Экс-мэр Белграда, лидер оппозиционной Партии свободы и правды Драган Джилас подверг критике проект строительства метрополитена в сербской столице, заявив о том, что если он будет реализован, то на будущем транспортного сообщения Белграда можно будет поставить крест.
Джилас вспомнил о том, что в его бытность мэром проект строительства столичной подземки предполагал вложение 2,2 млрд евро, в то время как сегодня на прокладку линий планируется потратить 6 млрд. По мнению оппозиционера, «эти деньги будут разворованы».
Лидеру Партии свободы и правды ответил министр финансов Сербии Синиша Мали, который в свое время сменил его в кресле мэра Белграда. По словам Мали, «чем ближе начало строительства метро, тем больше нервничает Джилас».
«Прежде всего потому, что его метро так и осталось на уровне развесистой клюквы. Сегодня он рассуждает о том, что если бы он остался у власти, то мы бы уже ездили на метро. Какая наглая ложь! А правда в том, что метро действительно уже было бы построено, если бы мы не обнаружили после него опустошенную казну: город просто был на грани банкротства. Драган Джилас оставил столицу в долгах, которые достигали 1,2 млрд евро, в то время как на счетах его фирм осело 619 млн евро», — заявил министр.
Он добавил, что проект метрополитена Джиласа был абсолютно бессмысленным, а нынешнее руководство страны разработало совершенно иную стратегию развития подземки.
«Воображаемый метрополитен Драгана Джиласа предполагал, что некоторые станции будут расположены на расстоянии 220 метров друг от друга, а эту дистанцию можно преодолеть пешком за 2-3 минуты, — объяснил Синиша Мали. — Кроме того, проект очень походил на схему движения трамваев. Но смешнее всего то, что он предполагал строительство депо там, где сейчас находится троллейбусное депо в Новом Белграде, а перегон до ближайшей станции предполагал бы 3,5 км, причем никакого технического решения по прокладке тоннеля не было».
Мали рассказал, что нынешний проект развития метро в Белграде был разработан с учетом имеющейся транспортной сети, что станции будут располагаться в соответствии со схемой движения автобусов; четыре линии будут обслуживать город, еще три — пригородные направления. Схема движения подземных поездов учитывает перспективу развития всего белградского общественного транспорта, она была разработана с учетом количественных показателей пассажиропотока, трендов роста населения в отдельных районах Белграда, а также темпов развития агломерации. Отдельное внимание власти уделили анализу демографической ситуации в городе, что также окажет прямое влияние на загрузку транспортной сети.
«Отдельно хочу обратить внимание Джиласа на то, что метро в Белграде ждут десятилетия — еще со времен Тито. Мы исполним наше обещание и начнем строительство подземки до конца текущего года. Первые составы отправятся по тоннелям в 2028 году. То, что бессмысленно для Джиласа, имеет огромное значение для жизни белградцев и улучшения транспортной доступности разных районов города. Появление метро полностью изменит облик столицы и страны», — отметил Мали.
Читайте также: Метро в Белграде: сто лет ожидания
Он подчеркнул, что государство может себе позволить этот дорогостоящий проект.
«Джилас и его группировка потеряли доступ к власти, а с нею и возможность обворовывать страну. Пусть знают, что Белград и Сербия больше никогда не будут обслуживать их интересы. С их уходом граждане наконец поняли, как следует работать чиновникам, особенно тем, кто распоряжается госбюджетом. Граждане впервые в истории страны наконец могут осознать, что государство заботится об их благополучии и исполняет свои обещания, и метро — тому пример», — заключил министр.
Фото: Tanjug