fbpx
Now Reading
«Как укладывает шпалы русская феррари»: глава «РЖД Интернешнл» — о работе компании в Сербии

«Как укладывает шпалы русская феррари»: глава «РЖД Интернешнл» — о работе компании в Сербии

Катарина Лане

Генеральный директор ООО «РЖД Интернешнл» Сергей Павлов приехал в Сербию в очередную командировку, которая совпала с визитом в Белград главы российского правительства Дмитрия Медведева. В этот день было подписано важное для «РЖД Интернешнл» соглашение о строительстве Единого диспетчерского центра по управлению движением поездов в Сербии. 

Сергей Алексеевич рассказал порталу «Балканист», что компания строит в Сербии и благодаря чему добилась международного признания и беспрецедентного уровня доверия от партнёров.

Компания «РЖД Интернешнл» пришла в Сербию в 2013 году и уже через год приступила к первым работам. Сергей Павлов — бывалый железнодорожник, поэтому разруха в сербской инфраструктуре его не испугала. 

— В 2014 году нам пришлось ремонтировать самые старые и опасные пути. Тогда на некоторых участках скорость поездов была 30-40 км/час. Мы здесь многое повидали, но ничего неизвестного для нас нет, и мы готовы поделиться опытом с сербскими коллегами, — говорит Сергей Алексеевич.

Он сравнивает состояние железных дорог Сербии на момент 2014 года с тем, что в было в России в 90-е.

— В России 90-е были трудным временем и для железной дороги. Когда я закончил университет, меня направили на непростой участок, где раньше по линии возили только лес в небольших количествах, а потом железную руду. Это были тяжёлые поезда, и инфраструктуру надо было срочно приводить в соответствие. Такие участки, как на той железной дороге, я видел и здесь, — говорит главный российский железнодорожник Сербии. 

— Деревянные шпалы приходилось для замены не вытаскивать, а выгребать лопатой. На одном участке наш рабочий поезд просто провалился. Вместе с сербскими железнодорожниками мы орудовали лопатами, меняли шпалы на железобетонные и вместе достигли таких результатов, которыми по праву можем гордиться, — рассказывает он. 

И повод для этого определенно есть. Сергей Павлов вспоминает, как только что построенная ими первая сербская дорога успешно прошла испытание стихией.

— Самые серьёзные проблемы были на участке Панчево-Белград. Но когда в 2015 году из-за наводнения затопило многие железные дороги, ни один из построенных нами объектов не пострадал, хотя там, на участке, разлилась огромная река Тамиш. Мы даже предлагали сербам свою помощь по восстановлению других затопленных путей, но они сказали: нет, вы уж лучше стройте, как построили Панчево-Белград, а с ремонтом мы сами разберёмся, — смеётся глава «РЖД Интернешнл». 

Следующий ответственный этап строительства был на крупной магистрали, которая проходит через Европу: ее сербский участок был, мягко говоря, в катастрофической состоянии.  

— Коридор 10 — трансъевропейский международный железнодорожный коридор, где пути приходилось ремонтировать без остановки движения поездов. Это как раз то, что мы умеем. В ночное время, в свободные окна, мы с сербами успевали сделать много. Были очень опасные, аварийные места, и мы их устраняли. Теперь там гарантированная безопасность при скорости 100-120 км/ч. Ремонт на шести участках Коридора 10 мы закончили раньше срока, — рассказывает Сергей Павлов.

О том, по какой причине сербская инфраструктура была на момент прихода компании в страну в таком состоянии, он говорит коротко. 

— Беда заключалась в том, что ничего не делалось свыше тридцати лет! И не только на железной дороге: это была проблема всей Сербии. А сейчас мы видим, как страна возрождается и по некоторым позициям выходит на уровень даже выше, чем в России! То, что сейчас есть у нас, было сделано пять лет назад. А здесь мы используем новейшие технологии, и сербы получают инфраструктуру нового уровня: более современную, безопасную, надёжную и менее затратную. Вы посмотрите, как мощно отстраивается Белград и вообще Сербия. Повсюду стройки, и это не восстановление — это развитие. В столицу я приезжаю, как правило, раз в месяц и каждый раз тут что-то новое. Это здорово, когда видишь, как страна развивается на глазах: строятся дороги, реконструируются линии электропередач, системы коммуникаций…

С гордостью Сергей Павлов рассказывает и о результатах деятельности «РЖД Интернешнл». 

— Сейчас мы отремонтировали более 200 км участков дорог, там теперь скорости достигают 120 км/ч. Обновили системы сигнализации и электрификации: поезда идут спокойно, с гарантированной безопасностью. Уверен, что эти участки ещё долго будут эталоном содержания и состояния инфраструктуры. Вместе с сербской стороной мы выявляем сложные места. Наше сотрудничество — долгосрочное и очень показательное. Все, что мы создаем, обладает высоким качеством. Поэтому здесь, в Сербии, мы планируем увеличивать километры, которые были сделаны с участием компании «РЖД», — говорит Сергей Алексеевич. 

Впереди у «РЖД Интернешнл» много работы. Нужно исполнить обязательства, предусмотренные подписанным в 2013 году контрактом: в частности, предстоит завершить последний и самый сложный участок Стара Пазова-Нови-Сад. На этой части линии Белград-Будапешт, несмотря на массу проблем, выполнено уже 74% общего объёма работ.

— Это территория национального парка Фрушка-Гора, который охраняется ЮНЕСКО. Чтобы просто двигаться по нему на грузовике, надо получить разрешение, согласовать каждый сантиметр дороги. И вот мы получили все документы, приступили к работам, как вдруг археологи нашли там артефакты, остановили стройку, начали раскопки. Хорошо. Пережили и этот этап, но вдруг находим неразорвавшиеся снаряды со времен Второй мировой и натовских бомбардировок 90-х. А это уже серьёзнее. Потом выясняется, что местный проектный институт сэкономил на геологических изысканиях. Нам пришлось их срочно проводить. Это была уже большая проблема, потому что из-за новых изысканий пришлось менять технические решения. Для этого надо было провести здесь целый консилиум со специалистами из Европы и России, чтобы вместе выработать правильные проектные решения. Разговоры шли на разных уровнях и в разной тональности, но то, что мы в итоге сделали, будет гарантированно безопасно служить Сербии десятилетиями, — рассказывает Сергей Павлов.

— Сейчас мы строим километровый тоннель, трехкилометровый виадук, и все это — в геологически самых сложных условиях. Там в землю вбито в общей сложности сорок километров свай, каждая из которых полтора метра в диаметре. Это то, что никто не видит и никогда не увидит. И сейчас на этом участке мы уже уложили 30 км железнодорожного пути — вместе со станциями и станционными путями. Осталось ещё 50 км, и мы гарантированно это сделаем. 

Сергей Павлов часто повторяет слово «гарантированно», а это значит, что, взявшись за дело, российские железнодорожники в Сербии обязательно доведут его до конца. 

— Проблема была в получении разрешений на стройку в национальном парке. Чтобы увеличить скорость движения поездов до 200 км/ч,  проектировщикам пришлось менять план линий. Там были совершенно другие территории: частные дома, которые надо было расселить. Благодаря усилиям правительства Сербии, лично министра инфраструктуры и транспорта Зораны Михайлович и её постоянному вниманию, все они были решены. Чтобы компенсировать потерянное время, мы увеличили темп работ: работаем в две смены, чтобы не выбиться из графика. Обычно мы идём с опережением сроков — такой у нас стиль. Это крупнейшая стройка в Восточной Европе, проектов подобного масштаба в настоящее время здесь нет, — говорит Сергей Павлов. 

Он сообщил, что сейчас российским железнодорожникам, работающим в Сербии, брошен еще один вызов. 

— Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева было подписано новое соглашение, которое расширяет наши возможности. После завершения всех электротехнических работ на участке Стара Пазова-Нови-Сад под скорость 200 км/час мы спроектируем линию Валево-Врбица (это участок дороги Белград-Бар). И это — очередной показатель огромного доверия, потому что участок Валево-Врбица — один из сложнейших в Сербии. Тут более 120 старых тоннелей и около 60 виадуков. То есть по сути эта дорога состоит из одних тоннелей и мостов плюс кривые, опасные откосы. Это очень важный участок, и я уверен, что мы вместе с партнёрами справимся с этой задачей. 

Сергей Павлов рассказывает, как деятельность «РЖД Интернешнл» вовлекает в свою орбиту сербские компании и меняет их жизнь. 

— Пока мы строили дороги, то привлекли очень много строительных компаний, а это выход на новый уровень, это деньги. На объекте сегодня работает 1 200 человек. И результат даёт о себе знать, потому что компании, которые участвуют в наших проектах, развиваются. Мы же используем уникальный югославский опыт строителей, — объясняет Сергей Алексеевич. 

Однако «РЖД Интернешнл» меняет жизнь не только партнёров. 

— На всех направлениях, где работаем, мы помогаем местным школам: отремонтировали учебные заведения в Панчево, Голубинцах, Вране, Сремских Карловцах, Нови-Саде. Кроме того, у нас есть ежегодный конкурс рисунков «Поезд желаний»: в этом году дети рисовали путешествие от России до Сербии. В нем принимает участие до тысячи человек со всей страны. Дети приезжают с учителями, родителями. Мы их возили в Санкт-Петербург, показали Петродворец. С каким восторгом они делились фотографиями! Эти дети были в восхищении от того, что увидели в России. А нам очень важно, что сербские партнёры воспринимают это с открытой душой. Мы водим школьников на наши объекты, показываем, как идёт стройка, приглашаем российских студентов посмотреть, где они будут работать после учёбы, — рассказывает Сергей Павлов. 

Компании предстоит реализовать в Сербии ещё один крупный инновационный проект —железнодорожный диспетчерский центр. 

— На строительстве диспетчерского центра будут применяться совершенно новые технологии. Отсюда можно будет планировать движение не на час или два, а на месяц вперёд, мониторить поезда со всей Европы и состояние всей инфраструктуры, управлять ею. И мы будем учить специалистов, повышать их квалификацию, чтобы сербские железнодорожники могли работать на этом новейшем оборудовании, — делится планами глава компании. 

То, что «РЖД Интернешнл» использует в своей работе, приводит сербских специалистов в восторг. 

— У нас много чудес техники. Например, жёлтая машина с красной стрелой для укладки полотна, которую называют «русской феррари», потому что таких темпов нет нигде в мире. Другая выгружает щебень и одновременно формирует балластную призму для пути. Эту технику, которая, в основном, производится в России, у нас уже закупили греки и французы, — говорит Сергей Алексеевич. 

Он с гордостью констатирует факт, что иностранные партнёры оценили высокий профессионализм российских железнодорожников и теперь обращаются к ним в случае не решаемых с точки зрения иностранцев проблем. 

— Зимой испанская компания попросила нас уложить пути на Жежелевом мосту в Нови-Саде, потому что они не успевали по срокам. Весь мост построен на деньги Евросоюза, путь уложен на деньги Евросоюза, но когда нужно было зимой за месяц уложить два километра путей, они обратились к нам. Первый поезд, который пошёл по тому участку, был российским. На нем министр транспорта вместе с еврокомиссаром открывали движение. И это прекрасный позитивный пример сотрудничества, — говорит Сергей Павлов. 

— Или вот сегодня у нас на виадуке была проблема натяжения канатов пролетных строений. Каждый канат толщиной с руку и их там двадцать в одном пучке. Их натяжением занимается французская компания. Мы говорим: «Нам надо быстрее». Они отвечают: «А мы не знаем как». Посидели, подумали. Сейчас работают в две смены, подвели дополнительное уникальное оборудование. И это нормальная кооперация. У нас используется австрийская, немецкая, французская техника, а качество строительства контролирует немецкая железнодорожная компания DB. Оно европейского уровня, и у них ни разу не было претензий. Проектирование диспетчерского центра мы ведём с итальянскими железнодорожниками, то есть здесь, в Сербии, мы собрали все самые передовые технологии, — объясняет глава «РЖД Интернешнл», подчёркивая, что от противостояния и изоляции не выигрывает никто, а прагматичное сотрудничество приносит пользу каждому из партнёров. 

Однако главными успехами «РЖД Интернешнл» её глава считает не только километры отстроенных и обновлённых железнодорожных путей. 

— Самым большим нашим достижением за годы работы стало взаимопонимание и доверие между нами и сербскими коллегами. Та оценка, которая была озвучена на встрече премьер-министра России и президента Сербии, говорит сама за себя. Беспрецедентный уровень доверия стоит дорого, и он был достигнут упорным трудом, — говорит глава компании. 

— Один из руководителей, понаблюдав, какие у нас отношения с сербскими коллегами, сказал: «Теперь понятно, почему Сербия для тебя столько значит». Те отношения, которые у нас выстроены, — по-настоящему партнёрские, доверительные и надёжные. В Сербии все не так, как в других странах. Таких отношений у нас нет ни с какими другими железнодорожниками в мире. Это очень добрая страна, сюда хочется приезжать. Поэтому «РЖД Интернешнл» направляет сотрудников работать в Сербию в качестве поощрения, — улыбается Сергей Павлов.

Фото предоставлены RZD International

© 2018-2019 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Scroll To Top