Как так получилось, что главной звездой русского кинематографа стал серб? Откуда появилась настолько шикарная иллюстрация дружбы славянских народов?
Безусловно, мы знали югославских актёров и до этого. Одно только имя – Гойко Митич, великий индеец, — и сразу всё ясно. На другом фланге – Мила Йовович, но это более сложносочинённый и вестернизированный продукт. Однако Митич, обойти которого невозможно, хоть и был очень известен, но первой скрипки, что называется, не играл.
Сейчас же мы наблюдаем совсем иную картину. По сути, главной звездой российского кино оказался сербский актёр Милош Бикович. Он дебютировал в «Солнечном ударе» Никиты Михалкова и далее продолжил стремительное восхождение. Только за последнее время Бикович снялся в столь суперуспешных лентах, как «Холоп», «Кома», «Балканский рубеж», «Отель Белград». Это не просто мощно, а, как сказали бы наши американские партнёры, «вау и супервау»!
Мне, впрочем, не нравятся подобные фильмы. Это попкорн для масс, не более того. Однако зритель, к сожалению, голосует рублём. И бежит, и идёт, и ползёт на банальные картины, сделанные по банальным лекалам. А факт остаётся фактом: серб Милош Бикович – номер один в российском кинематографе.
Тому, на самом деле, есть множество предпосылок. Влияние Михалкова, например, как и влияние определённого лобби в целом. Низкий уровень современной российской актёрской школы. Уникальный типаж самого Биковича, который, вспоминая песню Васильева, «из двух великих культур смог сделать одну» (своего рода «русский на западный манер»). Много факторов, и я разберу их в отдельной статье, посвящённой сербам в современном российском синематографе.
Однако есть ещё кое-что крайне важное. И данный ингредиент успеха Милош Бикович явил зрителям в своём недавнем интервью Ксении Собчак. Интервью, обязательном к просмотру; ведь оно демонстрирует абсолютную полярность не столько заявленных в кадре персонажей, сколько сил, разрывающих и Россию, и Сербию. Два очень разных человека поговорили друг с другом. И вот удивительно: судя по беседе, у Собчак иностранный паспорт, а у Биковича – российский. Но нет: в реальности – всё совсем наоборот. Как же так вышло?
Милош Бикович изумил и заставил порадоваться. Прежде всего, тому факту, что в России есть современный актёр, который не повторяет заскорузлые штампы, обязательные для унифицированного успеха в карьере. Что в принципе существует вот такой персонаж, наделённый смелостью иметь собственное мнение. Отрадно.
Да, понимаю, Бикович — актёр, лицедей. Он находится в чужой стране, где неплохо зарабатывает, ему, по сути, надо нравиться её населению. Однако, судя по всему, то, что он произносил госпоже Собчак, шло у него от сердца. Нечто похожее – удивительное – ранее явил в интервью Познеру другой человек искусства – Сергей Полунин. Там, правда, случилась демонстрация несколько иного рода энергии и энергетики, но так же, как и у Биковича, изначально противоположной западному мейнстриму.
Так о чём же свидетельствовал Милош? Он рассказал о торжестве разрушительного декадентства в искусстве. Поведал о том, как «цивилизованный мир» бомбами уничтожал сербов. Не забыл сообщить и об информационной войне, ведущейся против Сербии и России. Последняя, заявил Бикович, едва ли не впервые в истории не заглядывает Западу подобострастно в рот. От такого у госпожи Собчак посыпался грим.
Но Бикович не стушевался и продолжил очень серьёзный разговор о русской культуре и далее о Боге, о Православии. И вот тут Собчак, кажется, едва совладала с собой. Оно, в общем-то, и понятно: ведь подобное, как правило, мы слышим от замшелых политологов, которые бросаются штампами агитпропа на ток-шоу, делая это без особой убедительности и искренности.
В случае же Милоша всё несколько иначе. Он молод, красив, успешен. И он говорит очень и очень убедительно. Оттого — ошеломительный эффект. А так, оказывается, можно? Разрешается быть вот таким? Хм, да ладно? Ведь у современных деятелей российской культуры подобное не принято. Они стесняются, тушуются, глупят, а когда открывают рты, то не отделаться от ощущений помойки в них. И неизбежно возникает вопрос: это точно российские актёры говорят о России и её народе? Правда? Тогда почему и за что они их так ненавидят?
Милош, наоборот, жёг от души. Есть вещи вне желудка. Есть собственное мнение. Есть Бог. Есть правда. Есть справедливость. Есть подлинно русское. Так молвил Милош. И это было сильно. Пусть Собчак перебивала, хихикала и злословила – всё равно не справилась с подобным напором правды (в ней ведь, как мы помним, сила). Впрочем, чего ждать от королевы лицемерия, приезжающей на венчание на катафалке?
Скажу просто, Милош Бикович дал российским актёрам мастер-класс, во-первых, того, как собственное мнение иметь, а, во-вторых, как Родину по-настоящему любить. Ведь заявления, транслированные Биковичем в эфир, должны были исходить от какого-нибудь «условного Петрова-Козловского». Но их озвучил серб. Вот как бывает: чтобы видеть и говорить подлинно русское, нужно родиться и повзрослеть в Сербии. А после приехать в Россию.
Подобное может показаться странным. Однако только на первый взгляд. Потому что, на самом деле, именно в Сербии – в её части – сохраняется то, что называется истинным Православием (а оно есть основа и сербского, и русского), не замутнённым порочными тенденциями и веяниями. Именно сербы смотрят на Россию и русское со стороны, не стесняясь говорить правду. И это очень ценный и вместе с тем особенный взгляд, голос, которые надо не просто видеть и слышать, принимая в расчёт, но и всячески исследовать.
Мы ведь часто говорим о сильной России, защищающей Сербию (при всей книжности данного пассажа). Однако и обратное также более чем возможно. Но уже не в контексте защиты военной, а скорее социокультурной, что не менее важно. Помнить об этом, несомненно, стоит. Никого не идеализируя, конечно, но и никого не принижая.
Спасибо Милошу Биковичу за то, что он не побоялся и не постеснялся сказать правду. Его бы слова – да многим нашим деятелям бы искусства в уши. Но что толку? Ведь одни играют холопов в кино, а другие — так живут.