Австрийско-сербский ветеран: три жизни монитора «Бодрог» – «Сава»
В Имперском военном музее в Лондоне выставлено корабельное 102-мм орудие с эсминца «Лэнс», из которого, если верить сопроводительным надписям, 4 августа 1914 года был произведен первый выстрел Первой мировой войны. Самовлюбленная безаппеляционность англичан в исторических вопросах общеизвестна, но на самом деле первый выстрел прозвучал не в Северном море, а на Дунае. И произвел его не «Лэнс», а австрийский монитор «Бодрог», который сегодня можно увидеть в Белграде.
Мониторы, как класс кораблей, получили свое название от второго в мире броненосного судна, построенного для армии США во время войны Севера и Юга. Первым же в мире броненосцем был его противник — захваченный южанами фрегат «Мерримак», переименованный в «Вирджинию». Их закончившийся вничью бой на Хэмптонском рейде 8-9 марта 1862 года ознаменовал новую эпоху в истории морских сражений. При этом «Мерримак» представлял собой всего лишь обвешанный броневыми листами деревянный фрегат и даже внешне не походил на классические броненосцы. «Монитор», впрочем, напоминал их еще меньше: над водой возвышалась только его орудийная башня.
Малая осадка и низкий надводный борт при наличии довольно крупных орудий во вращающихся башнях стали отличительными чертами всех мониторов, выпускать которые в открытое море было просто опасно. Однако они оказались очень востребованы на реках.
Накануне Первой мировой войны именно мониторы составляли костяк самой сильной в Европе речной военной флотилии, плававшей по Дунаю под австро-венгерским флагом.
Командовал этим соединением капитан 3-го ранга Олаф Вульф, включало оно 6 мониторов, 6 бронекатеров, а также большое число вспомогательных судов.
Флагманом флотилии считался монитор «Бодрог», построенный в 1903 году в Будапеште на верфи фирмы «Шонихен-Хартманн». Он получил свое название в честь реки, протекавшей по территории современных Венгрии и Словакии. Чуть позже со стапелей спустили и однотипный «Темеш» в честь которого всю серию и назвали: от «старшего брата» он отличался надстройкой и наличием кормовой 120-миллиметровой башни.
Водоизмещение «Бодрога» составляло 442 тонны, длина его достигала 57,7 метров, мощность паровой машины — 1400 лошадиных сил, скорость — 13 узлов. Артиллерийское вооружение включало два 120-мм и два 37-мм орудия, а также пулемет калибра 7,62 мм. Штатная численность экипажа в разное время варьировалась от 78 до 86 человек.
Вкупе с другими орудиями флотилии, а также расположенными в Земуне береговыми батареями артиллерийское превосходство австрийцев было подавляющим.
У сербов же военных кораблей на Дунае не было вообще — в силу ограничений, обусловленных ранее заключенными между Веной и Белградом договорами. А гарнизон Белграда располагал лишь несколькими полевыми орудиями, так что австрийцы могли совершенно безнаказанно расстреливать сербскую столицу. Чем, собственно, они и воспользовались.
Официально Габсбургская империя объявила войну Сербии 28 июля, сославшись на якобы имевший место инцидент с обстрелом австрийских пограничных подразделений. Выдумка была шита белыми нитками. И хотя австрийская миссия уже выехала из Белграда, сербское правительство рассчитывало если не объясниться, то хотя бы потянуть время, необходимое для получения помощи от союзников.
В австрийском Генштабе признавали, что развернуть на наступление на Сербию можно не ранее 12 августа. Однако венских политиков понукал Берлин, стремившийся сделать общеевропейскую войну неотвратимой.
Так что в ночь на 29 июля корабли Дунайской флотилии, отчалив из Земуна, вошли в Саву и открыли огонь по Белграду. Тогда-то «Бодрог» и сделал свои исторические выстрелы, стоившие Европе более 20 млн жизней и перекроившие карту мира.
В последующие недели обстрелы сербской столицы — как артиллерией флотилии, так и сухопутными орудиями — приобрели системный и методичный характер.
Находившийся в Белграде русский журналист Николай Брешко-Брешковский писал в сентябре 1914 года:
«Бомбардировка незащищенного и неукрепленного Белграда – явление чрезвычайно характерное для австрийцев вообще и австрийской армии в частности. В этом целиком сказались их трусость, их ничтожность, их полное неумение воевать…Живописный, разметавшийся на крутом берегу Дуная и Савы Белград опустел, из обычных 150 тысяч жителей в нем едва ли наберется 10 тысяч. Трусливые лицом к лицу с врагом и храбрые на расстоянии, австрийцы продолжают громить безответный город».
На самом деле Белград не был совсем уж безответным. Уже в середине августа в сербскую столицу — через территорию еще пока нейтральных Болгарии и Румынии — прибыл отряд из 16 моряков-минеров Черноморского флота под командованием лейтенанта Василия Григоренко. Через месяц прибыла вторая группа из 28 человек под командованием лейтенанта Юрия Волковицкого.
Выставленные ими мины снизили риск вражеского десанта и существенно ограничили активность Дунайской флотилии. В Калемегданской крепости разместили орудия, присланные из России: два по 152-мм и два скорострельных по 75-мм. Эта помощь сыграла свою роль в унизительном провале австрийского наступления на Сербию в 1914 году.
Тем временем присоединение Болгарии к австро-германо-турецкому альянсу изменило ситуацию. 7-8 октября 1915 года «Бодрог» вместе с другими судами флотилии обеспечивал переправу 8-го австро-венгерского корпуса, закончившуюся взятием Белграда. К концу года Сербия была оккупирована.
«Бодрог» перебазировался в болгарский порт Русе, где 27 августа 1916 года был атакован тремя торпедными катерами Румынии, вступившей в войну на стороне Антанты.
Выпущенные торпеды буквально разнесли разгружавшуюся у борта «Бордога» угольную баржу, но экипаж монитора, в свою очередь, смог потопить артиллерийским огнем один из катеров неприятеля.
А Румынию австро-германо-болгарские войска разгромили за три месяца.
Потом была революция и Гражданская война в России, которая привела, в том числе, к оккупации германскими войсками Украины и Крыма. В ходе этих событий сопротивление захватчикам пытались оказывать различные красногвардейские отряды. Для борьбы с ними «Бодрог» и использовался.
Известно, например, что монитор участвовал в захвате Одессы и месяц простоял в городском порту, наведя свои пушки на город.
Потом колесо истории повернулось в противоположную сторону. Судам Дунайской флотилии пришлось убираться в Австро-Венгерскую империю, в порт нынешнего Нови-Сада.
Согласно одному из последних указов отрекшегося от престола императора Карла IV, суда флотилии передавались получившей независимость Венгрии, а моряки могли выбрать, где нести службу — хоть в Венгрии, хоть в еще только зарождавшемся Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС).
Среди членов экипажа начались конфликты на национальной почве, и на этом фоне «Бодрог» сел на мель близ Панчево. Снять его с мели не удалось, а с сербского берега был открыт артиллерийский огонь, так что командование флотилии приказало монитор затопить, чтобы он никому не достался.
В 1919 году сербы «Бодрог» подняли и вдобавок получили от венгров три монитора (включая «Темеш») и несколько судов поменьше в качестве репараций.
Отремонтированный «Бодрог» под именем «Сава» был включен в состав флота КСХС.
В следующий раз кораблю пришлось повоевать в 1941-м, при отражении нападении Германии и ее союзников на Югославию.
«Сава» выставлял минные заграждения у румынского берега, обстреливал венгерский аэродром Мохач и дважды отражал налеты люфтваффе. В ночь с 11 на 12 апреля, когда оба берега Дуная в районе Белграда оказались под контролем противника, экипаж попытался прорваться в Обреновац, но из-за высокого уровня воды в реке не смог пройти под мостами.
«Саву» вторично затопили, и в 1942-м году вторично же подняли, чтобы под прежним названием включить в состав флота Независимого Государства Хорватия. На этой службе особых лавров монитор не снискал, и в ночь с 8 на 9 сентября 1944 года, из-за продвижения советских войск и советской Дунайской флотилии, был затоплен уже в третий раз у города Славянски Брод.
Конечно же, его подняли и отремонтировали в третий раз, включив в состав флота теперь уже Социалистической Федеративной Республики Югославия.
Смотрелся заслуженный ветеран странновато, и в 1959 году его демобилизовали, переименовав в «Даль» и заставив перевозить песок и гравий в качестве самоходной баржи. Но что требовать от «старичка»? С 1973 года корабль использовали в Нови-Саде как плавучую пристань. Казалось бы, его жизненный цикл завершился.
В 2006 году ветерана, оказавшегося в собственности частной фирмы, объявили историческим наследием Сербии. Через 10 лет корпус корабля был выкуплен Министерством обороны Сербии и постепенно восстановлен.
Самим фактом своего существования «Бодрог»-«Сава» напоминает о Сербии как о Дунайской державе и является идеальным кандидатом на роль корабля-музея по типу российской «Авроры», шведского «Вазы» или польского эсминца «Блыскавица».
В таком статусе, как поется в песне «Можно без помех дожить свой бурный век, и даже попытаться жить сначала».