Муралы и дух свободы: как Белград стал неофициальной европейской столицей уличного искусства
Всего через несколько дней после смерти Патриарха Сербского Иринея его портрет стал появляться на стенах домов в целом ряде городов Сербии: сначала в Суботице, затем в Белграде и Зренянине, потом в местечках Пландиште и в Оджацах.
После смерти всенародно любимого певца Джея Рамадановского в престижном белградском районе Дорчол, на улице Еврейской, тут же появился портрет исполнителя с текстом из одного из его хитов — «Воскресенье, и все вы здесь».
В конце ноября, после смерти легенды футбола Диего Марадоны, белградские уличные художники расписали в его честь две стены в столичных районах Дорчол и Мириево.
Время от времени в городе на самых видных местах появляются портреты и погибших «крутых парней» — футбольных фанатов или районных братков.
«Когда происходит какое-то важное событие, уличные художники реагируют быстро и по-своему. Их комментарии часто отражают личные эмоции и отношение к ситуации, однако в большинстве случаев оно совпадает с мнением общества», — отмечает фотограф и автор книги «Уличное искусство Белграда» Александр Джорджевич.
Сотни масштабных граффити (или муралов, как их здесь называют) украшают не только столицу, но и все крупные города страны, а количество более мелких произведений и вовсе измеряется тысячами. С тех пор как в Берлине, в ходе его реконструкции, исчезли целые кварталы с уличным искусством, современный Белград стал неофициальной европейской столицей граффити.
Некоторые уличные художники «специализируются» на выполнении реалистичных изображений. Иногда они создают их по собственному желанию, а иногда — по заявкам: как, например, в случае с портретами, заказанными фанатами популярного в Сербии футбольного клуба «Партизан». На них изображены такие известные люди, как сербский журналист Душко Радович или известный писатель Джордж Оруэлл. Эти настенные портреты были созданы в рамках проекта под названием «Гробарский трэш-романтизм» (Гробари, или в переводе с сербского, «могильщики», — сленговое название болельщиков ФК «Партизан»).
По словам искусствоведа Лиляны Радошевич, занимающейся уличной культурой уже два десятилетия, этот арт-проект был призван изменить негативное отношение к футбольным фанатам. Конечно, в первую очередь, на муралах изображены те, кто болел за «Партизан» и своим творчеством внес свой вклад в развитие сербской культуры. Прохожим обычно нравятся эти изображения, потому что они вызывают положительные эмоции по отношению к изображаемым личностям. А цель всего проекта — изменить стереотипы о футбольных фанатах.
Войны спреев
Иногда можно встретить граффити, сопровождаемые острым политическим подтекстом, направленные против определенной социальной или этнической группы, политика или спортсмена. Примечательно, что и на таком уровне ведется настоящая уличная война между двумя «лагерями» — националистами и антифашистами. Послания друг друга они перекрашивают в одночасье.
«Вместе с тем на улицах можно встретить афоризмы, узоры, буквы, сложные графические решения и стикеры… Тут [в Белграде] представлен широкий спектр тем — от эмоциональных графических решений до слоганов и работ, критикующих общество, — говорит Александр Джорджевич. — В книге ”Уличное искусство Белграда” мы разделили работы по темам — радость, грусть, любовь, сила, мудрость и слава. Мы встречаем послания, которые художники считают важными и интересными. Посредством своих работ они нередко комментируют состояние общества. Граффити затрагивают и экологическую проблематику — призывают проявить заботу о планете и животных, а также транслируют любовь — к людям, музыке, городу, спортивному клубу…».
Нередко муралы носят и декоративный характер, а их веселые персонажи символизируют положительные эмоции. Большинство художников-карикатуристов таким образом выражают потребность в общении, что со временем становится образом жизни. По мнению искусствоведов, стрит-арт — это самое честное искусство, которое постоянно развивается.
Новый мурализм
Представители культуры граффити начали интегрировать в свое творчество некоторые принципы концептуального искусства примерно в начале 2000-х годов. Вскоре во многих городах «уличное искусство» стало частью брендинга территорий, во многом направленного на привлечение туристов. Вместе с тем, покрасить несколько фасадов и нанять для этого уличных художников гораздо дешевле, чем полностью отреставрировать здание. Таким образом, и сами власти стали выдавать разрешения на художественное оформление фасадов и стен. Лиляна Радошевич называет это движение «новым мурализмом», которое воссоздает дух того, что можно увидеть на улице.
Однако, по ее мнению, муралы и фотореализм — лишь небольшая часть уличного искусства. В основном, эту нишу занимает граффити. Около трети изображений обладают политическим подтекстом: обычно они заказываются партиями, использующими «повстанческие» приемы пропаганды и самопиара. Еще треть – фанатские граффити, а оставшаяся часть — это изображения «в нью-йоркском стиле», подписанные автором или его командой. Основной посыл этих граффити прост: «мы здесь». Главное для авторов — не копировать чужие идеи, иметь собственный узнаваемый стиль, свою совершенную технику. Как правило, эти художники занимаются леттерингом — дизайном букв. Они оставляют свои работы у всех на виду, но при этом предпочитают оставаться анонимными, и поэтому подписываются псевдонимами.
Для того, чтобы создать масштабный мурал, нужно получить разрешение у городских властей, Института охраны памятников, а также у владельцев здания, на котором он будет нарисован. До недавнего времени в Белграде действовала специальная комиссия, которая принимала решение о размещении какого-либо художественного произведения в общественном пространстве. Сейчас ее упразднили, и это существенно осложняет ситуацию с выдачей разрешений. Законом живопись на стенах не предусмотрена, поэтому кто-то недовольный всегда может нажаловаться и вызвать коммунальную инспекцию. Именно так и произошло прошлым летом с организаторами знаменитого фестиваля «Реконструкция»: у них были разрешения и от арендаторов, и от властей, но не было юридической возможности заявить о создании мурала. В итоге организаторов оштрафовали на 100 евро. Если же разрешения нет у художника, то он рискует быть арестованным.
«Белград интересен тем, что законы, касающиеся удаления граффити, не выполняются из-за отсутствия средств, — поясняет Лиляна Радошевич. – Поэтому в плане городского искусства столица Сербии обладает статусом одного из самых привлекательных городов в Европе. Свобода творчества мнения заключается в том, что большая часть произведений уличного искусства была создана без разрешения».
Среди художников-муралистов Белграда есть и наш соотечественник Андрей Колосов, который уже несколько лет живет в этом городе.
«Я начал писать на стенах десять лет назад в родном Реутове, где у меня была студия и клуб художников. Были разные заказы, в том числе и государственные. Несколько лет я проводил выставки, многие их участники сейчас известные уличные художники, — рассказал Колосов порталу «Балканист». — Я учился иконописи и фреске по старым технологиям на кафедре монументального искусства в Православном Свято-Тихоновском университете. В своих работах я комбинирую множество техник — от фрески до аэрозоля. В Белград я переехал несколько лет назад на учебу и продолжил писать. Стены я оформляю на заказ. Каждый мурал, который я создаю, подчинен определенной цели, которая окружающим, возможно, не заметна… Вместе с тем я стараюсь постоянно оттачивать свою технику и искусство передавать эмоции через цвет. В последнее время появилось много людей, которым нравится мое творчество и мои идеи благоустройства города через искусство. Белград уникален тем, что по соседству с современными муралами мы можем увидеть и те, что были созданы в 80-е, за ними ухаживают, их реставрируют. Жители сами хотят, чтобы их город стал столицей уличного искусства. Каждый год здесь проходит множество фестивалей с новыми международными участниками. Здесь уважают уличное искусство и стараются его беречь».
Недавно белградский стрит-арт был визуализирован и в приложении крупнейшего в мире сообщества уличного искусства Street Art Cities. В нем отмечено 136 муралов.
На платформе Street Art Cities можно найти муралы и граффити со всего мира. Она охватывает 90 стран, 716 городов и около 30 000 образцов уличной живописи.