«Петь, как Здравко Чолич»: как парень из Сараево стал балканской суперзвездой всех времён


В конце июня в Крагуеваце в рамках музыкального фестиваля «Арсенал» состоится большой концерт легендарного балканского исполнителя Здравко Чолича. Суперзвезда и любимец поколений впервые выступит в Сербии в сопровождении симфонического оркестра, публику обещают удивить классическими хитами и свежими песнями в новой богатой аранжировке. В преддверии события «Балканист» решил вспомнить, с чего началась и как развивалась карьера короля югославской эстрады, а ещё попытался разгадать секрет его популярности и выяснил, какую роль в судьбе певца сыграли музыканты из России.
«Хочу красиво петь, как Здравко Чолич» — эта шуточная песня сербской группы Flamingosi в момент релиза в 2006 году звучала одновременно и как ода великому коллеге, и как намёк, что он засиделся на сцене и пришло время дать дорогу молодым. «Я чувствую себя таким маленьким, когда ты здесь, в компании я больше не главный, когда ты здесь, сколько же продлится это безумие?» — вопрошали пересмешники. С тех пор прошло 18 лет, группы Flamingosi давно не существует, а Здравко Чолич продолжает свой победоносный путь на эстраде.
Чолич, или Чола, как певца нежно называют на Балканах, считается одним из самых многотиражных артистов с самой долгой карьерой, которая к этому моменту насчитывает аж 57 лет. «Кажется, что Чолич в балканской музыке был всегда», — отмечает в своём блестящем тексте к 70-летию артиста историк и писатель Никита Бондарев. С этим трудно не согласиться. По меткому замечанию одного из музыкальных критиков, люди «пятьдесят лет росли с его песнями, которые в своей вечной ценности объединили вкусы бабушек, дедушек, родителей и детей».
Чолич дебютирует в 1967 году в возрасте 16 лет на муниципальном музыкальном конкурсе в Черногории. С этого момента карьера сараевского паренька с гитарой из района Грбавица сразу идёт вверх. Он становится вокалистом в составе молодёжных ансамблей, которые активно участвуют в конкурсах молодых исполнителей. Перспективного артиста с прекрасным голосом замечает сербский композитор, аранжировщик и продюсер Корнелие «Бато» Ковач. Чолич присоединяется к группе «Индекси», с которой позже отправится в двухмесячный тур по Советскому Союзу, но в конце концов Чолич и Ковач приходят к выводу, что артисту лучше выступать одному. Так, в 1973 году 22-летний музыкант уже представляет Югославию на Евровидении шлягером Gori vatra («Горит огонь»).
Дело заканчивается провалом. Песня занимает третье место с конца, но сразу же становится понятно, что музыкант если не открыл, то точно переизобрёл в поп-музыке «большой югославский стиль». Композиция мгновенно обретает невероятную популярность в Югославии (и остаётся мегахитом по сей день), а Здравко Чолич переходит в ранг большой звезды, что подтверждают последующие победы на белградских, сараевских и загребских фестивалях.
Первые же сольные альбомы расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров, а Югославия сталкивается с невиданным прежде феноменом. Гастрольный тур 1978 года входит в историю. Толпы поклонниц в разных городах пытаются прорваться на сцену к любимому певцу. Современники вспоминают, что истерика, которая сопровождала каждое его выступление, в наши дни просто немыслима. Позже журналисты скажут, что никто и никогда не умел так петь о женщинах и для женщин.
С гастролями Чолич объехал всю Югославию, и каждый его концерт, а собирал он только стадионы, сопровождал невероятный успех. В этот период для него пишут лучшие композиторы страны. Как вспоминает в разговоре с «Балканистом» друг и коллега музыканта, фронтмен популярной рок-группы Piloti Зоран «Кики» Лесендрич, Чолич с самого начала огромное внимание уделял качеству своей работы.
«Он много раз делал вещи, которые никто до него не делал. Он собрал концерт на стадионе „Црвены Звезды“. Пришли 100 тысяч человек. Это была большая редкость в то время, да и в любое время, очень мало артистов могут собрать такую аудиторию в Европе. Он был смел, у него был хороший менеджмент, он доверял песням, которые в то время писала для него элита тогдашней Югославии. Это были лучшие композиторы — от Арсена Дедича и Бато Ковача до Горана Бреговича. Для него никогда не составляло труда направить все имеющиеся ресурсы на качество. И публика прекрасно это чувствовала. Когда приходишь на концерт, который длится три с половиной часа, можешь быть уверен, что увидишь и услышишь лучшее из возможного».
По мнению Лесендрича, Чолич задал очень высокую планку для поп-музыкантов региона на много лет вперёд.
«Молодые поколения [музыкантов — прим. авт.] приняли его высокие стандарты как нечто нормальное, по большому счёту, это и должно быть нормальным для каждого. Но при этом Чола задал новые тренды и доказал, что много в чём он — единственный. Он был тем, кто внимательно следил, чтобы у него был лучший продакшн, лучшие песни, и это всегда возвращалось сторицей, давало лучшие результаты. За все эти годы он доказал, что у него нет конкурентов».
В 80-х у Чолича продолжаются активные гастроли, параллельно выходит несколько альбомов, где музыкант с одной стороны доводит до совершенства свой фирменный стиль, с другой — экспериментирует с разными жанрами — от народных мотивов и романтических баллад до диско и новой волны: это такие песни, как Stanica Podugovi, Mađarica, Pusti, pusti modu и, конечно,
не слишком удачно перепетая в начале 90-х Филиппом Киркоровым:
Они становятся без преувеличения золотыми хитами на все времена. В 1983-м у Чолича также выходит пластинка-миньон с песнями на русском языке, однако она не имеет успеха у аудитории.
Распад Югославии и пришедшие на Балканы войны ставят карьеру музыканта на паузу. В этот период Чолич выступает в небольших залах за пределами региона, кроме того, помогает Горану Бреговичу писать музыку к фильмам Кустурицы. Как отмечают современники, Чоле — одному из немногих — удалось сохранить популярность на просторах бывшей Югославии во многом благодаря умеренным взглядам в военные годы, а также личным качествам. Сербский журналист, многолетний корреспондент белградской газеты «Вечерние новости» в Москве Бранко Влахович много общался с Чоличем в юности и вспоминает его как приятного и очень обаятельного собеседника.
«Мы с ним представители одного поколения. Отлично помню те времена, когда я был молодой журналист, а он был молодой певец. И потом, когда он стал звездой, я имел возможность бывать с ним в одних компаниях. Он очень доброжелательный, честный, порядочный, дружелюбный человек, очень много помогал своим друзьям. И народ его очень любил. У него никогда не было никаких скандалов, как это часто бывает у эстрадных певцов. И это одна из причин, почему он столько лет остаётся на сцене. С его именем связаны только успехи, только хиты».
Только в 1997-м после семилетнего перерыва Чолич выпускает новый студийный альбом, и уже в следующем году вновь отправляется на гастроли, правда, уже не в таких масштабах, как прежде. Впрочем, упущенное он быстро навёрстывает. В 2000-м происходит триумфальное возвращение. Очередной, десятый по счёту, альбом продаётся тиражом в сотни тысяч копий, далее следует тур по всем крупным городам некогда большой страны, а заканчивается всё масштабным концертом в Белграде.
Среди хитов «нового времени» сразу две песни российских композиторов. Это Krasiva Константина Меладзе и Zločin i kazna на музыку Олега Газманова. Оба видеоклипа имеют на Youtube по несколько миллионов просмотров. Журналист Бранко Влахович уверен, при должной медийной поддержке Чолич мог бы стать очень популярным в России.
«Я считаю, что он мог бы достичь даже большего, чем очень популярные в Советском Союзе Джордже Марьянович и другие наши певцы. Для этого должна была сложиться удачная ситуация. Но случился распад Югославии. Всё было труднее, и мне очень жаль, что он не сделал карьеру в России. При этом две песни, которые написали российские композиторы, очень популярны и у нас, и у вас. Думаю, если Чолич будет знать, что на его концерт в Крагуеваце придёт много россиян, он обязательно их исполнит».
Свидетелем масштабного «перезапуска» начала нулевых довелось стать и автору этих строк. В 2004 году он находился в Будве в день концерта Здравко Чолича. Тем летним вечером приморский город, обычно до отказа забитый туристами, буквально замер. Десятки тысяч фанатов заполнили очень скромный по площади городской стадион. Музыка не стихала до глубокой ночи. Главный телеканал Черногории вёл с концерта прямую трансляцию, за которой следили едва ли не в каждой семье.
В 2024 году Здравко Чоличу исполнится 73 года, и поклонники говорят, что в это невозможно поверить. Он всё так же активен — много гастролирует, пишет песни, работает в студии. Среди хитов последних лет Esma собственного сочинения, Šljive su rodile, Sto dukata на музыку Саши Матича. На счету исполнителя 15 полноценных альбомов, бессчётное количество синглов и компиляций, а также записей концертов. По словам самого музыканта, выступление 29 июня в Крагуеваце обещает затмить многие предыдущие шоу. Билеты на концерт ещё есть.
Обложка: platinumlist.net