«Соцреализм по-югославски»: Какой отпечаток оставил на хорватской культуре Советский Союз? 

2020-й — год многих юбилеев и памятных дат. Большинство из них связаны с 1945-м годом, а между тем 29 ноября исполнится и 75 лет со дня провозглашения Федеративной Народной Республики Югославия. Социалистическое государство, возникшее после Второй мировой войны, с первых дней своего существования строилось по образцу Советского Союза вплоть до знаменитого конфликта Тито и Сталина 1948-1953 годов. Помимо политики и экономики, попытки соответствовать Советам затронули и культуру народов, проживавших в Югославии, в том числе и хорватов.

— Подробнее: Конфликт Белграда и Москвы. Ссора красных Иосифов

Решения, связанные с проведением новой культурной политики, принимались, конечно, союзным руководством. Ответственным за нее был государственный и партийный деятель, писатель и будущий диссидент Милован Джилас, ставший впоследствии известным благодаря своим мемуарам «Новый класс» и «Встречи со Сталиным». В 1945 году он возглавил созданный по советскому образцу Отдел агитации и пропаганды ЦК компартии Югославии (Агитпроп ЦК КПЮ) и стал автором документа, определившего развитие югославской и хорватской культуры на долгие годы вперед. Система к тому времени была уже давно создана и опробована в СССР, а в 1945 году она была скопирована Югославией. По всей стране учреждались агитационно-пропагандистские комиссии по различным направлениям. Так, например, за создание новых театров, оркестров, литературных и певческих обществ, издание литературных журналов отвечали главы культурных секторов, за контроль над уже созданными произведениями искусства, кинематографа, литературы – начальники организационно-технических.

unnamed file 1
Милован Джилас

Партийный актив Хорватии всячески поддерживал вводимые меры. Однако именно здесь усвоение новой модели управления культурой проходило с определенными трудностями (но об этом чуть ниже). 

Непосредственные культурные связи СССР и Хорватии развивались в эти годы более чем активно. Во всей Югославии свободно распространялись советские фильмы, журналы, музыка, литература, в школах изучался русский язык. Непосредственно в Загребе было создано Общество культурного сотрудничества Хорватии и СССР, где были секции русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства, общественных наук, техники и урбанизма, сельского хозяйства, медицины. Оно организовывало выставки советских художников, выступления лекторов из СССР и показы советских фильмов, располагало собственной библиотекой, в которую было записано полторы тысячи читателей. Помимо Загреба, подобные общества были и в других хорватских городах. Издавались журналы «Югославия — СССР» и «Хорватия — СССР».

Как и в Советском Союзе, основным инструментом агитации и пропаганды в культурной сфере в Югославии стало кино. И именно образцы советского кинематографа в первые послевоенные годы смотрели в Хорватии и во всей Югославии. Уже в 1945-м году из 217 завезенных в страну кинолент 93 фильма были советскими, в 1946 году таковых было уже 102 из 169, а два года спустя – 113 из 122-х. Импорт советского кино был прекращен только в 1951 году, но уже ввезенные картины продолжали показывать на экранах страны. Хорватские и югославские режиссеры ориентировались именно на соцреализм советского кинематографа как на образец. Достаточно сказать, что одним из первых советских фильмов, снятых в ФНРЮ, стала лента Абрама Роома «В горах Югославии», посвященная совместной борьбе югославских партизан и красноармейцев против немецких войск и коллаборационистов во время Второй мировой войны. 

unnamed file 5

— Подробнее: Партизанское кино Югославии: от «Славицы» до «Андеграунда»

Литературная жизнь страны также проходила под большим влиянием СССР. Хорватский журнал «Республика» весь 1946 год публиковал переводы работ основоположника социалистического реализма Максима Горького и советских критических статей о западных философах. В то же время начали публиковаться хорватские авторы, также работающие в рамках соцреализма (Зденко Штамбук, Весна Парун, Марин Франичевич).

unnamed file 3

В том же журнале был опубликован текст выступления поэта, бывшего партизана и члена Агитпропа ЦК КПЮ Радована Зоговича «Обзор наших литературных возможностей и задач», в котором  соцреализм провозглашался «единственно верным направлением в культуре и искусстве». Сложно в этой связи не вспомнить о первом съезде советских писателей в 1934 году, где впервые и был утвержден этот метод литературы и искусства. Надо сказать, что в Югославии он достаточно быстро был усвоен местными литераторами. Вот лишь некоторые термины и обороты, активно использовавшиеся в хорватской публицистике того времени: «советская литература – самая демократичная литература в мире», «декадентство – реакционное течение в литературе», «героическая борьба», «партийность», «идейность», «реакционность», «оппортунизм» и так далее. По тематике социалистического реализма защищали диссертации, ему посвящали многочисленные публицистические статьи. 

1940 .

Советское влияние сказалось даже на топонимике Хорватии. К концу 1940-х годов в Загребе были улицы Красной Армии, Московская, Ленинградская, площадь генералиссимуса Сталина и площадь Октябрьской революции, парк Максима Горького. И хотя после конфликта Сталина и Тито многие объекты были переименованы, до начала 1990-х  в Загребе «дожили» парк Горького, Ленинградская улица и площадь Сталина, правда, переименованная в 1948 году в честь Ленина. 

unnamed file 2

Советское влияние нашло свое отражение и в области монументального искусства: так, в 1947-м в Восточной Хорватии на месте Батинской битвы 1944 года был воздвигнут величественный Памятник благодарности Красной Армии скульптора Антуна Августинчича. Он сохранился до наших дней.

unnamed file
Памятник благодарности Красной Армии

Между тем именно в Хорватии процесс утверждения социалистического реализма проходил далеко не без проблем. Не все деятели культуры были довольны новыми коммунистическими властями. Даже многие из тех, кто был к ним лоялен, испытывали разочарование установившимся государственным диктатом в области культуры и отсутствием творческой свободы. Поэтому в первое время после установления новой власти далеко не все представители хорватской творческой элиты хотели включаться в проходившие процессы. Так, в одном из докладов Агитпропа ЦК компартии Хорватии сообщалось: «Общество писателей Хорватии, как и сами писатели, не показывают своей активности. В обществе ее проявляют всего 10-12 человек. Принято решение, что в подобных организациях, где это возможно, начнут формироваться партийные ячейки, которые и будут организовывать работу этих обществ». 

Но и после активизации литературной жизни в Хорватии тот же журнал «Республика» подвергался критике, к примеру, «за преуменьшение роли ЦК компартии Хорватии в деле воспитания кадров народно-освободительной борьбы народа Югославии в 1941-1945 гг.»  Прочими хорватскими журналами и газетами  Агитпроп также был недоволен ввиду «отсутствия должного энтузиазма» в пропаганде социалистического реализма, советских достижений в различных областях жизни и т.д. Подвергалась жесткому контролю и научная жизнь в стране. Ярким примером может послужить письмо хорватского историка Фердо Чулиновича в Агитпроп, который рассматривал к публикации его работу о народно-освободительном движении в Югославии во Второй мировой войне. Историк писал: «Как вы видите, из рукописи вычеркнуто все то, что могло бы быть неправильно истолковано… Я просматривал с товарищами каждое предложение и каждое слово с целью, чтобы моя книга не стала предметом дискуссии, которая могла бы повредить автору».

Конфликт между Сталиным и Тито свел на нет активное сотрудничество СССР и Хорватии (и Югославии в целом) в сфере культуры, да и во всех иных областях. Лишь после прихода к власти Хрущева и начала в СССР «оттепели» отношения стали улучшаться, хотя им и не было суждено выйти на уровень первых послевоенных лет. Но все же те годы оказали огромное влияние на хорватскую и общеюгославскую культуру, развивавшихся фактически по образцу Советского Союза (безусловно, со своими характерными особенностями) еще не одно десятилетие.

© 2018-2021 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх