» (Infrastruktura Zeleznice Srbije), которая работает над реконструкцией дороги совместно с российской «РЖД Интернешнл» и китайскими партнёрами. 

«Контракты с подрядчиками — это документы, определяющие сроки завершения отдельных участков и всего проекта. Исходя из этих соглашений, опубликованное в тексте утверждение о том, что строительство высокоскоростной железной дороги через Сербию на участке Белград — Суботица задерживается на семь лет, не соответствует действительности», — указывает компания в опровержении, отправленном в редакцию.

Сербское предприятие поэтапно объясняет, как идёт строительство каждого участка. 

428a9c09a05d669c74fcd301587eee53
rzdint.ru

На участке от Белграда до Старой Пазовы задействован консорциум китайских компаний China Railway International и China Communications Construction Company. Как сообщают сербские железнодорожники, работы начались 5 июня 2018 года, на них был отведен трехлетний срок.

«30 сентября нынешнего года этот участок дороги был закончен, и сейчас там проходят финальные проверки перед его запуском в эксплуатацию. Надзор за динамическим тестированием осуществляет немецкая компания Deutsche Bahn Systemtechnik», — говорится в документе компании. 

Помимо путей, китайцы ремонтируют все станции, расположенные на этом участке, а также строят две новые, ранее не существовавшие. Завершить работу полностью планируется к концу 2021 года. 

На следующих 40 км железной дороги Белград — Будапешт, которые проходят от Старой Пазовы до Нови-Сада, работают россияне. Силами «РЖД Интернешнл» были построены и сданы сложнейшие объекты — туннель и виадук Чортановци. Причем это было сделано на полгода раньше запланированных сроков.  

«Мы горды тем, что именно нашей компании было доверено сооружение самых технически сложных и масштабных объектов на линии. Мы убеждены, что строим не только железнодорожную инфраструктуру, но и формируем новый облик Сербии – современной страны, обладающей новейшими технологиями скоростного движения, в полной мере использующей свое географическое положение сердца Европы. А новые виадук и тоннель не только обеспечат быстрое перемещение людей и грузов, но и, благодаря своей красоте и открывающимся видам, станут настоящими достопримечательностями региона», — отмечает генеральный директор ООО «РЖД Интернешнл» Сергей Столяров.

Стоит отметить, что «РЖД Интернешнл» работала с опережением графика в разгар эпидемии. 

«Дата окончания работ на участке Стара Пазова — Нови-Сад — 31 декабря 2021 года. Динамические испытания на этой линии запланированы на январь — начало февраля 2022 года. Это означает, что коммерческая эксплуатация высокоскоростной железной дороги от Белграда до Нови-Сада станет технически возможна в марте 2022 года», — говорится в заявлении «Железнодорожной инфраструктуры Сербии».

Сомневаться в намерениях российских и сербских железнодорожников соблюсти рамки соглашений не приходится. 24 августа сербский лидер Александр Вучич лично проверил, как идет реконструкция участка, который модернизирует «РЖД Интернешнл», и остался доволен увиденным. 

«Огромное спасибо ”РЖД”, российским и сербским строителям», — сказал сербский лидер.

Между тем стоит напомнить, в каком состоянии сербские железные дороги пребывали до 2014 года, пока за них не взялись российские строители, годом ранее подписавшие контракт о модернизации. 

«Деревянные шпалы приходилось для замены не вытаскивать, а выгребать лопатой. На одном участке наш рабочий поезд просто провалился. Вместе с сербскими железнодорожниками мы орудовали лопатами, меняли шпалы на железобетонные и вместе достигли таких результатов, которыми по праву можем гордиться. Беда заключалась в том, что ничего не делалось свыше тридцати лет! И не только на железной дороге: это была проблема всей Сербии. А сейчас мы видим, как страна возрождается и по некоторым позициям выходит на уровень даже выше, чем в России!» — рассказывал «Балканисту» Сергей Павлов, в 2019 году занимавший должность генерального директора ООО «РЖД Интернешнл» (сегодня он является первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» и курирует вопросы развития зарубежного бизнеса и международной деятельности).

Ответила «Железнодорожная инфраструктура Сербии» и на сомнительный пассаж оппозиционного СМИ о работах на третьем участке — от Нови-Сада до границы с Венгрией, которые по факту еще даже не начались. По версии ресурса, «процедура выдачи разрешения на строительство все еще продолжается».

«Речь идет о строительстве высокоскоростной железной дороги от Нови-Сада до Суботицы. Работы на этом участке еще даже не начались, поэтому задержек быть не может. Разрешение на строительство было получено в конце октября, старт ожидается в ноябре этого года. Срок завершения — 33 месяца с начала работ, то есть во второй половине 2024 года», — объясняли сербские железнодорожники.

Интересно, что на момент выхода «разоблачительной» статьи сербский лидер Александр Вучич вместе с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном уже приняли участие в торжественной церемонии пуска работ на этом участке, который не ремонтировали 150 лет. 

Портал Danas в своих претензиях не учёл одного: планы Сербии по восстановлению инфраструктуры, оказавшейся в плачевном состоянии из-за предыдущих вороватых властей, были серьёзно нарушены объективными факторами. Когда Александр Вучич, занимавший в 2015 году должность премьер-министра Сербии, заявлял о том, что к 2018 году дорога от Белграда до венгерской границы будет в распоряжении граждан, он не мог предвидеть мировых кризисов, оттянувших внимание на себя. 

Так, Сербия вкладывала большие деньги в строительство трех новых ковид-госпиталей, обеспечивала граждан вакцинами и лекарствами, прокладывала через всю страну современные автобаны: все это было сделано за минувшие семь лет, и модернизация путей не останавливалась. 

Впрочем, нетерпимость Danas-a к успехам Сербии объясняется тем, что издание служит рупором лидера оппозиционной Партии свободы и справедливости, экс-мэра Белграда Драгана Джиласа, который с большой ревностью относится к прогрессу страны под руководством Александра Вучича. 

«Вучич уйдёт быстрее, чем ему кажется. А когда он уйдёт, ничто в Сербии не будет названо его именем, так как после него в Сербии ничего не останется», — заявил оппозиционер. Судя по этому заявлению, Джилас намеревается закопать назад все дороги бульдозером. 

Стоит обратить внимание и на такой момент, что публикацию Danas-а взял в раскрутку англоязычный портал Balkan Insight. Ранее премьер-министр Сербии Ана Брнабич, к слову, уже рассказывала о том, как оппозиция работает на всех медиа-фронтах, обрабатывая не только сербскую аудиторию. Основной инициатор таких вбросов — компания United Group, совладельцами которой являются Драган Джилас и Драган Шолак.  

«Влияние United Group вовсе не мало. [Оппозиционные СМИ], возможно, слабы по отдельности, но, объединившись в группу, выполняющую единую задачу, они наращивают влияние. У них есть электронные и печатные СМИ, ежедневные газеты и еженедельники. У United Group очень профессиональные команды с точки зрения электронных СМИ, порталов и социальных сетей. Это серьезные кадры, настоящие профессионалы, и в сфере электронных СМИ у них [United Group] есть преимущество. Это влияние не то что незначительно, напротив, оно огромно», — рассказывала Брнабич в эфире телеканала Happy. 

Премьер-министр отметила, что в орбиту United Group входят не только сербские СМИ. Медиасеть охватывает и региональные издания: хорватские, боснийские, частично — черногорские, приштинские и некоторые албанские.   

По словам Брнабич, информационные вбросы оппозиции сначала раскручиваются сербскими СМИ, а затем подхватываются соседями. Тем самым они становятся не местечковыми новостями, а региональными событиями, которые привлекают внимание серьезных изданий и аналитических порталов  — прежде всего, западных. Публикуя уже на своих страницах материалы, посвященные газетной «утке», зарубежные ресурсы превращают ее в настоящую новость регионального масштаба. В нашем, железнодорожном случае так и вышло.  

К слову, «расследование» опубликовали и некоторые российские телеграм-каналы. Совсем неудивительно, учитывая тот факт, что соратником и кумом Драгана Джиласа является лидер движения «Освобождение» Младжан Джорджевич — частый гость в Москве, — который намерен вернуться к власти путем очернения Александра Вучича и результатов его работы. 

Но паровоз для этих некогда влиятельных политиков Сербии уже ушёл. Ему на смену пришли развивающие скорость до 200 км/ч прогрессивные поезда, которые на следующий год будут курсировать от Белграда до Нови-Сада, а через пару лет — и до Будапешта по новым современным железным дорогам, построенным российскими и китайскими партнёрами Сербии. 

© 2018-2021 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх