Слушали раскрыв рот: как поп-звезды Югославии становились популярными в СССР

Пик популярности эстрадных артистов Югославии в СССР пришёлся на шестидесятые годы прошлого столетия. Югославские исполнители, как и их коллеги из стран бывшего соцлагеря, в стране с опущенным железным занавесом были востребованы на волне оттепели как главные зарубежные звёзды, чьему творчеству позволили быть представленным советской публике. Впрочем, обывателя им тоже баловали не особенно, отдавая предпочтение эстраде отечественной, политически благонадёжной, однако показать, что за пределами шестой части суши тоже существует массовая культура, властям по какой-то причине было необходимо. Так, сначала на телевидении в немногочисленных музыкальных программах, кинофильмах, а потом и на концертах, грампластинках и в радиоэфире появляются иностранные имена, которые моментально становятся суперпопулярными и невероятно модными.

«Сам флёр того, что заграничные певцы пели по-русски с акцентом — получалось совершеннейшее очарование для всего советского народа. Все слушали раскрыв рот, — делится с Балканистом шоумен и телеведущий, народный артист России Леонид Якубович. — Когда по телевизору неожиданно звучали эти мелодии в Голубом огоньке или в программе к Восьмому марта, это немедленно диссонировало со всем остальным. У нас тоже были очень популярные певцы, но выступление артиста из-за рубежа, тем более из Югославии, которая у нас считалась капиталистической страной, это был всплеск интереса. Имена были у всех на слуху, и пластинок было не достать».

Среди множества имён, известных в то время в СССР, самыми популярными были и по сей день остаются Джордже Марьянович и Радмила Караклаич. Представители старшего поколения хорошо помнят их яркие сценические образы и непривычную для советского зрителя манеру держаться на сцене. Оба непрофессиональные артисты — Марьянович — фармацевт, Караклаич — преподаватель английского языка, они оказываются на эстраде благодаря удачным выступлениям на конкурсах молодых исполнителей, и оба примерно в одно и то же время получают известность в СССР.

Для Джордже Марьяновича счастливым случаем становится выход на экраны в 1960 году культового фильма «Любовь и мода», который советским зрителям демонстрируют три года спустя. Картина производит фурор благодаря показанным сценам не по-советски красивой жизни в социалистической Югославии, а главная песня фильма «Devojko mala» («Маленькая девушка») становится народным суперхитом. Современники вспоминают — она звучала буквально повсюду: из окон квартир, на танцплощадках, из репродукторов в парках и пионерских лагерях. Спустя год Джордже Марьянович выступает с «Маленькой девушкой» на «Голубом огоньке» и мгновенно становится самым желанным гостем из Югославии в СССР.

Вскоре после советской премьеры песня обретает вторую жизнь. Поэт Георгий Фере пишет для неё слова на русском языке, теперь она называется «Ночным Белградом», а тогдашний «король каверов» Эмиль Горовец берёт её в свой репертуар, поднимая её популярность до совсем уже заоблачных высот. Так, даже спустя полвека «Ночным Белградом» можно услышать в России, что в исполнении ресторанных музыкантов, что народных артистов. Автору этих строк в конце 2000-х довелось услышать песню в живом исполнении в московском кафе, а эстрадный исполнитель Александр Серов и вовсе включил её в свой альбом, вышедший в 2011 году.

На волне успеха в 1965 году у Марьяновича начинаются первые гастроли по Советскому союзу. В одной из поездок он встречает студентку филфака Ленинградского университета Элли, с которой вскоре создаёт семью. Прекрасно владея русским, артист исполняет много песен советских композиторов, особо выделяя песни о войне. При этом, помимо югославских, со сцены ко всеобщему восторгу звучат хиты Битлз, Энималз, Боба Дилана, Адриано Челентано. Неудивительно, что с такой программой каждое его выступление заканчивается невероятным аншлагом.

«В то время у нас практически отсутствовали гастроли западных звёзд. И особо сравнивать было не с чем. Те, кто дома слушали музыку, или каким-то образом покупали пластинки, конечно, могли быть продвинутыми в этой области, но основная масса людей такой музыки не слышала и не знала. Поэтому иностранные артисты у нас были чрезвычайно востребованы, для нас это был настоящий Запад, — рассказывает Балканисту композитор, народный артист России Максим Дунаевский. — Марьянович воспринимался тогда как представитель свободной Европы в нашей стране. Но даже если не делать на это скидку, должен сказать, что он был действительно замечательный певец. Чрезвычайно живой, у него был хороший вкус, прекрасные хиты».

marjanovic
Фото: Profimedia

Джордже Марьянович активно гастролировал в Советском союзе вплоть до конца восьмидесятых. В апреле 1990 года в Мельбурне прямо на сцене у певца произошёл сердечный приступ. Это вынудило его завершить карьеру, однако он продолжил изредка выступать и появляться в эфире сербского телевидения. Впрочем, ради публики бывшего уже к тому моменту Советского союза Марьянович всё же сделал несколько исключений: в 1996 году принял участие в «Славянском базаре» в Витебске, а в 2005 выступил на международном фестивале в Москве. В 2021 году у певца обнаружили коронавирус. Врачи до последнего боролись за его жизнь, но 15 мая 2021 года легенда югославской эстрады скончался на 90-м году жизни.

Радмилу Караклаич за десятилетия творческой деятельности в СССР полюбили как свою и даже провозгласили «Восточной королевой». Считается, что в самой Югославии Караклаич не пользовалась таким успехом, как в Союзе, однако, если судить по количеству изданных пластинок, больше их было всё-таки на родине певицы. Одно из первых её выступлений на советском экране состоялось в «Голубом огоньке» в 1964 году, где с неподражаемым сербским акцентом южная красавица исполнила знаменитый шлягер Майи Кристаллинской «Я тебя подожду».

Современники вспоминают, что масштаб обрушившейся на певицу славы был таким, что новорождённых девочек по всей стране стали массово называть Радмилами. В 1967 году на экраны вышел фильм, который принёс Караклаич ещё большую славу — «Попутного ветра, синяя птица», где она спела «Песню о первой любви» Андрея Петрова. Впрочем, не были забыты слушателями и песни на сербском языке, которые также показывали на советском телевидении.

Как вспоминает в разговоре с «Балканистом» специалист по истории южнославянских народов, доктор исторических наук Елена Гуськова, если в выступлениях Джордже Марьяновича публику подкупали европейские манеры музыканта и «западный» стиль исполнения, то в творчестве Радмилы Караклаич зритель ценил именно балканские и цыганские ноты:

Radmm 09 t
Фото: xxzmagazin.com

«Она была необычной, потому что по-другому двигалась, по-другому одевалась, у неё была другая причёска. Она была более раскованной, чем наши артисты. Но привлекала она тем, что у неё звучали балканские мотивы. Другая интерпретация и мелодии, и музыки, и поведения на сцене».

За годы активной творческой деятельности — с шестидесятых до конца восьмидесятых — Радмила Караклаич объехала с гастролями без преувеличения весь Советский Союз — от Москвы и Ленинграда до Алма-Аты, Махачкалы и Баку. На её счету больше десятка выпущенных пластинок. Один из последних ярких хитов певицы, который помнят представители более молодых поколений, был написан на стихи Михаила Танича и назывался «Буду». Он вышел на одноимённом альбоме в 1987 году, а годом ранее стал финалистом «Песни года-86».

Последний сборник певицы в серии «Золотая коллекция ретро» увидел свет уже в России в 2006 году. Радмила Караклаич и сегодня, несмотря на почтенный возраст, ведёт активную творческую деятельность, иногда выступает в России, принимает участие в популярных телешоу.

Среди других популярных в Советском Союзе музыкантов — не менее знаменитые на родине исполнители. Это и Ивица Шерфези, чьи пластинки активно издавались на фирме «Мелодия», и который собирал у нас стадионы, и Мики Евремович, чья «Смуглянка», исполненная вместе с Софией Ротару на «Песне-75», произвела такой фурор, что песню против правил даже повторили на бис.

Эти и другие имена вошли в крупный сборник, изданный в СССР огромными тиражами, — «Югославская эстрадная музыка».

Пластинка совместного производства фирм «Мелодия» и «Юготон» вышла в 1976 году в количестве всего 5 тысяч штук, но впоследствии была многократно переиздана, в результате чего совокупный тираж перевалил за 100 тысяч. На ней впервые в нашей стране прозвучала песня исполнителя, пусть и не ставшего популярным в России, но обретшего статус и славу живой легенды Балкан — Здравко Чолича. Мало кто знает, но, будучи ещё совсем молодым человеком, Чолич в 1980 году записал на «Мелодии» пластинку-миньон, где исполнил три песни на русском языке.

Как отмечают музыкальные критики, популярность югославской эстрады в СССР во многом была связана с отсутствием возможности слушать настоящую западную музыку. Поэтому неудивительно, что с началом перестройки внимание советской аудитории захватили совсем другие кумиры. Но музыка с Балкан заняла прочное место в массовом сознании, и любовь соотечественников к ней никуда не делась. Уже с начала 2000-х в новой России этому появится множество подтверждений. Но это тема уже совсем другого материала.

Обложка: xxzmagazin.com

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх