«Rock me», или другое Евровидение. О победе Югославии в 1989-м и конкурсе в Загребе
Состоявшееся в этом году в Швеции очередное Евровидение вновь подтвердило свою репутацию одного из самых масштабных фрик-шоу в мире и прибежища для персонажей с девиантным поведением. Однако так было не всегда. В этом году одним из фаворитов конкурса стал хорватский певец Марко Пуришич, более известный как Baby Lasagna, со своей вполне себе фолк-роковой композицией «Rim Tim Tagi Dim». И хотя он, вопреки прогнозам и ожиданиям, занял лишь второе место, в Загребе его встречали почти как сборную по футболу в 2018-м, вернувшуюся из Москвы, — тоже, кстати, со вторым местом. Современной Хорватии до сих пор так и не удалось добиться первого места на Евровидении. Однако этот песенный конкурс там проходил. То, как это было, достойно отдельного рассказа.
Как всё начиналось
Сам конкурс «Евровидение» возник в середине 1950-х годов в едва пришедшей в себя после трагедии Второй мировой войны Европе. Как-то справившись, хотя и не до конца, с экономическими трудностями, европейцы стали подумывать не только о хлебе, но и о зрелищах, призванных сплотить ещё недавно воевавшие страны. В 1950 году был создан Европейский вещательный союз, в котором несколько лет вынашивалась идея культурного объединения послевоенной Европы. Её автором стал генеральный директор швейцарского телевидения Марсель Безансон, который в качестве такого объединяющего мероприятия и предложил международный конкурс европейской песни. Предложение было одобрено на генеральной ассамблее союза в октябре 1955 года.
Самый первый конкурс и прошёл в 1956 году в Швейцарии, в городе Лугано, а победительницей стала, странно это или нет, швейцарская певица Лиз Ассиа. Правила конкурса неоднократно менялись, но основные из них действуют и сейчас — за понравившуюся песню голосуют как зрители, так и профессиональное жюри, голосовать за исполнителя из своей страны нельзя, допускать политических высказываний со сцены нельзя — хотя насчёт последнего пункта всегда были сомнения. Евровидение проводилось ежегодно, начиная с того первого швейцарского конкурса, за исключением пандемийного 2020-го. Страны-участницы, вплоть до перемен конца 1980-х, представляли собой «капиталистический мир» за одним небольшим, но очень интересным исключением, которое называлось Югославия.
Югославия в конкурсе Евровидения
Социалистические страны в Евровидении не участвовали. Хотя бы уже потому, что не входили в Европейский вещательный союз, но и в целом по идеологическим причинам. Для них был свой конкурс — существующий и поныне — Международный фестиваль песни в польском Сопоте (правда, всего несколько лет) с похожим названием «Интервидение». Но всё же была одна социалистическая страна, которой удалось поучаствовать и в сопотском фестивале, и в Евровидении. Это была СФРЮ.
Югославия единственная из всех социалистических стран состояла в Европейском вещательном союзе и принимала участие в конкурсе с 1961 года — 27 раз за всё время своего существования, пропустила всего пять: с 1977 по 1980 годы, да ещё в 1985-м. Первой представительницей Югославии на Евровидении-1961 в Каннах стала сербская певица Лиляна Петрович с песней «Neke davne zvezde». Эта песня, написанная на стихи сербского поэта Мирослава Антича, заняла в итоге восьмое место — вполне неплохо для страны-дебютанта.
На Евровидении от Югославии выступали представители почти всех республик (кроме Македонии), чаще других на конкурс ездили из Хорватии — одиннадцать раз. Среди участников от СФРЮ были и ныне здравствующие исполнители, такие как Здравко Чолич, Дорис Драгович, Тереза Кесовия, группа «Novi fosili». Более того, некоторые группы в стране специально создавались «под Евровидение», чтобы потом бесследно исчезнуть. Разброс занимаемых страной мест был достаточно велик, но югославские исполнители долгое время не поднимались выше четвёртого места. Повезло Югославии на этом конкурсе лишь единожды, перед самым распадом страны.
Победа группы «Riva» в 1989-м. Евровидение в Загребе
К победе в Евровидении и проведению в Югославии конкурса отчасти повлияла… Селин Дион. Канадская певица, выступавшая от Швейцарии на Евровидении-1988 в Дублине, принесла альпийской республике победу.
В следующем, 1989 году Евровидение проводилось в Лозанне, среди двадцати двух стран-участниц. Таких ярких имён, как Селин Дион, на этом конкурсе не было, более того, все участники в том году были дебютантами. Зато многие песни для них были написаны весьма именитыми музыкантами — среди них был, например, один из исполнителей группы «Modern Talking» Дитер Болен. И вот, среди этих них оказался и коллектив из Югославии под названием «Riva».
Группа эта появилась в 1988 году в хорватском Задаре, а название её можно было бы перевести как «набережная», которой этот город и известен. Основал коллектив местный музыкант Далибор Мусап, игравший на клавишах, главную вокалистку звали Эмилия Кокич. Группа одержала победу на внутреннем конкурсе за право представлять Югославию на Евровидении, куда в итоге и отправилась с песней «Rock me». Вот какие строки принесли Югославии победу:
Он играл на пианино весь день,
Он играл классику на нотах
И он играл как пианист — Моцарта, Шопена, Листа.
Я нашла его играющим новую песню.
Раскачай меня, детка, всё неважно,
Раскачай меня, детка, просто продолжай в том же духе,
Раскачай меня, детка, это от стресса…
Теперь я весь день слышу звук старого пианино,
Песню, которую играют не с листа,
Потому что классика — для того, чтобы её слушать
И чтобы пьянела душа,
А эта песня звучит для танцев.
Что же, вполне себе приличный эстрадный (и отчасти даже рок-н-ролльный) текст, особенно для нынешнего Евровидения. Кстати говоря, английское название не должно вводить в заблуждение — кроме «rock me, baby», все остальные слова песни были на хорватском. С этой песней, ставшей первой композицией на славянском языке, победившей на Евровидении, «Riva» набрала 137 баллов и завоевала для СФРЮ право проведения конкурса в следующем году. Сама группа на волне успеха выпустила англоязычный альбом, привлекла к сотрудничеству Пера Гессле из «Roxette», а её песни некоторое время были на вершинах чартов даже в Японии. Но с началом войны дела у группы пошли на спад, и спустя три года после своего триумфа она распалась, оставив в памяти только этой свою самую известную песню.
Но всё это случилось позже. А после победы Югославия, которую тогда уже вовсю раздирали на части политические противоречия, начала готовиться к проведению конкурса. Поскольку победившая группа была хорватской, то и сам конкурс нужно было проводить в Хорватии. Несмотря на то, что родным городом победителей был Задар, Евровидение было решено организовать в столице социалистической Хорватии — Загребе.
В качестве площадки выбрали концертный зал имени Ватрослава Лисинского, где до этого проводились в основном концерты классической музыки, оперные и балетные постановки.
Интересно, что в загребском конкурсе приняли участие почти те же самые 22 страны, что и годом ранее в Лозанне. В Евровидении-90 было много новшеств. Например, придуманный хорватским карикатуристом Йошко Марушичем официальный талисман конкурса Еврокот, которого показывали в традиционных «видеооткрытках» каждой страны-участницы. Кроме того, начиная с этого конкурса, было установлено строгое правило — на Евровидении не должно было быть исполнителей младше 16 лет. Это было связано с тем, что на конкурсе в Лозанне двум участникам, от Израиля и Франции, было по 11 и 12 лет, что вызвало резкую критику в Европе. Да, это были времена, когда даже на Евровидении действовали какие-то правила…
Песенный конкурс в Загребе почтили своим присутствием звёзды с мировым именем — либо как исполнители, либо как авторы песен. Например, Серж Генсбур, написавший песню для участника от Франции, известная по песне «Pasadena» нидерландская группа «Maywood» или лично представлявший Италию на конкурсе Тото Кутуньо. Именно он и одержал победу на этом Евровидении с композицией под названием «Вместе:1992», набрав 149 баллов.
Это Евровидение было особенным не только потому, что в первый (и последний) раз проводилось в социалистической стране. К маю 1990 года, когда оно проходило, Европа уже пережила падение Берлинской стены, «бархатные революции» в странах соцлагеря, да и в СССР перестройка шла полным ходом. Атмосфера изменений дополнялась и новостями о предстоящем преобразовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в Европейский Союз, в такой, каким мы его сегодня знаем. Эти события не прошли и мимо музыкальной составляющей конкурса. Так, песни норвежского и австрийского исполнителей были посвящены падению Берлинской стены, а победная песня Тото Кутуньо — созданию Европейского Союза: уже было известно, что в 1992-м будет подписан Маастрихтский договор, который и положит ему начало.
Что же касается Югославии, то она, в лице представлявшей её на домашнем Евровидении певицы Татьяны Матеяш (сценический псевдоним Tajči), как будто не замечала никаких перемен ни в Европе, ни, самое главное, внутри самой себя. «Давайте сходить с ума!» — пела Татьяна, в то время как проходили столкновения между югославской полицией и протестующими в Косово, хорватские сербы создавали вооружённые отряды и расставляли под Задаром блокпосты, на первых многопартийных парламентских выборах одерживал победу националистический Хорватский демократический союз, а через неделю после окончания Евровидения в Загребе произошли знаменитые массовые беспорядки между фанатами белградской «Црвены Звезды» и местного «Динамо».
Евровидение-1990 в Загребе, таким образом, стало своеобразной завершающей и очень яркой точкой в истории страны, которой вскоре было суждено навсегда исчезнуть.