Скопска Црна Гора – островок сербства в Северной Македонии
На севере молодого балканского государства Северная Македония есть особая область, сохраняющая неразрывную культурно-историческую связь с Сербией: эдакий островок сербства на южных Балканах. Место это называется Скопска Црна Гора и находится оно недалеко от столицы Северной Македонии — города Скопье.
Я намеренно не берусь переводить или русифицировать этот топоним, который вызывает в голове смешение понятий: Скопье – это Македония, Црна Гора – Черногория, а живут там сербы. На деле же к государству Черногория Скопска Црна Гора не имеет прямого отношения, к Северной Македонии ее можно отнести лишь по географическому признаку. А вот сербы – это ее главная отличительная черта.
Название Црна Гора («Черная Гора» в переводе с сербского, турки называли ее по-своему – Карадаг) относится к горному массиву, расположенному на юге Сербии. Он берет начало в Косово и Метохии — от гниланской котловины и Качаника — и уходит вглубь территории Северной Македонии, где с юга и востока зажат скопской долиной и кумановской котловиной.
Скопска Црна Гора – это отдельно взятая область, которую характеризуют свои этнографические, культурные и языковые особенности, напрямую связанные с проживающими тут веками сербами. Несмотря на то, что они и по сей день с трёх сторон окружены албанцами, им удалось сохранить свой язык, культуру, обычаи, в значительной мере — сербские имена и фамилии. Давление на сербов, которых пытались ассимилировать и лишить национального самосознания, имеет место в этих краях со времен османского ига. Тогда, в XV веке, под удар попала вера. Под властью турок на Скопской Црной Горе зародилась традиция двоеверия. Многие сербы притворились, что перешли в ислам, но в душе оставались христианами и продолжали тайно праздновать Рождество, Пасху и крестную Славу.
Двоеверцев на Балканах называли по-разному: «Аллаховы христиане», «крипто-ортодоксы» и «каришичи».
С падением турецкого ига большая часть сербов вернулась в православие. Ислам тоже не ушел бесследно: так в этой части региона появились горанцы, или македонские торбеши.
Позднее сербов пытались «растворить» путем македонизации, заставляя менять сербские имена и фамилии на македонские — то есть поменять окончание фамилии с –ич на –ски. Принуждали их к этому и болгары во время оккупации в период Второй мировой войны. Да и местные власти на заре своей независимости делали все, чтобы было выгоднее стать македонцем, нежели оставаться сербом. Например, получить работу было проще Стояновскому, чем Стойковичу. В последние несколько лет отдельные сербы, живущие на Скопской Црной Горе, открыто возвращают свои сербские фамилии в попытке восстановить в полной мере свою национальную идентичность. В этом им помогает и официальный Белград, оказывая поддержку сербскому информационно-культурному центру и школам, где ведется преподавание не только на македонском, но и на сербском языке. Не так давно и власти Северной Македонии обещали оказать действенную помощь в сохранении языка и культуры сербского национального меньшинства в стране. Так, в Скопье должен появиться Сербский культурный центр, а в ряд школ вернут изучение сербского языка.
Скопску Црну Гору издревле называли и Святой Горой. Некогда здесь, как в Охриде, находилось 365 церквей и монастырей — по числу дней в году. До сего дня сохранилось лишь 30 средневековых храмов. Главным образом они относятся к средневековому сербскому наследию династии Неманичей.
Король Стефан Дечанский, цари Душан и Урош, а вместе с ними и король Милутин — все они оставили на Скопской Црной Горе свои задужбины, — храмы, возведенные во спасение души.
К сожалению, большинство граждан Сербии мало что знает о святынях Скопской Црной Горы. Все церкви и монастыри, которые ранее относились к Печской патриархии Сербской православной церкви (СПЦ), теперь находятся под управлением пребывающей вне канонического общения со Вселенским православием т.н. македонской православной церкви.
До недавнего времени здесь фактически не было туристов из Сербии. Как рассказывали местные жители, несмотря на наличие древних сербских монастырей, в эти края не организовывали ни одного паломнического тура по линии СПЦ.
Натянутые отношения между СПЦ и непризнанной македонской церковью, не всегда дружелюбное соседство и низкий уровень благосостояния оставляет сербские святыни в незавидном положении. Вспоминается репортаж сербского телевидения 2017 года из села Кучевиште, где находится средневековый сербский храм святого архангела Михаила, который тогда охраняла игуменья Стойка Црнчич. Держа в руках новенький полуавтоматический пистолет в кобуре, она поясняла журналистам РТС: «Ходят тут всякие. Если кто проникнет за ворота, уж лучше я его, чем он меня».
В том же 2017 году я был на Скопской Црной Горе в церкви Святой Петки (Параскевы). Ее охранял один старик, жаловавшийся, что церковь постоянно взламывают, хотя красть совсем нечего.
Даже замок на дверях уже не меняли — так и висел сломанный. Когда сторож узнал, что я русский, он умолял достучаться до кого-нибудь в Москве или Белграде, чтобы им подарили новый колокол, который будет слышно в округе.
Храмы на Скопской Црной Горе действительно уникальные. Так, например, есть здесь «церковь в церкви» — часовня святого Николая, тайно построенная в 1501 году (уже при турках) под сводом большой церкви Святого Спаса. Она была размером всего 4 на 4 метра и имела тайную лестницу. Снаружи часовня была не видна и служила для проведения тайных богослужений. Спустя четыре века, в 1905 году, часовня была отреставрирована и открыта для всех верующих.
Монастырь Святого Никиты в селе Горняне, задужбина короля Милутина из XIV века, — типичный образец рашcко-византийского стиля архитектуры, сербского средневекового стиля, в котором выполнена знаменитая косовская Грачаница, а по ее подобию — храм святого Марка в Белграде. Колокол для звонницы этого монастыря подарил в 1925 году король Александр Карагеоргиевич. Колокол все еще звонит…
В селе Баняне есть уникальный монастырь Святого Ильи, который буквально вырастает из массивной каменной глыбы. В его стенах похоронен воевода Спаса Призренац, погибший в 1904 году в сражении с турками.
Церковь Святого Спаса в Кучиште, которая до XV века называлась Введенским храмом (церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы), предположительно была построена в 1333 году, во времена царя Душана. При этом считается, что заложена она была еще при его отце Стефане Дечанском.
Царь Душан, к слову, был коронован царем Сербов и Греков в Скопье. При нем сербское царство было на пике своего могущества и территориальных владений. Знаменитый Каменный мост через реку Вардар в центре македонской столицы также называют Душанов мост, так как достраивался он именно при этом сербском правителе.
Остальные храмы Скопской Црна Горы обладают не менее богатой историей, полны тайн, духовного и молитвенного наполнения, и, конечно же, заслуживают того, чтобы посетить их могли не только верующие и паломники, но и туристы, школьники из Сербии и других стран.
Исторически к региону Скопской Црна Горы относится 11 сел. В населенных пунктах Кучевиште, Горяне, Баняне, Чучер-Сандево, Побужье, Глуво, Мирковце сохраняется сербское большинство, которое с гордостью указывает на то, что их край является «бастионом сербства и старого сербского корня Неманичей».
Здесь берегут сербские обычаи и традиции, например, сохранена уникальная разновидность национального костюма, характерного только для этой области (женскую ткут из шелка, и к костюму добавляется дополнительная юбка-фартук – утайка; особым образом повязываются головные платки).
Мужчины продолжают поддерживать в рабочем состоянии старые водяные мельницы. В старые времена молодой человек в этих краях фактически не имел шансов жениться, пока не обзаведется собственной водяной мельницей. Здесь, говорят на южно-сербском варианте призренско-тимочского наречия, на котором говорили средневековые сербские цари и короли.
Скопска Црна Гора, будучи одной из трех областей с наибольшей концентрацией сербов в Северной Македонии, остается живым подтверждением сербских истоков истории и культуры не только этих мест, но и целого региона южных Балкан.
На обложке: Церковь Святого Никиты / Скопска Црна Гора — Skopska Crna Gora, Facebook