В Румынии встречаются два вида православных икон: на досках и на стекле. Последние смотрятся непривычно и скорее похожи на неумелые детские рисунки, чем на предметы культа. Такая иконопись типична для Трансильвании, и она отражает в своих пестрых стёклах не только веру, но и бурные исторические события.
История возникновения
Для начала напомним читателю, что Трансильвания была сердцем дакийских земель. С XI в. она попала в руки венгров, и с тех пор то входила в состав Венгерского королевства, то обретала независимость, пока не вернулась к Румынии в 1919 г. На протяжении девяти веков в регионе хозяйничали венгры, саксы и секеи. Румыны представляли собой меньшинство, и то подневольное — они были крепостными крестьянами.
Роспись по стеклу, в том числе и на религиозные сюжеты, вошла в моду в первой половине XVIII века. Торговцы везли католические иконы на стекле из Богемии и Моравии во все уголки Австро-Венгерской империи. В начале века таким имперским «уголком» стала и Трансильвания. Попав под пяту Австро-Венгрии, она переживала встряску во всех сферах, в том числе и в религиозной. Первым делом империя соединила обе региональные церкви, католическую и православную, в униатскую. Реформа должна была содействовать установлению державного порядка. К тому же в регионе процветал протестантизм, отрицавший иконографию как таковую.
Именно в таких суровых обстоятельствах, когда на голову православного румынского меньшинства обрушились новые беды, в их дома пришла стеклянная икона.
Известно, что вероисповедание на Балканах служит маркером национальности. Тот же принцип действовал и в Трансильвании: православные верующие были румынами-крестьянами. У них не было никакой защиты и поддержки. В соседних княжествах Молдове и Валахии развитие церковного искусства зависело от правителей: господари отстраивали храмы, монастыри и делали постоянные пожертвования. В Трансильвании господствующий класс состоял из венгров и саксов, протестантов и католиков соответственно. Они были совершенно чужды румынской культуре. Поэтому лишённые отца в лице господаря румынские крестьяне могли рассчитывать только на мать — православную церковь. И она действительно была народу матерью во всех смыслах, делая всё, чтобы сохранить национальную культуру, вопреки враждебной среде. Именно этим объясняется причудливая смесь религиозного и фольклорного в «крестьянской» иконе, как её часто называют. Ведь в Трансильвании не было иконописных мастерских при монастырях, как в России. Иконы писали сами крестьяне.
С учётом реалий мы предлагаем использовать вместо русского «иконописец» румынское слово «иконар» — это человек, который и пишет, и продает иконы. Обычно «ателье» иконаров представляло собой крестьянскую семью, каждый член которой отвечал за определённый этап работы: рисунок, изготовление и нанесение красок, ретушь и т.д. Занимались этим делом в свободные часы. Отметим, что такое домашнее изготовление не стало массовым и цеховым. Порой производством икон занимались целые сёла, причём каждое отличалось своим стилем: самыми известными из них были Никула и Герла в Северной Трансильвании.
Техника нанесения
Особенность такой иконописи состоит в том, что слои нужно накладывать с обратной стороны и в обратном порядке, то есть рисунок «возникает» за стеклом. Оно защищает изображение, но подретушировать такую икону уже нет возможности.
В первую очередь стекло обезжиривали, чтобы краска не отслаивалась. Рисунок наносили тушью или темперой. Обычно это делали по памяти, и нередко иконар позволял себе вольность привнести в композицию что-то новое. Словом, крестьянская икона всегда несла на себе персональный отпечаток, в то время как в византийской традиции иконописец анонимен: он лишь посредник между человеком и Богом.
Нанеся рисунок, иконар делал надписи, накладывал светлые краски и писал лики, далее налагал тёмные краски и фон. Везде, где в русской иконе применяют ассист (штрихи из сусального золота или серебра в иконописи), чтобы изобразить Божественный свет, в Трансильвании использовали золочёную или серебряную бумагу: её клеили на крест, венцы, звёзды и т.д.
Для закрепления работу покрывали смесью масла и скипидара, а после вставляли в рамку — обычно из ели или дуба.
Для иконописи на стекле, как и на досках, использовались два вида пигментов: неорганические (которые закупали у торговцев) и органические (растительные). В итоге на старинных иконах места, раскрашенные растительными пигментами, почти полностью выцвели, а неорганические по-прежнему ярки. Понятно, что крестьяне могли позволить себе только дешёвые краски — этим объясняется редкое применение дорогостоящего синего пигмента. Очень часто в композициях, где обычно фигурирует синий цвет (туника Богородицы, например), его заменяет зелёный. В целом для трансильванской иконы характерно сочетание красного и зелёного, в то время как для русской — красного и синего.
Особенности
Говоря о православной иконописи, мы ориентируемся на византийский канон. Преемниками Византийской империи стали именно русские иконописцы; они продолжали развивать её наследие под надзором церковью. В этом плане иконары Трансильвании во многом действовали наобум — их творчество формировалось в пограничной зоне, под давлением западной культуры. Но при этом окольными путями в регион через Молдову проникали русские иконы, через Банат — сербские. Для наблюдательных мастеров они служили каноническими образцами. Поэтому сама иконографика осталась византийской: застывшие фигуры святых изображены в три четверти, для поз характерна отрешённость. В них нет ощущения телесного и земного, присущего католической традиции.
Что делает стеклянную икону по-настоящему интересной, так это фольклорные элементы. Недаром философ Лучиан Блага, уроженец Трансильвании, писал: «Вечность родилась в селе». Так, библейские сюжеты разворачиваются в знакомых горных пейзажах, святые нередко одеты в народные румынские костюмы. Кроме того, в икону перешли многие орнаменты из резьбы, украшавшей сельские дома, церкви и поминальные кресты, и цветочные узоры — по преимуществу розы.
Очень широко распространена икона с таким изводом, как «Плач Богородицы при кресте» (для русской иконописи нетипичная). Особое отношение румын к Богородице отмечал ещё Мирча Элиаде: она считается главной заступницей, более близкой к простым людям, нежели Иисус Христос.
Также особой любовью пользовались иконы местночтимых святых. Каждый из них покровительствовал какой-либо сфере крестьянской жизни. Например, св. Георгию и св. Иоанну молились, чтобы они защищали скот. Св. Евстафий выступал покровителем охотников, св. Стелиан — заступником детей, а св. Илия Пророк опекал скорняков (по легенде, возносясь на небеса, он сбросил на землю свой меховой кожушок).
Стеклянная икона была не только предметом культа: она отражала душу крестьянина, его мышление и фантазию. В ней слились воедино религия и фольклор: Иисус Христос проповедует среди знакомых с детства гор и полонин (горных лугов), а битва св. Георгия с драконом в точности соответствует битве сказочного витязя Фэт-Фрумоса с балауром. Вообще трансильванская икона порой напоминает иллюстрации к сказкам. В этом она совершенно противоположна высокой живописи католической иконы, хотя своим возникновением обязана всё же католикам: ведь сама техника росписи по стеклу проникла с запада. Интересно, что на юго-востоке Румынии, там, где византийские традиции были более устойчивыми, стеклянная икона не встречается вовсе — её замещает деревянная.
Нужно ли говорить о хрупкости таких икон? На сегодняшний день их осталось не так много. Современные иконы на стекле более проработаны и красивы — однако их изготавливают уже в других условиях. А потому в определённом смысле они уступают старым иконам, написанным в семейном кругу неискусными крестьянами, которые вкладывали в осколок стекла своё мироощущение и запечатывали его кусочком золочёной бумаги. В своей наивной вере такая икона удивительным образом отвечает самому догмату иконопочитания: честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз.
Фото: icoane.eu5.org