Девятого сентября на страницах хорватского издания Jutarnij list был опубликован в форме псевдоистории текст «Индустрия ненависти в Сербии» с подзаголовком «таблоиды как витрина Сербии Вучича». Автором указан журналист Владо Вурушич. Кроме того, журналисты издания «случайным образом» выбрали сто обложек июльских ежедневных газет и проанализировали сербскую новостную сцену на примере таких изданий как Informer, Alo, Kurir, «Сербский Телеграф», Blic и «Вечерние новости». Эта публикация популярного в Хорватии издания является очередным нападением на президента Сербии, констатирует медиа-аналитик Иштван Каич.
Иштван Каич проанализировал публикацию в своём авторском тексте «Хорватско-сербская медийная пикировка и нападки на Вучича», опубликованном сербским изданием Informer.
Он считает, что несмотря на желание показать большую часть сербской медиасцены как «продукт диктатуры Александра Вучича» и в конечном счете представить её пропагандистской машиной, являющейся самой большой угрозой стабильности региона и интеграции в ЕС, текст таблоида Jutarnji list является образцом влияния, которое хорватские СМИ оказывают на граждан Хорватии, показывая Сербию и ее нынешнее руководство в негативном свете.
«Основная фантазия в этом тексте заключается в том, что Президент Сербии Александр Вучич якобы лично через свою советницу по работе со СМИ Сюзанну Васильевич решает, какой контент сможет появиться в средствах массовой информации. И что ни один материал не был опубликован без одобрения от кого-то сверху», — пишет о публикации в хорватском издании Иштван Каич.
Владо Вурушич, автор материала в Jutarnji list, наивно полагает, что редакторы перед выходом номеров ежедневно бегают в резиденцию президента Сербии или отправляют тексты на электронные адреса Сюзанны Васильевич и Александра Вучича, которые дают одобрение или возвращают статьи на доработку, отмечает аналитик.
«Как бы карикатурно это ни выглядело, читатель должен поверить („безумно, но правда, потому что власть сумасшедшая”). А уж когда журналист Вурушич говорит, что это „общая тайна в Белграде” (непонятно, откуда он этом узнал), то это уже рассчитано не только на слабоумных, но и уважаемых высокообразованных», — пишет Иштван Каич.
Также в своём тексте аналитик напоминает, что влияние всегда было и будет, и появилось оно не при Вучиче. Сами журналисты, будь то во времена Тадича, Вучича, Коштуницы или Джинджича, называют это «хорошим сотрудничеством с властью».
«То, что также было раньше и что не имеет ничего общего с Вучичем, это личные националистические взгляды редакторов таблоидов, таких как Вучичевич (Informer) и Вучелич („Вечерние новости”). В отличие от Родича и Симоновича (редакторов изданий Kurir и Blic), у которых кредо всегда было и остается „как можно лучше монетизировать статьи и ничего больше” независимо от того, кто находится у власти, те демонстрируют постоянство по отношению к хорватам, албанцам, боснийцам, черногорцам и политическому руководству их стран в регионе», — считает Каич.
Утилитаризацию этой концепции, которую противники Вучича реконструировали и используют против него, издание Jutarnji list использовало в негативной кампании против сербского лидера, которая проводилась накануне парламентских выборов в Хорватии в 2015 году.
Тогда 7 октября появился текст странного содержания автора Снежаны Павич, озаглавленный «Урок демократии на примере ближнего соседа. Что происходит, когда вы с отвращением отказываетесь голосовать за меньшее зло». В нем рассказывалось о разочаровании последствиями выборов в Сербии 2012 года, когда Сербская прогрессивная партия пришла к власти. Несмотря на то, что в первой части текста критикуется Борис Тадич (тогдащний президент Сербии), материал заканчивается утверждением, что из-за контроля над СМИ, установленного Александром Вучичем, теперь многие жалуются на смену власти и на то, что Тадича «поливают грязью». Эта статья в хорватском издании была ответом на то, что в один день все сербские таблоиды вышли с «усташем» Зораном Милановичем на обложках (а именно его Jutarnji list поддерживал в предвыборной кампании, где использовались анти-Вучичевские лозунгт). Текст Снежаны Павич был пересказан в Сербии через два дня изданием Blic. Он вышел под заголовком «Прекрасный Борис, сербская Барби, все за него переживали», благодаря которому у материала появились совершенно другие смыслы.
Соперничество между изданиями Blic и Jutarnji list, как и изменение содержания статей, продолжается постоянно.
Семь лет спустя, 31 июля, Jutarnji list публикует текст из Blic о так называемых «помидорных туристах из Сербии», которые в начале и конце сезона везут перец и помидоры в Грецию, делают там консервы на зиму и готовят там айвар, чтобы не тратить свое электричество. Однако когда такая глупость переносится в среду страны, которая является популярным туристическим направлением из-за выхода к морю, статья получает совершенно другую коннотацию. То, что в Blic было своего рода курьезом, в издании Jutarnji list стало высмеиванием и унижением сербских туристов.
Всего через пять дней после текста Снежаны Павич, в котором та писала про «таблоиды Вучича», издание Jutarnji list сделало то, что никогда не делал ни один таблоид в Сербии. Журналисты хорватского издания отправились в родную деревню отца Вучича, поговорили с местными и посчитали могилы, чтобы убедиться, что отдельные члены его семьи действительно были убиты во Второй мировой войне бойцами тогдашнего Независимого государства Хорватии, как это утверждает Александр Вучич.
12 октября 2015 года выходит материал «Jutarnji list развенчал миф Вучича. Мы посетили деревню сербского премьер-министра: Усташи не убили никого из его семьи!» с подзаголовком «лидер Сербии лжет?». Текст был подписан журналистом Марио Пушичем. Поскольку Вучич подробно привел имена убитых родственников, через два дня Jutarnji list должен был признать, что «часть семьи Вучича, к сожалению, погибла в усташских погромах», с добавлением, что «не все, хотя Вучич никогда такого не говорил».
«И вся эта отвратительная писанина вышла под названием „Нет преступления, которое можно оправдать другим преступлением”», — рассказывает Иштван Каич.
Новым событием в истории хорватско-сербской медиавойны, по мнению Иштвана Каича, стало начало вещания регионального телевидения N1, которое с самого начала не работает над примирением сторон, а распространяет антивучичевские взгляды по всему региону и помогает отрицательным отзывам на Вучича из Хорватии быстрее вернуться в Сербию.
Иштван Каич в своей статье приводит в пример одно из недавних событий, когда в день отъезда Александра Вучича в Мемориальный центр Поточари (мемориал, посвященный жертвам резни в Сребренице) в телевизионной студии N1 в Белграде появился Джордже Вукадинович, человек, который интерпретировал это событие как «унижение Сербии» и в то же время для хорватской аудитории назвал операцию «Буря» (Oluja) освободительной.
Иштван Каич также напоминает, как Зоран Миланович, сейчас — кандидат в президенты Хорватии, в своей текущей избирательной кампании 24 августа 2019 года снова обвинил Вучича в распространении ненависти. Это произошло после после нападения на сербов, которые в кафе в хорватском Книне болели за футболистов клуба «Црвена Звезда».
«Текст в хорватском издании Večernji list от 5 сентября начинается таким образом: „Президент Сербии Александр Вучич, ученик предводителей четников Воислава Шешеля и Томислава Николича, каждый год на юбилей операции „Буря” показывает свое истинное лицо четника, как это было во время его знаменитой речи в городе Глине, когда он говорил о своих влажных мечтах о создании Великой Сербии. Таким образом, у него постоянно есть мокрые мечты, когда вспоминают „Бурю”, которая разбила его и всех его близких раз и навсегда вместе с их влажными мечтами”», — цитирует Иштван Каич.
Медиа-аналитик указывает, что синтагма «великая сербская агрессия» является тем, чему в Хорватии придают особое значение, и на что Александр Вучич пытался указать президенту Хорватии Колинде Грабар-Китарович. Иштван Каич считает, что хорватские журналисты и политики говорят о Сербии так, будто это она распространила войну 90-х, была её «эксклюзивным возбудителем и катализатором».
По мнению аналитика, это демонстрирует своего рода «задержку в развитии», которая не позволяет двигаться дальше и в первую очередь наносит ущерб тем, кто это транслирует.
Возвращаясь к опубликованной хорватским изданием Jutarnji list статье «Индустрия ненависти в Сербии» Иштван Каич напоминает, что заканчивается она защитой лидеров оппозиционного блока «Союз за Сербию» и упоминанием Бошко Обрадовича, Драгана Джиласа и Вука Еремича. А это говорит о том, что текст координируется и идеально соответствует интересам сербской оппозиции и ее средств массовой информации.
По мнению аналитика, «хорватско-сербская медийная пикировка» до сих пор актуальна и говорит о «профессиональной импотенции» хорватских журналистов, которые не в состоянии написать ни одного слова оригинальной критики, поэтому прибегают к уже существующему опробованному способу менять содержание текстов сербских средств массовой информации.
«Выглядит так, что шоколадные батончики, которыми в декабре 2016 года Колинда Грабар-Китарович делилась с детьми в Дубровнике, не единственный продукт с подписью Made in Serbia, который угрожает общей заразой хорватским потребителям», — заключил Иштван Каич.
Дмитрий Лане