Муралы и дух свободы: как Белград стал неофициальной европейской столицей уличного искусства

Всего через несколько дней после смерти Патриарха Сербского Иринея его портрет стал появляться на стенах домов в целом ряде городов Сербии: сначала в Суботице, затем в Белграде и Зренянине, потом в местечках Пландиште и в Оджацах.

54244 f iff
novosti.rs

После смерти всенародно любимого певца Джея Рамадановского в престижном белградском районе Дорчол, на улице Еврейской, тут же появился портрет исполнителя с текстом из одного из его хитов — «Воскресенье, и все вы здесь». 

54251 fff f
novosti.rs

В конце ноября, после смерти легенды футбола Диего Марадоны, белградские уличные художники расписали в его честь две стены в столичных районах Дорчол и Мириево. 

54250 ffff iff
novosti.rs

Время от времени в городе на самых видных местах появляются портреты и погибших «крутых парней» — футбольных фанатов или районных братков.

54249 g iff
novosti.rs

«Когда происходит какое-то важное событие, уличные художники реагируют быстро и по-своему. Их комментарии часто отражают личные эмоции и отношение к ситуации, однако в большинстве случаев оно совпадает с мнением общества», — отмечает фотограф и автор книги «Уличное искусство Белграда» Александр Джорджевич. 

Сотни масштабных граффити (или муралов, как их здесь называют) украшают не только столицу, но и все крупные города страны, а количество более мелких произведений и вовсе измеряется тысячами. С тех пор как в Берлине, в ходе его реконструкции, исчезли целые кварталы с уличным искусством, современный Белград стал неофициальной европейской столицей граффити.

54246 hh iff 1
novosti.rs

Некоторые уличные художники «специализируются» на выполнении реалистичных изображений. Иногда они создают их по собственному желанию, а иногда — по заявкам: как, например, в случае с портретами, заказанными фанатами популярного в Сербии футбольного клуба «Партизан». На них изображены такие известные люди, как сербский журналист Душко Радович или известный писатель Джордж Оруэлл. Эти настенные портреты были созданы в рамках проекта под названием «Гробарский трэш-романтизм» (Гробари, или в переводе с сербского, «могильщики», — сленговое название болельщиков ФК «Партизан»). 

54247 h iff
novosti.rs

По словам искусствоведа Лиляны Радошевич, занимающейся уличной культурой уже два десятилетия, этот арт-проект был призван изменить негативное отношение к футбольным фанатам. Конечно, в первую очередь, на муралах изображены те, кто болел за «Партизан» и своим творчеством внес свой вклад в развитие сербской культуры. Прохожим обычно нравятся эти изображения, потому что они вызывают положительные эмоции по отношению к изображаемым личностям. А цель всего проекта — изменить стереотипы о футбольных фанатах.

Войны спреев

Иногда можно встретить граффити, сопровождаемые острым политическим подтекстом, направленные против определенной социальной или этнической группы, политика или спортсмена. Примечательно, что и на таком уровне ведется настоящая уличная война между двумя «лагерями» — националистами и антифашистами. Послания друг друга они перекрашивают в одночасье. 

54245 l iff
novosti.rs

«Вместе с тем на улицах можно встретить афоризмы, узоры, буквы, сложные графические решения и стикеры… Тут [в Белграде] представлен широкий спектр тем — от эмоциональных графических решений до слоганов и работ, критикующих общество, — говорит Александр Джорджевич. — В книге ”Уличное искусство Белграда” мы разделили работы по темам — радость, грусть, любовь, сила, мудрость и слава. Мы встречаем послания, которые художники считают важными и интересными. Посредством своих работ они нередко комментируют состояние общества. Граффити затрагивают и экологическую проблематику — призывают проявить заботу о планете и животных, а также транслируют любовь — к людям, музыке, городу, спортивному клубу…».

54248 gg iff
novosti.rs

Нередко муралы носят и декоративный характер, а их веселые персонажи символизируют положительные эмоции. Большинство художников-карикатуристов таким образом выражают потребность в общении, что со временем становится образом жизни. По мнению искусствоведов, стрит-арт — это самое честное искусство, которое постоянно развивается.

Новый мурализм

Представители культуры граффити начали интегрировать в свое творчество некоторые принципы концептуального искусства примерно в начале 2000-х годов.  Вскоре во многих городах «уличное искусство» стало частью брендинга территорий, во многом направленного на привлечение туристов. Вместе с тем, покрасить несколько фасадов и нанять для этого уличных художников гораздо дешевле, чем полностью отреставрировать здание. Таким образом, и сами власти стали выдавать разрешения на художественное оформление фасадов и стен. Лиляна Радошевич называет это движение «новым мурализмом», которое воссоздает дух того, что можно увидеть на улице.

35066 viber image 2020 11 02 16 03 3911 iff
Андрей Колосов

Однако, по ее мнению, муралы и фотореализм — лишь небольшая часть уличного искусства. В основном, эту нишу занимает граффити. Около трети изображений обладают политическим подтекстом: обычно они заказываются партиями, использующими «повстанческие» приемы пропаганды и самопиара. Еще треть – фанатские граффити, а оставшаяся часть — это изображения «в нью-йоркском стиле», подписанные автором или его командой. Основной посыл этих граффити прост: «мы здесь». Главное для авторов — не копировать чужие идеи, иметь собственный узнаваемый стиль, свою совершенную технику. Как правило, эти художники занимаются леттерингом — дизайном букв. Они оставляют свои работы у всех на виду, но при этом предпочитают оставаться анонимными, и поэтому подписываются псевдонимами.

Для того, чтобы создать масштабный мурал, нужно получить разрешение у городских властей, Института охраны памятников, а также у владельцев здания, на котором он будет нарисован. До недавнего времени в Белграде действовала специальная комиссия, которая принимала решение о размещении какого-либо художественного произведения в общественном пространстве. Сейчас ее упразднили, и это существенно осложняет ситуацию с выдачей разрешений. Законом живопись на стенах не предусмотрена, поэтому кто-то недовольный всегда может нажаловаться и вызвать коммунальную инспекцию. Именно так и произошло прошлым летом с организаторами знаменитого фестиваля «Реконструкция»: у них были разрешения и от арендаторов, и от властей, но не было юридической возможности заявить о создании мурала. В итоге организаторов оштрафовали на 100 евро. Если же разрешения нет у художника, то он рискует быть арестованным.

RAJICEVA DRUGA SLIKA1

«Белград интересен тем, что законы, касающиеся удаления граффити, не выполняются из-за отсутствия средств, — поясняет Лиляна Радошевич. – Поэтому в плане городского искусства столица Сербии обладает статусом одного из самых привлекательных городов в Европе. Свобода творчества мнения заключается в том, что большая часть произведений уличного искусства была создана без разрешения».

Среди художников-муралистов Белграда есть и наш соотечественник Андрей Колосов, который уже несколько лет живет в этом городе.

68ff60093bc76e08856550e9a301e3c7.0
Андрей Колосов

«Я начал писать на стенах десять лет назад в родном Реутове, где у меня была студия и клуб художников. Были разные заказы, в том числе и государственные. Несколько лет я проводил выставки, многие их участники сейчас известные уличные художники, — рассказал Колосов порталу «Балканист». —  Я учился иконописи и фреске по старым технологиям на кафедре монументального искусства в Православном Свято-Тихоновском университете. В своих работах я комбинирую множество техник — от фрески до аэрозоля.  В Белград я переехал несколько лет назад на учебу и продолжил писать. Стены я оформляю на заказ. Каждый мурал, который я создаю, подчинен определенной цели, которая окружающим, возможно, не заметна… Вместе с тем я стараюсь постоянно оттачивать свою технику и искусство передавать эмоции через цвет.  В последнее время появилось много людей, которым нравится мое творчество и мои идеи благоустройства города через искусство. Белград уникален тем, что по соседству с современными муралами мы можем увидеть и те, что были созданы в 80-е, за ними ухаживают, их реставрируют. Жители сами хотят, чтобы их город стал столицей уличного искусства. Каждый год здесь проходит множество фестивалей с новыми международными участниками. Здесь уважают уличное искусство и стараются его беречь».

bd534b8e81a54f6d11cd40e5964fefe7.0
Андрей Колосов

Недавно белградский стрит-арт был визуализирован и в приложении крупнейшего в мире сообщества уличного искусства Street Art Cities. В нем отмечено 136 муралов.

На платформе Street Art Cities  можно найти муралы и граффити со всего мира. Она охватывает 90 стран, 716 городов и около 30 000 образцов уличной живописи.

bg od novaka 1

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх