На днях в Москве завершился XV Международный кинофестиваль «Русское зарубежье». Постоянными участниками и гостями этого уникального кинофорума являются режиссёры и сценаристы из Сербии, Болгарии и Греции, а также исследователи истории и культуры русской эмиграции. А фильмы, ежегодно участвующие в показах и конкурсах, рассказывают о том, как сложились судьбы наших соотечественников, оказавшихся в том числе и на Балканах.
Согласно традиции, кинофестиваль всегда начинается 7 ноября, что очень символично: именно Октябрьская революция и последовавшая Гражданская война вызвали первый и самый мощный поток беженцев из России. Русское зарубежье – это не столько географическое, сколько философское понятие: это память об эмигрантах первой и второй волн, это наши современники, представляющие третью и четвертую волны, и это те, кто сегодня представляет за рубежом русскую культуру, науку и образование, а также их творческий и интеллектуальный вклад. «Мы — дети одной страны, и кроме друг друга мы по-настоящему никому не нужны», — очень точно отметил президент кинофестиваля «Русское зарубежье» режиссёр Сергей Зайцев ещё в 2007 году, на самом первом фестивале. Действительно, без каждого из соотечественников родина полноценно существовать не может.
Каждый год фестивальная неделя включает в себя не только показы конкурсной и внеконкурсной программы, но и музыкальные и литературные вечера, круглые столы и дискуссии, а также встречи с историками и филологами, которые занимаются изучением наследия русской эмиграции.
В этом году фестиваль открывала «балканская» тема: в первый же день вне конкурса был продемонстрирован фильм 2014 года «С молитвой и любовью» (реж. Александра Русакова) — дань памяти создателю этой документальной картины: в апреле этого года Александры Юрьевны не стало. Телережиссёр, методист отдела культурно-массовых программ Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына, она была автором многих документальных лент. Одна из ярких страниц фильмографии Александры Русаковой – её работы о русских кадетах в эмиграции. Герои фильма «С молитвой и любовью» — выпускники кадетского корпуса в сербском городе Бела-Црква, которые передали последующим поколениям традиции и заветы кадетского братства, возродили кадетское воспитание и образование в изгнании.
В конкурсной программе принял участие документальный фильм сербского режиссёра Мирослава Баты Петровича «В поисках места». Автор этой картины известен по таким работам, как «Безумие Саввы Шумановича», «Эрна, Эрна…», «Празднование» и «Как я снимал ”Американца”».
Героиня фильма, представленного в этом году на конкурсе, – молодая русская художница Софья Ечина, родившаяся на острове Итуруп. «Мне с детства хотелось исследовать мир вокруг себя — и материальный, и воображаемый…», — признаётся Софья. Выиграв стипендию на обучение в Германии, она начинает творческую и выставочную деятельность в Европе, но в итоге настоящим вторым домом для неё стала Сербия, где сегодня она представляет современную русскую культуру. Помимо живописи Софья занимается литературным творчеством. Она — автор многих рассказов о жизни в Белграде.
Балканы на кинофоруме в этом году были представлены и «судьями»: в работе жюри конкурса игровых фильмов принимал участие продюсер Владимир Ястреба из Болгарии, который многое сделал для популяризации российского кино за рубежом.
В рамках фестиваля также состоялась встреча с профессором Белградского университета, филологом Ириной Антанасиевич, посвященная русскому комиксу в Королевстве Югославия. Ирина Антанасиевич давно занимается изучением наследия и судеб русских художников-карикатуристов на Балканах. Для участников и гостей события она провела интереснейшую экскурсию по выставке «Русский адрес Белграда: Юрий Лобачёв (1909 – 2002)».
Подробнее: В Москве открылась долгожданная выставка комиксов Юрия Лобачева
Юрий Лобачёв стал известен в эмиграции как Джордж Стрип: такой творческий псевдоним художник выбрал себе сам. Он познакомил югославов с новым видом изобразительного искусства, которое получило на Балканах название «стрип» — по псевдониму Лобачёва. И еще тогда, в середине прошлого века, Лобачёв продемонстрировал, что искусство комикса может нести не только развлекательную функцию (увы, некоторые и в наше время придерживаются этого стереотипа, а порой и сильно недооценивают возможности комикса). Так, в частности, благодаря Лобачеву появился образовательный комикс о первом сербском просветителе – святом Савве (Растко Неманиче), который был включен в школьный учебник.
Многие представленные на выставке фотографии и артефакты – часть личного архива сына художника, Дмитрия Юрьевича Лобачёва. Одна из реликвий семьи – дневник, который 14-летний Дмитрий начал вести в тот день, когда арестовали отца (как и многие русские эмигранты, Юрий Лобачёв попал в немилость после ссоры Тито и Сталина).
14 ноября были названы победители конкурса фильмов. Лучшей игровой картиной признана «Клятва» (2019 г.) российского режиссёра Романа Нестеренко.
Главный герой ленты, врач-психиатр Наум Балабан — реальный исторический персонаж. Действия фильма начинаются в 1910 году, когда супругой Наума становится представительница старинного русского дворянского рода Елизавета Нелидова, отвергшая предложение немца Густава Шеффера, сокурсника Балабана по Мюнхенскому университету. Наум и его супруга пройдут Гражданскую и репрессии, но самые тяжёлые испытания, которые выпадут на их долю, – это жизнь и работа в оккупированном гитлеровцами Крыму, где Балабан спас жизни многим своим пациентам. И именно здесь произошла судьбоносная встреча с бывшим соперником Густавом…
Приз за лучший неигровой фильм получила российский режиссёр Наталия Спиридонова — автор картины «Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян» (2020 г.). Писательница Федорченко прошла Первую мировую медсестрой. Увиденное на фронтах она отразила в своей книге «Народ на войне», куда также вошли воспоминания простых солдат. Эти ценные свидетельства были по достоинству отмечены поэтом Максимилианом Волошиным, но самой Софье принесли много страданий: её обвиняли в мистификаторстве, подделке народных высказываний. Переживания из-за этих нападок во многом стали причиной её тяжёлой болезни. Но несмотря на все тяготы, она продолжала заниматься книгами, многое сделав для развития советской детской литературы.
Традиционный приз кинофестиваля и его неизменный символ – статуэтка философского парохода (работа скульптора Галины Шилиной). Каждый год 14 ноября очередные бронзовые пароходы отплывают в самые разные и дальние уголки планеты: победители увозят домой свои награды и память о прошедшем кинофестивале. Но сколько бы километров ни отделяли эти города и страны друг от друга, если погрузиться в историю, почти наверняка окажется, что везде звучала и продолжает звучать русская речь.
Татьяна Бондарева-Кутаренкова, Кандидат филологических наук, доцент РГГУ