От парового катка до грязного театра: две главные хорватские рок-группы

Югославская и постъюгославская рок-сцена уже довольно хорошо известна в России. «Bijelo dugme», «Riblja čorba», «The No Smoking Orchestra» давно имеют своих почитателей далеко за пределами Балкан. Все эти группы так или иначе связаны с Сербией либо с Боснией. Хорватский рок, как в рамках общеюгославского, так и сам по себе, в других странах известен не так хорошо. Этих групп немало, но в этой статье будет представлена краткая история и новости о современном существовании двух хорватских коллективов, на субъективный авторский взгляд, наиболее достойных представления. Это «Parni Valjak» и «Prljavo kazalište».

Parni Valjak

Parni valjak 1
Фото: cmc.com.hr

Группа «Parni valjak» (она же «Паровой каток») образовалась в 1975 году в Загребе, на основе менее известного коллектива «Група 220» как некая хорватская альтернатива уже тогда популярной группе «Bijelo dugme». Лидерами группы были Хусейн «Хус» Хасанефендич родом из Баня-Луки и Александар «Аки» Рахимовски из Скопье — как видим, без общеюгославского «братства и единства» не обошлось и тут. За хорватско-итальянскую часть группы отвечали Юрица Паджен (соло-гитара), Златко Миксич-Фума (бас-гитара) и Сречко Антониоли (ударные) — так выглядел первый состав «Катка», который уже в 1976 году записал дебютный альбом «Приходите на шоу».

Он не вызвал особого восторга ни у публики, ни у критиков, равно как и изданная год спустя пластинка «Головой об стену», на которой, впрочем, были записаны и пара будущих хитов группы вроде «Куклы для бала».

А в 1978-м деятельность группы и вовсе была приостановлена из-за того, что Хуса и Аки забрали в армию. После того как они оттуда вернулись, к ним присоединились ударник Иван Станчич и гитарист Зоран Цветкович. В 1979 году они записывают альбом «Городские истории», который имел такой успех, что музыканты на радостях выпустили его англоязычную версию под названием «City Kids», не снискавшую, тем не менее, мирового успеха. Однако с тех пор «Парни вальяк» прочно занял своё место на хорватской музыкальной сцене. Альбом 1980 года «Горячие игры» с хитами «Она так обалденно молода» и «Неда» окончательно закрепил успех группы.

На протяжении 1980-х состав группы, за исключением Хуса и Аки, часто менялся, но популярности группы это не просто не мешало, она продолжала расти. Это признавали и их коллеги по цеху, причём не только из Хорватии. Так, в записи альбома 1984 года «Поймай ритм», песни с которого были в жесткой ротации на радиостанциях страны, принимали участие Момчило Баяга и Деян Цукич из сербской группы «Баяга и инструкторы», а клавишница сербского ансамбля «Екатерина Великая» Маргита Стефанович приняла участие в записи следующего альбома «Двигайся!».

Parni valjak 2
Фото: Damir Hoyka

В 1985 году вышел альбом «Ангелам скучно?» с песней «Осень во мне», которая многими считается главным хитом группы и которую слушатели «Катка» всегда желают услышать на концертах. В конце 80-х наступило время масштабных уличных концертов и больших рок-фестивалей. На одном из них, под названием «Zagreb rock forces», который состоялся в 1988-м, группа была неоспоримым хедлайнером.

В независимой Хорватии группа продолжила выпускать альбомы и начала собирать награды. Записанный при участии лучшего гитариста Хорватии Марияна «Брка» Бркича альбом 1993 года «Пробуждение» с хитами «Любовная» и «Всё ещё пахнет ею» получил семь наград «Порин» (главная музыкальная награда независимой Хорватии).

Во время войны 1991-1995 гг. группа часто выступала за рубежом для хорватской диаспоры и давала благотворительные концерты. Однако «Парни вальяк» не слишком любили тогдашние хорватские националистические власти, которые периодически срывали их концерты. Как признавался Хус в одном из своих интервью, в правящую элиту Хорватии входили люди, которым сложно было представить, что музыканты с фамилиями Рахимовски и Хасанефендич играют в самой популярной хорватской рок-группе.

Но уже в 2000-м, после смерти президента Франьо Туджмана и политических перемен в стране, группа отметила своё 25-летие масштабным концертом в загребском Доме спорта. После короткого перерыва в концертной деятельности в середине нулевых группа воссоединяется в 2009-м, а их концертный тур бьёт все рекорды по посещаемости. Более того, «Каток» впервые за много лет докатывается и до Сербии, где его любили и любят не меньше, чем в Хорватии.

Последний студийный альбом группы, девятнадцатый по счёту, вышел шесть лет назад. Уже после этого, в 2022-м группу постигла тяжелая утрата — скончался Аки Рахимовски. Но, несмотря на это, «Парни вальяк» продолжает существовать и неизменно собирает аншлаги на концертах.

Prljavo kazalište

«Грязный театр» появился на свет в 1977-м в Дубраве — в рабочем (и до сих пор самом опасном) районе Загреба. Изначально группа называлась «Цифершлус» («Застёжка-молния»), но вскоре была переименована, на что участников группы вдохновил один из эпизодов итальянского комикса «Алан Форд». Отцами-основателям группы были Даворин Богович (вокал), Ясенко Хоура (вокал, гитара), Зоран Цветкович-Зок (соло-гитара), Нинослав Храстек-Нино (бас-гитара) и Тихомир Филеш (ударные).

PK1

Первое выступление группы состоялось в 1978 году на концерте, организованном журналом «Polet» (кстати говоря, печатного органа югославского комсомола), где они зарекомендовали себя как «бескомпромиссная панк-группа», хотя все её участники были поклонниками скорее классического рок-н-ролла в исполнении «Роллинг Стоунз». В 1978 году они подписали контракт с главной звукозаписывающей компанией страны «Юготон» и тогда же опубликовали свой первый сингл под названием «Телевизоры». В песне звучат во многом актуальные и сейчас жалобы на то, что телевизоры ревут, гудят, а ведущие при этом неправильно читают новости…

В 1979 году «Прляво казалиште» выпускает одноимённый альбом, первый в своей истории, который вызвал неприятие официозной югославской журналистики и властей своим панковским стилем — хорватские омладинцы (комсомольцы), наверное, в очередной раз пожалели, что открыли им дорогу к дальнейшему музыкальному успеху… После выхода альбома Зоран Цветкович покинул группу, и его заменил уже известный нам Мариян Бркич.

Год спустя 200-тысячным тиражом выходит новый альбом группы «Чёрно-белый мир» со множеством песен, ставшими хитами. Легендарной стала фраза солиста: «Мое имя Даворин Богович, а всё вокруг меня — чёрно-белый мир». Правда, после выхода альбома Богович покидает группу.

Группа обретает широчайшую популярность. Свой следующий альбом «Герои улиц» она записывает в Швеции. После того как Богович ненадолго возвращается в группу, а затем окончательно уходит, место солиста занимает Младен Бодалец, который и остаётся фронтменом по сей день.

PK2
Фото: ezadar.net.hr

Его вокал впервые появляется на изданном компанией «Юготон» в 1985-м альбоме «Золотые годы». Именно после его выхода группа добилась большой популярности на всей территории Югославии. Массовые продажи альбомов и переполненные концертные залы были тому свидетельством. «Не зови, мама, доктора», «Мороженое» и «Золотые годы» становятся абсолютными хитами.

В 1988 году вышел скандальный альбом «Остановите землю» с культовой композицией «Моей матери», или «Хорватская роза». Ясенко Хоура написал её после смерти своей матери, но этой, казалось бы, очень личной песне суждено было стать общенациональным хитом. На загребском концерте группы на площади бана Елачича в 1989-м собралось от 250 до 300 тысяч человек. Югославская милиция получила приказ отключить электричество и сорвать концерт, но её сотрудники просто не смогли прорваться сквозь толпу для того, чтобы это сделать. Один из милиционеров все-таки прорвался к Хоуре и попросил его сказать публике, что концерта не будет, на что тот ответил: «Скажите им об этом Вы». Конечно, никто не осмелился ничего сказать 300-тысячной толпе, которая хором пела «Хорватскую розу», а сам тот легендарный концерт из-за попытки срыва с тех пор стал называться «Запрещённым концертом».

В 1990-м в группу ненадолго возвращается Даворин Богович и принимает участие в записи альбом «Девяностый», который имел яркую антивоенную направленность. Но война, как известно, случилась. В те годы группа часто выступала за рубежом и выпустила свой следующий студийный альбом только в 1993 году. Альбом под названием «Печатай шаг» (Lupi petama) содержит в себе песни почти исключительно на патриотическую и военную тематику, что вполне отвечало духу времени.

Четыре года спустя группа отметила своё 20-летие в концертном зале «Ватрослав Лисински», где играет в сопровождении симфонического оркестра, что в полной мере соответствовало её культовому статусу.

В 1998-м они на некоторое время ушли со сцены, чтобы в 2003-м вернуться и вспомнить свой родной район, записав альбом «Радио Дубрава», снискавший немалый успех у хорватской публики. Всего «Грязный театр» записал 12 студийных альбомов, последний из которых — в 2012-м, и продолжает оставаться любимым публикой в Хорватии и за её пределами. «Грязнули», наряду с «Паровым катком», стали легендами в югославские времена и всё ещё радуют своих слушателей на просторах бывшей единой страны.

Обложка: freepik.com

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх