Восстание Орлофика: Как русские научили греческих корсаров бороться с турками


2 июля в Афинах торжественно открыли программу событий перекрестного Года истории России и Греции, который приурочен к 200-летию начала Греческой революции. В связи с этим значительная часть мероприятий — а их запланировано более ста сорока — будет посвящена роли России в национально-освободительной борьбе греческого народа. Одним из первых событий стала выставка «Корсары Средиземного моря», которую подготовили Институт славяноведения РАН и организация «Подводное археологическое общество». Виртуальная экспозиция рассказывает о том, как греческие моряки воевали в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. на стороне России. Что важно, впоследствии этот опыт помог грекам начать борьбу за собственную независимость от Османской империи.
В 1821 году греческий народ поднял восстание против турок и боролся за независимость на протяжении девяти лет. Для победы Греции был необходим сильный флот, однако каким образом у страны, превращенной в турецкую провинцию еще в XV веке, могли появиться военные корабли?
Примерно за полвека до этих событий между Российской и Османской империями разгорелся очередной конфликт. Турция хотела устранить российское влияние в Речи Посполитой и присоединить украинские Волынь и Подолию, обещанные ей Барской конфедерацией (ее ядро составляла польская шляхта, рассчитывавшая свергнуть короля Станислава-Августа Понятовского). Россия же намеревалась получить выход к Черному морю.
В конце 1768 года фаворит Екатерины II Григорий Орлов предложил императрице направить российскую эскадру в Эгейское море с особой миссией — подбить христианские народы Балканского полуострова – в частности, греков, — на восстание против турок, а также нанести Османской империи удар с тыла. В июле 1769 года флотилия под командованием графа Алексея Орлова (брата Григория) выдвинулась к Средиземному морю. Это предприятие стало именоваться Первой Архипелагской экспедицией.

Во времена правления Екатерины II острова Эгейского моря называли Греческим архипелагом, отсюда и название экспедиции — Архипелагская. А восстание, поднятое греками в 1770 году на полуострове Пелопоннес, в западной традиции получило название «Орловское» (греч. Ορλωφικά).

Чесменское сражение: триумф Российского флота
Переход оказался трудным и едва не поставил под вопрос продолжение экспедиции: сказалось отсутствие опыта в организации дальних походов. Однако при помощи союзных Англии, Дании и Тосканы, предоставивших морякам провиант и доки для ремонта, русские корабли сумели достичь Эгейского моря. Для обретения контроля над его водами России было необходимо устроить генеральное сражение, впоследствии вошедшее в историю как Чесменское. Еще накануне этой битвы было очевидно, что российские эскадры проигрывали Турции как численно, так и в огневой мощи. Однако ожидания Орлова оправдались: летом 1770 года в Греции вспыхнуло восстание. Греки дезертировали и присоединялись к русским морякам, а также пополняли нашу флотилию своими торговыми судами.

Ровно 251 год назад, 5 июля 1770 года, эскадры сошлись у острова Хиос. Обе стороны потеряли по одному линейному кораблю, однако нам удалось оттеснить турок в бухту Чесмы. В течение следующего дня турецкие корабли подвергались плотному обстрелу, и в их сторону направились четыре брандера (лодки, нагруженные взрывчаткой и горючими веществами). Несмотря на то, что цели достиг лишь один, его огневой мощи (как, впрочем, и многочисленных пушечных залпов) хватило, чтобы все османские суда загорелись. К утру 7 июля сражение в Чесменской бухте было окончено. Эта дата вошла в историю как один из Дней воинской славы России.

В этом бою Турция потеряла около 11 тыс. человек и все 15 линейных кораблей: 14 из них сгорели и затонули, а последний, «Родос», был захвачен. Потери российской стороны в Чесме не превысили 20 моряков (крушение линкора «Святой Евстафий» формально относится к Хиосскому сражению и в зачет не идет).

Линейный корабль — самое крупное судно флота. Его средняя скорость и низкая маневренность компенсировалась мощным вооружением. На трех палубах размещалось до 80 пушек, а экипаж насчитывал до 700 человек. Фрегаты — высокоскоростные универсальные корабли средней маневренности и осадки. Экипаж их насчитывал от 50 до 300 человек, а на одной-двух палубах размещалось до 36 пушек. Их использовали как русские моряки, так и греческие корсары. Шебеки — быстроходные и маневренные суда с малой осадкой вооруженностью до 24 пушек, которые использовались греческими пиратами.
Нанеся турецкому флоту сокрушительное поражение, Российская империя получила контроль над Эгейским морем. Граф Орлов намеревался пресечь турецкую торговлю в местных водах и блокировать доставку провизии в Константинополь. Однако для осуществления этих планов ему требовалось больше кораблей, ведь на момент победы при Чесме русская флотилия насчитывала лишь 8 линкоров и 3 фрегата. На помощь российским морякам пришли греческие купцы и корсары — лица, получившие от властей право на захват иностранных кораблей.
Первым греческим фрегатом, примкнувшим к русскому флоту, был «Святой Николай». Он принял участие в Хиосском, Чесменском, Патрасском сражениях, во взятии Бейрута в 1773 году и других корсарских рейдах. По окончании боевых действий в 1775 году был направлен в Россию, где стал одним из первых кораблей Черноморского флота Российской империи. «Святой Николай» поучаствовал в следующей войне с Турцией, и в 1788 году, в битве у крепости Очаков, взял в плен османский 64-пушечный линкор.
Патрасское сражение: попытка взять реванш провалилась
После поражения в бухте Чесмы и последующих боевых действий у турок не осталось кораблей в Эгейском море, однако они сохранили присутствие в Мраморном море, на Адриатике и у берегов Туниса. В октябре 1772 года османы решили объединить эти эскадры в единую флотилию и вновь захватить Греческий архипелаг.
Алексей Орлов, разведав об этих планах, направил в разные части Эгейского моря несколько корсарских эскадр (в частности, фрегаты «Святой Николай» и «Слава», шебеку «Забияка», полакры «Мадон» и «Ауза»), которые должны были определить курс турецких кораблей и не дать им воссоединиться. Османская эскадра из 9 фрегатов и 16 шебек обнаружилась в Патрасском заливе. На подмогу греческим пиратам пришли два русских линкора — «Чесма» и «Граф Орлов».

Османы почти втрое превосходили русских по числу пушек: 630 против 224. Несмотря на это, турецкая эскадра была обстреляна, загнана на мель и сожжена. Было уничтожено 19 кораблей, уцелеть удалось лишь шести шебекам. Между тем русские потеряли только одного офицера.

После Патрасского сражения османы до конца войны даже и не предпринимали попыток атаковать русские и греческие боевые корабли в Средиземном море.
Шебека «Забияка» — греческий корсарский корабль, который участвовал в Патрасском сражении, в рейде на Бейрут в 1773 году и других военных операциях, в одиночку захватил крепость Кастро Россо на острове Клидес у берегов Кипра, а также несколько турецких торговых судов. Модель «Забияки», хранящаяся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, вероятно, единственная модель греческих кораблей времен Первой Архипелагской экспедиции, сохранившаяся до наших времен. Ее смастерил русский кораблестроитель Александр Катасанов в подарок императрице Екатерине II. Несмотря на масштаб (модель в 48 раз меньше оригинала), она выполнена с высокой степенью детализации, чтобы по ее образцу можно было создать настоящую шебеку.

Греческие корсары стали русскими адмиралами
В октябре того же 1772 года грек Панагиоти Алексиано, командовавший корсарским фрегатом «Святой Павел», начал рейд в дельту Нила. Он ворвался в гавань Дамиетта и стал обстреливать военные корабли турок. Тем временем другой корсар, капитан Паламидис, захватывал стоящие в порту торговые суда. Неподалеку от гавани они заполучили еще одно судно, на борту которого обнаружились турецкие офицеры и их военачальник Селим-бей. Граф Орлов был настолько рад этой победе, что отдал корсарам свою долю трофеев. Он забрал только турецкие знамена, которые без промедления отправил Екатерине II в Петербург. По окончании войны Панагиоти вместе с братом Антоном переехали в Россию, поступили на службу на русский флот и стали адмиралами.

Победоносная для России война окончилась 21 июля 1774 подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора (по названию деревни, расположенной на территории нынешней Болгарии). Согласно его условиям, российские торговые корабли получали в турецких водах — а это не только Черное, но и Средиземное море — те же привилегии, что французы и англичане. По сути, они получили право торговать со всем миром.

Но если товары у России были, то моряков недоставало, и эту нишу заняли греки. Они стали получать императорские патенты и могли ходить под торговым флагом Российской империи (при условии, что половина экипажа будет состоять из русских моряков).

Благодаря этому численность греческого флота многократно возросла. Местные купцы смогли доставлять свои товары вплоть до Америки, на чем хорошо разбогатели. А греческие корсары, защищая свои корабли от алжирских, тунисских и марокканских пиратов, приобрели ценный боевой опыт, пригодившийся им во время восстания 1821 года.

По завершении Первой Архипелагской экспедиции у Екатерины II родилась идея возрождения Византийской империи (так называемый «Греческий проект»). На престол должен был взойти внук императрицы Константин, даже имя получивший в честь основателя Константинополя. И хотя чаяния Екатерины реализовать не удалось, греки продолжили бороться за свободу и в 1832 году наконец обрели полную независимость.
Отношения Турции и Греции остаются напряженными и двести лет спустя, разве что сейчас предметом их споров стали Кипр и акватория Средиземного моря. Подробнее об этом читайте в материале Турция VS Греция: Большая игра началась.
Вместе с тем греки помнят, кто помог им получить долгожданную свободу. «Греция полностью признает и чтит решающую роль, которую Россия сыграла в создании независимого греческого государства в XIX веке», — подчеркнула нынешний лидер страны Катерина Сакелларопулу в начале июня.
С материалами экспозиции «Корсары Средиземного моря» можно ознакомиться на сайте Подводного археологического общества. Вместе с тем Институт славяноведения РАН анонсировал проведение выставки в Греческом Морском музее в Пирее.