От «Пегасов» до «Байрактаров»: китайские и турецкие технологии на службе сербской армии

Несмотря на заявленную политику военного нейтралитета, в Сербии основательно принялись за модернизацию Вооруженных сил. Одними из последних новинок, вызвавших интерес в Белграде, стали беспилотники, которые, помимо ведения разведки, могут поражать наземные объекты. Речь, в частности, идет о турецких ударных оперативно-тактических БПЛ Bayraktar TB2. Эти аппараты Армия Азербайджана, напомним, активно применяла в боях за Нагорный Карабах.

Во время боевых действий, разворачивавшихся там с сентября по ноябрь этого года, Министерство обороны Азербайджана практически ежедневно выпускало видеокадры уничтожения сил противника. На видео демонстрировались десятки уничтоженных дронами танков Т-72, ​​артиллерийских и ракетных установок, различных систем ПВО, командно-штабных пунктов. Подобная сугубо пропагандистская кампания привлекла внимание и руководства Сербии, которое пристально следит за новинками вооружений и горячо заинтересовано в модернизации и развитии ВС страны.

Реформирование сербской армии, начатое в последние несколько лет, заключается, прежде всего, в обновлении авиации: Белград закупает и модернизирует многоцелевые истребители МиГ-29, а также штурмовые и военно-транспортные вертолеты Ми-35М и Ми-17В5. Кроме того, в приоритете сербских ВС и реорганизация спецподразделений, направленная на повышение их мобильности и улучшение технического оснащения. Одним из ключевых приоритетов недавно стало и постепенное внедрение легких разведывательных беспилотников и наземных боевых роботизированных платформ первого поколения.

Китайские технологии в сербских ВС

В середине 2020 года на военном аэродроме «Полковник-пилот Миленко Павлович» в Батайнице состоялась демонстрация возможностей шести китайских ударно-разведывательных беспилотников CH-92A. Приобретение этих аппаратов сделало Сербию первой страной Балканского региона, которая приняла на вооружение ударно-разведывательные БПЛА с радиусом действия более 250 км. Помимо них, на аэродроме также продемонстрировали малогабаритные высокоточные ракеты FT-8C класса «воздух-земля» с лазерным наведением, которые используются для поражения в том числе движущихся объектов (к примеру, бронемашин). Их мощности хватит и для уничтожения современного танка, если удар придется по его башне — самой уязвимой части корпуса. 

Вместе с тем новые китайские дроны могут стать базовым компонентом комплексной системы разведки и наведения артиллерийского огня, особенно во взаимодействии с сербскими самоходными гаубицами NORA B-52 (МГС-25 «Александр»), реактивными системами залпового огня «Морава» и оперативно-тактическими ракетными комплексами «Шумадия».

Недавно БПЛА CH-92A был впервые продемонстрирован на военных учениях в Пештере, участие в которых принимали военно-воздушные и наземные силы. А в конце октября на полигоне в Никинцах провели первые боевые стрельбы с использованием ракет FT-8C. После этого китайские боевые машины официально были приняты на вооружение сербских ВС. 

Между тем самым важным элементом сотрудничества Белграда и Пекина стала договоренность о передаче китайских технологий, которые будут использоваться для усовершенствования сербского беспилотника «Пегаз», который по своим техническим характеристикам не уступает самым современным разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратам. Предполагается, что к концу 2021 года сербские ВС примут на вооружение 12 таких БПЛА с высокоточными боеприпасами, что доведет общее количество беспилотников в сербской армии до 18-ти (6 китайских CH-92A плюс 12 сербских «Пегазов»). Реализация данных планов откроет широкие возможности для массового оснащения сербской армии этой боевой техникой, которая в будущем может значительно усилить потенциал ВС страны. Кроме того, сербская военная промышленность сможет повысить свой экспортный потенциал и конкурентоспособность на международном рынке военной техники. 

— Читайте также: «Пекинский дракон на Балканах». Новые аспекты сербско-китайского военного сотрудничества

На очереди — турецкие Bayraktar?

В середине сентября президент Сербии Александр Вучич рассказал журналистам о том, что Белград ведет переговоры с Анкарой о покупке беспилотников Bayraktar TB2. 

Разработкой этого ударного оперативно-тактического средневысотного беспилотника с большой продолжительностью полета занимается компания Baykar по заказу Министерства обороны Турции. Машины изначально планировалось использовать для ведения наблюдений в обширных и сложных горных районах на юге и юго-востоке страны, где базировались курдские партизанские группировки. Первый полет Bayraktar TB2, созданного на основе Bayraktar TB1, состоялся в апреле 2014 года, через год аппарат приняли на вооружение. В июне и августе 2014 этот беспилотник побил мировой рекорд по продолжительности полёта в классе тактических средневысотных БПЛА: он пробыл 24 часа 34 минуты на высоте 8 км. Таким образом, эти аппараты, с несколькими ракетами класса «воздух-земля» на подвеске, могут находиться в воздухе более 10 часов. 

Длина данного БПЛА 6,5 м, размах крыла — 12 м. Bayraktar TB2 оснащен двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 лошадиных сил, его грузоподъемность составляет 150 кг полезной нагрузки, практический потолок — 8200 метров. Командный пункт может управлять группой от трех БПЛ на расстоянии от 150 км, что на сто км меньше, чем у китайского СН-92А. Между тем турецкие «Байрактары» выгодно отличаются от «китайцев» тем, что могут находиться в автономном полете в три раза дольше, а грузоподъемность их выше.  При необходимости этот БПЛА может действовать в полностью автономном режиме, без управления с земли (если, например, командный пункт был уничтожен). Выдающиеся технические характеристики и особенности конструкции открывают широкие возможности для дальнейшей модернизации этих аппаратов. 

Вместе с тем ключевые компоненты данного беспилотника производятся, главным образом, за рубежом. Собственно, использование Bayraktar азербайджанской армией в Нагорном Карабахе заставило некоторые страны приостановить продажу своих разработок Турции. В долгосрочной перспективе данный нюанс создаст Анкаре определенные проблемы с модернизацией беспилотников. Впрочем турки вполне могут найти для себя альтернативные варианты: например, закупать двигатели на Украине, а оптоэлектронное оборудование у Китая или у отечественных компаний. Вопрос лишь в том, позволят ли такого рода решения сохранить за Bayraktar звание лучших в своем классе. Очевидно, что Анкара не захочет терять столь важное конкурентное преимущество и приложит все усилия к сохранению реноме, завоеванного на международном рынке.  

Приобретение Bayraktar TB2, безусловно, существенно повысит боевой потенциал ВС Сербии. Однако приобретение столь сложных систем предполагает дополнительные расходы на их техническое обслуживание, внедрение и тактическую эксплуатацию. А еще (что, пожалуй, наиболее важно) — на их использование в военных операциях. 

Вместе с тем совместные проекты Белграда и Пекина в сфере военных разработок могут представлять для Анкары большой интерес, особенно когда дело касается производства беспилотников, предназначенных для продажи третьим странам. Ну а Сербия в любом случае крайне заинтересована в приобретении проверенной боевой техники последнего поколения. В Белграде понимают необходимость обучения военнослужащих управлению высокоточным дистанционно управляемым оружием, которое со временем станет играть ведущую роль в любых вооруженных конфликтах.

В целом, если говорить о внедрении и использовании роботизированной военной техники, надо признать, что Сербия не отстает в этом вопросе от стандартов оснащения современных армий. Понятно, что для того, чтобы идти в ногу со временем, Белграду потребуется постоянно вкладываться как в свой военно-промышленный комплекс, так и в развитие кадрового потенциала, что предполагает открытие в стране ряда научно-технических центров. 

Уже очевидно, что в ближайшие 10-20 лет спрос на различные типы разведывательных и ударных беспилотников (легких, средних и тяжелых) и дронов-камикадзе будет только расти. Их все чаще станут применять в гражданском строительстве, в промышленности, в сельском хозяйстве, в метеорологии, в пожарно-спасательных и поисковых операциях. 

Страны, выпускающие качественные и конкурентоспособные беспилотники, смогут зарабатывать на их продаже десятки миллиардов долларов в год. Таким образом, каждый динар, который Сербия сегодня вкладывает в развитие данного направления, окупится многократно.  

© 2018-2021 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх