Партизанское кино Югославии: от «Славицы» до «Андеграунда»

Партизанское кино было характерным явлением и для Советского Союза, и для Польши, и для Китая, но доминировало это тематическое направление именно в югославском кинематографе. Партизанское движение символизировало вклад страны в победу над фашизмом и было основной скрепой, объединявшей народы.

Снятая в 1946 году лента «В горах Югославии» несла не только пропагандистские посылы, но и расставляла идеологические маркеры еще и в отношении злободневных событий. Такой продукт должен был выглядеть безупречно, так что основную работу возложили на более опытных советских товарищей.

83a7979779ed00817154efd4484ecda2

Постановку поручили маститому Абраму Ромму, а основные роли доверили советским актерам, включая известного если ни в кинематографических, то в театральных кругах Ивана Берсенева, сыгравшего самого Тито. В картине, пусть и мимоходом, возникали и главные антагонисты коммунистического вождя – фельдмаршал Роммель, лидер четников Драже Михайлович, глава националистического Независимого государства Хорватия Анте Павелич, обозначенные буквально одним характерным штрихом (соответственно — наглость, лживость, жестокость). Сталин на экране появлялся на транспаранте, взмывающем над толпой, скандирующей здравицу (приветствие) сначала ему, а уже потом Тито. Фильм был сделано безупречно, но общая компоновка получилась такой, что зрителю четко давали понять – героическая борьба партизан была лишь дополнением к борьбе Красной армии.

Тито такая трактовка не нравилась, и когда в 1948 годах он поссорился со Сталиным, «В горах Югославии» исчезла с экранов, а «первой картиной» решили считать снятую в 1947 году «Славицу». Снимал ее участник партизанской борьбы, хорватский актер и режиссер Вьекослав Африч, сыгравший в картине Ромма лидера сербских четников Михайловича. Кстати, большую часть своей творческой жизни Африч проработал в Белграде.

Slavica Film

В «Славице» рассказывалась о двух влюбленных, строящих лодку для партизан. Девушка погибла в бою, а лодка, с которой начинается флот социалистической Югославии, получает ее имя. Зритель принял картину тепло, но в последующие полтора десятка лет серьезного продолжения партизанская тема в югославском кино не получила.

Прорыв произошел после фильма «Козара», снятого в 1962 году на киностудии «Босна фильм» режиссером Велько Булайичем. Балансировавший между Востоком и Западом и разрабатывавший особый югославский путь социализма Тито понял, что эксплуатация партизанской темы может способствовать консолидации страны, а заодно и повышению его собственного престижа. «Козара» была сделана эмоционально и политически грамотно, тема зверств усташей оказалась заслонена воспеванием партизанского героизма.

kozara russ 63 a

Главную роль в ленте сыграл Велимир «Бата» Живоинович. Позже широкую популярность ему принесли  «Диверсанты» (1967), «Мост» (в советском прокате — «По следу Тигра», 1969), «Партизанская эскадрилья» (1979). Но самый большой успех выпал на долю картины «Вальтер защищает Сараево». В основу фильма были положены эпизоды из жизни легендарного руководителя сараевского подполья Владимира Перича, известного по псевдониму Вальтер и погибшего 6 апреля 1945 года при освобождении города.

В Москве и в Пекине его премьера прошла в один день – 30 ноября 1972 года. Две крупнейшие соцстраны тогда особо не дружили, зато Тито дружил со всеми. Советским зрителям фильм понравился, хотя критика встретила его прохладно. Зато в Китае ленту посмотрели более 300 миллионов человек: в честь ее героев называли детей и переименовывали улицы. И еще один важный момент: в фильме в небольшой роли дебютировал Эмир Кустурица.

Что касается Живоиновича, то своим любимым актером он считал Сергея Бондарчука, а имидж «главного партизана Югославии» органично сочетал с гражданско-политической позицией: в 2002 году актер баллотировался в президенты от Социалистической партии Сербии.

Прославившие Живоиновича фильмы были сняты режиссером Хайрудином «Шибой» Крвавацем, который еще в юности сражался под началом югославского партизана Владимира «Вальтера» Перича. Босниец по национальности, он умер в Сараево, в 1992 году, дожив до кровавого распада Югославии.

Но особое внимание уделялось не военным драмам с элементами боевика (как у Крваваца), а эпическим блокбастерам. Аналогичная тенденция была характерна и для других социалистических стран. Но если в Румынии и Польше для формирования национально-патриотического мифа обращались к событиям далекого прошлого (будь то древняя Дакия или Речь Посполитая), то в гораздо более молодой Югославии апеллировали к событиям, участники которых зачастую были не только живы, но и активно участвовали в политической жизни.

Речь, конечно, в первую очередь, шла о маршале Тито, который после фильма Ромма еще очень долго дозревал до того, чтобы увидеть себя на экране.

В «Козаре» его еще не было. Не появился он и в следующем фильме Велько Булайича «Битва на Неретве», которая снималась как своего рода привет-ответ первой части советского фильма «Освобождение» (впрочем, равно как и аналогичным западным лентам типа «Горит ли Париж?» и «Самый длинный день»).

originalslika Bitka na Neretvi Kras Zalepljeno 106 od 120 Slicica 197958323

Бюджет блокбастера Булайича так и остался в истории югославского кинематографа непревзойденным. Внимание иностранной аудитории было гарантировано приглашением целого сонма зарубежных звезд – Сергея Бондарчука и Олега Видова (СССР), Орлсона Уэллса и Юла Бриннера (США), Франко Неро и Сильвы Кошины (Италия), Харди Крюгера и Курта Юргенса (Германия). Рекламный плакат выполнил Пабло Пикассо. «Битва на Неретве» номинировалась на «Оскар», и хотя статуэтку не получила, снискала в прессе в основном положительные отзывы. Впрочем, и в художественном, и в историческом отношении фильм выглядит уязвимым. Один вид практически никак не замаскированных под немецкие танки «34-ок» (если не считать крестов) сбивало у многих зрителей эмоциональный настрой, необходимый для таких фильмов.

Главного заказчика фильм, видимо, удовлетворил, и он дал отмашку на то, чтобы какой-нибудь актер исполнил его роль в следующей картине.

Темой выбрали битву на Сутьеске. На роль постановщика приглашали недавнего оскароносца (за «Войну и мир») Сергея Бондарчука, но советское руководство заревновало и подыскало ему другую сопоставимую постановку («Они сражались за Родину»).  В «Сутьеске» Бондарчук впрочем поучаствовал как соавтор сценария. А постановку доверили Степе Деличу.

sutjeska

Интригу с исполнителем роли Тито разрешили самым эффектным образом, пригласив находившегося на пике славы Ричарда Бертона. Зато остальные роли исполняли сплошь югославы.

В отличие от «Битвы на Неретве», распадавшейся на несколько изолированных сюжетов, в «Сутьеске» оставили только одну линию, связанную с трагической судьбой генерала Савы Ковачевича и членов его семьи. Тогда в боях, помимо Савы, погибли его отец Благое, брат Янко и племянник Драган.

Успех «Сутьески» был сравним с «Битвой на Неретве». И чтобы логически завершить тему, в 1974 году на экраны выпустили картину «Ужицкая республика», посвященную первому по хронологии крупному сражению Национально-освободительной войны. Бюджет ее был несравнимо скромнее. Тито не входил в число главных героев, а его роль исполнил малоизвестный актер Марко Тодорович.

1974 Original Movie Poster Uzicka Republika 67 Days WIWI Mitrovic Buzancic YU 182320163081

До «Ужицкой республики» режиссер фильма Живорад «Жика» Митрович снял несколько лент партизанской и околопартизанской тематики, из которых стоит выделить «Операцию «Белград» (1968). В ней рассказывается о подпольщиках, которым приказано либо отбить, либо ликвидировать попавшего в плен советского офицера связи, который летел на встречу «Большой тройки». Перед сходной дилеммой оказываются и персонажи советско-югославской ленты 1974 года «Единственная дорога» (режиссер Владо Павлович), только там речь идет о прикованных к машинам с горючим пленных советских шоферах.

MV5BMjYyZWM1MTUtYTY4Yi00ZTU0LTkxYzgtNzhiOThkNmMzMTFlXkEyXkFqcGdeQXVyMjQ2MjM3MjI . V1

Вообще, вероятно, в силу политических причин совместных советско-югославских постановок по военной тематике было немного: кроме «Единственной дороги» вспоминаются только «Проверено – мин нет» (1965) и «Дикий ветер» (1985).

Юрий Озеров в рамках эпопеи «Освобождение» планировал посвятить Югославии отдельную серию, но дело ограничилось небольшим эпизодом. Зато следующую свою эпопею «Солдаты свободы» Озеров посвятил участию восточно-европейских коммунистов в антифашистской борьбе. В качестве персонажей в ней фигурировали и здравствующие на тот момент руководители стран соцлагеря – Тодор Живков (Болгария), Николае Чаушеску (Румыния), Янош Кадар (Венгрия), Густав Гусак (Чехословакия) и Иосип Броз Тито. Роль югославского маршала исполнил Николай Еременко-старший. Ему посвятили серию, где рассказывалось о попытке немецких парашютистов захватить Тито в районе Дрвара. Маршала тогда эвакуировали советские летчики, так что политический подтекст в выборе сюжета проглядывал.

poster filma 113

После кончины Тито в 1980 году новое, представлявшее другое поколение руководство уже не проявляло особого интереса к фильмам партизанской тематики (даже с учетом их функции исторической скрепы). Тему свертывали, постепенно сдвигая ее в другую плоскость. Самый известный и характерный пример – «Офицер с розой» (1987, режиссер Деян Шорак), где действие происходит уже после освобождения Загреба и затрагивается тема необоснованных репрессий.

Последним «приветом» стал снятый в 1995 году знаменитый «Андеграунд» Эмира Кустурицы, в котором штампы «партизанского кино» язвительно высмеиваются, чтобы в конце зритель вдруг испытал скорбь и тоску от того, что нет уже такой страны Югославии.

filmz.ru f 168669

Дмитрий Митюрин

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх