Словенские ряженые-куренты

Ряженые на Балканах не редкость. На люди появляться они предпочитают зимой и олицетворяют собой традицию, так или иначе связанную со скорым окончанием холодов и наступлением весны. Первыми уже отметились македонские ряженые, затем были болгары, у сербов раньше рядились на Беле покладе — аналог русской Масленицы, который и празднуется в неделю, предшествующую Великому посту. Но сегодня мы расскажем вам о ряженых-чудищах из Словении.

Ряженые-куренты

В Птуйско-Поле, что в Словении, во время Масленицы оживает обычай курентов — удивительный средневековый ритуал по народному поверью сулящий плодородие… Подробнее о словенских ряженых в своей статье для туристического издания «Югославия. 1986» рассказал профессор Рико Курст. В рамках нашей постоянной рубрики «Достопримечательности и красоты бывшей Югославии» мы отправляемся в Словению.

Куренты — не единственные в Словении ряженые. Они характерны лишь для небольшой территории в окрестностях Птуя, но уникальны своей колоритностью. Курент выступает в одиночку только в роли пахаря в обрядах, связанных с началом полевых работ. Во всех других случаях куренты объединяются в группы. Где бы они ни находились, на улице или в доме, они непрерывно подпрыгивают и извиваются всем телом для того, чтобы как можно громче звенели прикреплённые к их костюму колокольчики. Характерный резкий, а вблизи просто оглушительный звон не прекращается до поздней ночи. Во время масленицы этот звон раздаётся во всех селах Птуйско-Поля.

IMG 20240214 WA0051

Куренты ходят от дома к дому. Дети обычно ждут их появления с любопытством и страхом. Самая большая радость для курентов — повстречать девушку, которая неосмотрительно вышла на улицу. Куренты начинают над ней подшучивать и «гладят» так называемой «ежовкой» — резной деревянной палкой, обтянутой с одного конца кожей ежа. Конечно же, куренты никому не причиняют зла. Каждому, кто им повстречается, они дружелюбно протягивают для рукопожатия руку в перчатке, не переставая при этом подпрыгивать.

Величайший позор для курента, если кому-нибудь удастся сдёрнуть с его головы маску. От таких посягательств он обороняется колючей «ежовкой». В прошлые времена, если встречались куренты из разных деревень, подчас доходило до беды: «ежовка», подброшенная вверх, была знаком к началу драки.

Маска курента в старых семьях хранится как реликвия и передаётся по наследству. Словенские старики и сейчас любят рассказывать о её магической силе. Стоит, мол, надеть её на голову, как сразу ощущаешь внутри огонь. Будто кто-то не даёт тебе покоя и заставляет всё время подпрыгивать.

Подобные ритуальные маски известны и в соседних с (уже бывшей — прим.ред.) Югославией странах. Разумеется, в наше время их первоначальный смысл значительно поблёк. Но всё же и нынешние куренты, надевая маску, испытывают волнение и особый подъём.

IMG 20240214 WA0049

Необходимо учесть, что куренты и схожие с ними маски символизировали духов предков, а затем, преимущественно в аграрной среде, были олицетворением духов плодородия. Об этом свидетельствует и сохранившийся обычай: хозяйка разбивает у ног курента глиняный горшок. Жертва? Возможно. Считается, что после визита курента лучше несутся куры, коровы дают больше молока, а свиньи быстрее набирают вес. Поэтому курентов всюду радушно встречают и угощают, но страшно боятся, чтобы кто-нибудь из них не начал валяться по земле, что якобы приносит дому несчастье. Кое-кто во всё это верит, другие же лишь соблюдают обычай.

В Птуйско-Поле масленица и сейчас не проходит без курентов. Эта традиция настолько крепка, что её не в силах вытеснить никакие новомодные развлечения. Жизнь этому обычаю, безусловно, продлил зародившийся несколько лет назад (и тут мы напоминаем читателям, что статья эта написана в далёком 1986 году — прим.ред.), но уже завоевавший признание птуйский карнавал. Он вывел курентов из окрестных деревень на улицы Птуя. Здесь на ежегодном шествии масок, в непривычной для себя обстановке, они идут с другими ряжеными старой Европы. Но после карнавала куренты опять возвращаются в родные сёла, подпрыгивают, звенят колокольчиками, требуют выкуп от девушек — вышитое полотенце, которое наматывают себе вокруг пояса.

Граница распространения курентов значительно расширилась. Хотя блёкнет их мифический ореол, сами они исчезнут не скоро.

Фото: Domen Grӧgl/Mostphotos; Vesna Pušnik Brezovik, Tamino Petelinšek — STA

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх