Рождество в Сербии принято встречать дома в кругу семьи. Праздник невозможно себе представить без чесницы — рождественского пирога, горшочка с ростками пшеницы и бадняка – дубовых веток, — а иногда и целого деревца с высохшими, оставшимися с лета листьями. Сочельник — 6 января — здесь называют Бадни дан. Сразу понятно, какую важную роль играет дуб в рождественских традициях.
К праздникам в Сербии готовятся основательно. Ещё в декабре в супермаркетах рядом с ёлочными игрушками и мишурой появляются отдельные полки с пшеницей и дубовыми букетиками.
Сразу после Нового года площади Белграда преображаются. Ты словно оказываешься в дубовой роще.
Подобно российским новогодним базарам, здесь продают бадняк и другую рождественскую атрибутику на любой вкус и кошелёк.
Петар Урошевич торгует бадняком уже 20 лет. «Во время коммунизма, — говорит Петар, — прижилась пятиконечная звезда. Религию запрещали. Но исконно в Сербии Рождество праздновалось без ёлки. Рано утром 6 января мужчина должен был пойти в лес и, произнеся молитву, тремя ударами топора срубить молодое дубовое дерево».
Сегодня белградцы не ходят в лес. Всё необходимое можно купить в магазине или на дубовом базаре.
Для бадняка выбирают определённый сорт дуба, который не сбрасывает листья на зиму. Они сохнут, но остаются на ветвях.
Украшают не только жилища. Заодно можно решить вопрос с парковкой.
Многие на праздники отправляются в сёла, к родне. Вот и я еду в село Эчка, где находится самая старая в Воеводине церковь, построенная в 1711 году. По меркам Сербии — совсем юная: знаменитый монастырь Жича основан в начале XIII века.
Автономный край Воеводина ранее принадлежал Австро-Венгрии. Православная церковь Св. Николая в Эчке – одна из самых старых воеводинских церквей.
На фото видны брёвна, сложенные для рождественского костра, – ещё одной традиции Баднего вечера.
Начинают собираться гости с праздничными атрибутами.
По традиции принесённое из леса деревце не заносится в дом, а ставится у дверей. У входа в церковь постепенно вырастает роща.
Перед церковью разжигают рождественский костёр.
Чем больше церковь – тем больше костёр. Но свои костры в этот вечер жгут отели, рестораны и даже муниципалитеты.
Тут же начинают угощать всех глинтвейном, приготовленным женой настоятеля церкви.
Звонарь созывает всех на литургию.
Зажигают лампады.
Настоятель церкви отец Горан приходит на работу.
Потихоньку в церкви собираются люди.
Много детей и молодёжи.
С началом службы в храме не протолкнуться.
Служба окончена, отец Горан выходит на улицу, благословляет огонь, и в костёр со всех сторон летит бадняк.
Поначалу у костра невероятная суета и толчея.
Считается что каждая искорка — это наша удача в новом году.
В каждом местечке свои уникальные традиции празднования. В некоторых сёлах Сербии принято прыгать через огонь, загадывая желания, но в Эчке такой традиции нет. Пламя очень высокое, его так просто не перепрыгнешь.
Народ расходится по домам. Рождество — семейный праздник, дома всех ждут праздничные столы.
Утро Рождества выдалось солнечным. О вчерашнем пламени перед церковью напоминает кучка тлеющего пепла.
Солома на полу символизирует хлев, в котором родился Иисус.
Помимо соломы, принято разбрасывать мелкие деньги, семена пшеницы и кукурузы. Всё это тоже имеет свою символику. Кстати, такая традиция не только в церквях, но и в ресторанах, домах и квартирах людей, соблюдающих традиции. Чистоплотным хозяйкам приходится запастись терпением, ведь пол нельзя подметать в течение нескольких дней.
Строго в восемь утра начинается утренняя литургия.