«Благовест братской любви Москвы»: освобождение балканских славян в гравюрах русских и европейских художников
В Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына Балканам уделяют особое внимание. Осенью в музее ДРЗ экспонировали работы «отца» югославского комикса Юрия Лобачева. С 1 декабря здесь демонстрируется коллекция, посвященная братьям Алексею и Ивану Шеншиным — ученому и художнику, которые оставили Сербии богатое культурное и научное наследие. А на прошлой неделе здесь открылась выставка, связанная с историей региона, — «Балканский триумф. Политика чести и великодушия. Из коллекции гравюр А. А. Авдеева, посвященных Русско-турецкой войне 1877–1878 годов».
Основным театром боевых действий Русско-турецкой войны 1877-1878 годов была Болгария. Собственно, болгарский народ же и стал одним из главных поводов к последнему конфликту Петербурга и Стамбула. Болгар, как и другие народы Балканского полуострова, османы поработили почти на пять столетий. Православным славянам в мусульманской державе жилось тяжело: они были лишены многих прав и свобод, были обложены немалыми налогами, нередко их навсегда разлучали с детьми, которых могли отправить на службу к султану или вовсе «угнать» на другой конец Османской империи.
18 апреля 1876-го болгары подняли восстание, которое вошло в историю как Апрельское. Турки сопротивление подавили быстро и с особой жестокостью: разграбили сотни селений и убили порядка тридцати тысяч болгар, из которых непосредственно бунтовщиками была лишь треть. Остальными были мирные жители — старики, женщины и дети. В июне 1876 года войну Порте объявили жаждавшие свободы Черногория и Сербия. Войска последней, несмотря на помощь русских добровольцев, турки разбили к концу октября того же года. Россия предъявила османам ультиматум, согласно которому они должны были подписать с сербами и черногорцами мирный договор, — в противном случае 200-тысячное русское войско перешло бы турецкую границу. В Стамбуле ультиматум приняли. В декабре Петербург инициировал созыв Константинопольской конференции великих держав, призванной урегулировать «Восточный вопрос» и ограничить влияние Порты. На этот раз турки все предложенные проекты отвергли.
Отказ от сотрудничества и жестокое подавление народно-освободительных движений на Балканах привели к тому, что Стамбул настроил против себя общественное мнение. Европейские державы, которые ранее поддерживали османов (например, в Крымской войне 1853-1856 гг.), в этот раз предпочли не вмешиваться. Россия, которая выступала за освобождение православных народов от турецкого ига, 12 апреля 1877 года объявила Турции войну. Именно ей и посвящена выставка, открывшаяся в ДРЗ.
Более 90 гравюр со сценами баталий и военного быта музею предоставил российский политик и дипломат Александр Алексеевич Авдеев. В 1992-1996 он был послом России в Софии, с 2008 по 2012 год — министром культуры РФ, а с 2013 года возглавляет российскую дипмиссию в Ватикане. По словам директора Дома русского зарубежья Виктора Москвина, Авдеев собирал коллекцию более 25 лет.
На экспозиции представлены работы граверов из России и европейских стран, где также пристально следили за ходом боевых действий.
Экспонаты наглядно показывают, как на страницах газет конца XIX века освещали фронтовые события и в чем состояли принципиальные различия в подходах российских и западных художников.
В начале 1877 года российская общественность сошлась во мнении, что нужно обязательно помочь болгарам обрести независимость. Записываться в добровольцы призывали радикалы-революционеры — будущие народовольцы; монархисты-славянофилы считали необходимым сплотить славянские народы вокруг России. На балканский фронт отправилось множество соотечественников. Среди них были художники Василий Верещагин, Василий Поленов, Константин Маковский, писатели Всеволод Гаршин и Владимир Гиляровский, медики Николай Склифосовский, Сергей Боткин и Николай Пирогов. Войсками командовали император Александр II, его братья, великие князья Николай Николаевич-старший и Михаил Николаевич, а также престолонаследник, будущий самодержец Александр III.
Дорогостоящая война требовала новых и новых ресурсов, да и в целом балканская кампания давалась русскому войску нелегко: сказывались нехватка современного вооружения и ожесточённый отпор турок. К тому же, многие солдаты умирали не на поле боя, а из-за болезней.
Тем временем государству было необходимо поддерживать среди солдат и населения страны уверенность в том, что решение объявить войну было верным, что деньги тратятся не впустую, что русская кровь проливается на чужой земле не напрасно, что все это — ради спасения братского народа. Одним из главных инструментов подпитки патриотических настроений были газеты. Отечественные граверы воспевали отвагу и героизм русского оружия и ярко иллюстрировали неудачи турецких войск.
Очень красноречивы литографии, на которых российский император сохраняет хладнокровие, даже когда в сантиметрах от него разрываются снаряды. Подпись на одной из них — «Боже, царя храни» — подчеркивала, что государя оберегают высшие силы.
Еще один популярный сюжет с Александром II — посещение им фронтовых госпиталей — подчеркивал государево милосердие и сострадание.
Тон выставке задают выдержки из воспоминаний очевидцев событий. Так, на экспозиции представлены слова Владимира Гиляровского об одном из самых известных эпизодов войны — многомесячной обороне русскими войсками Шипкинского перевала.
«Там, вверху, грозные скалы Орлиного гнезда, нависшие над дорогой, обрывисто сбегающей вниз упитанной кровью горы Св. Николая на Долину Роз. Внизу эта дорога заканчивается каменной площадкой, на которой и сооружен храм-памятник, воздвигнутый на костях героев, павших за свободу соплеменников. Яркое, блестящее, с золотыми главами здание храма оживляет серые скалы — кладбище героев, переносит мысли очевидца к грозному времени войны, к томительным годинам рабства и турецких зверств над соплеменниками, и солнечный луч, играющий в золотых главах, успокаивает сердце, говорит о светлом настоящем и счастливом будущем страны, а московский благовест, несущийся с колокольни, оживляющий мертвые скалы, этот звон, переливающийся в грозных ущельях, вещает о мире мира и о братской любви Москвы, сердца России, к своей меньшей сестре, свободной Болгарии…».
Русские художники стремились запечатлеть подвиги освободителей — и соотечественников, и союзников. Среди ярких примеров таких работ — «Героическая смерть подполковника П. П. Калитина близ Эски-Загры 19 (31) июля 1877 г.».
Павел Петрович Калитин, русский подполковник, командир 3-й дружины болгарского ополчения, погиб в бою, спасая знамя дружины. Он подхватил его из рук пятого по счету знаменосца, сраженного вражеской пулей. Знамя изготовили монахини самарского женского монастыря Иверской иконы Божьей матери, а вручила его болгарским ополченцам в начале войны делегация жителей Самары.
Другие отечественные граверы изображали военный быт, подготовку к сражениям и битвы «глазами» русских солдат.
На гравюрах европейских авторов обычно были запечатлены батальные сцены — эпизоды крупных сражений.
Вместе с тем, и в работах зарубежных граверов можно проследить сочувствие страданиям болгар: европейцы не могли простить туркам резню христианского народа.
Кампания 1877-1878 годов закончилась для русской армии победой и подписанием Сан-Стефанского мирного договора. Согласно его положениям, Россия, помимо контрибуции, получила территории на Кавказе, а также вернула утраченный в 1856 году юг Бессарабии и устье Дуная. Сербия и Черногория обрели независимость и территориальные приращения. Болгария стала автономным княжеством, а ее границы отныне простиралась от Дуная до Эгейского моря, от Чёрного моря до Охридского озера.
Европейские державы, естественно, не могли допустить усиления позиций Петербурга. Под угрозой новой войны Российская империя согласилась на пересмотр Сан-Стефанского мира. Новый договор — Берлинский трактат — лишил Россию части обретенных преимуществ. А Болгарское княжество хоть и сохранило автономию, но было территориально ограничено к северу от Балкан по Дунаю. В то же время к югу от Балкан, в составе Османской империи, образовывалась автономная провинция Восточная Румелия под управлением генерал-губернатора, назначаемого турецким султаном из числа славян. Впоследствии канцлер Российской империи Александр Горчаков, подписавший трактат, назвал Берлинский конгресс «самой черной страницей его карьеры».
…Однако это могло бы стать темой уже другой выставки. А непосредственное окончание войны 1877-1878 гг. обернулось для России несомненным триумфом, — и положило начало истории независимой Болгарии.
Ознакомиться с гравюрами из коллекции А.А. Авдеева можно до 30 января 2022 года.