Концерт Слепакова имени Путина: что российский артист привез в Сербию

Скажу честно, я с самого начала отказывался идти на концерт шоумена и певца-комика Семена Слепакова, который он вчера дал в бывшем Доме профсоюзов, а ныне МТС Концертном зале в Белграде. И все же, проявив солидарность с редакционным коллективом, я согласился на эксперимент над собой и пошел — посмотреть, как оно будет. До вчерашнего вечера я сомневался, прав ли я в своих предубеждениях к российским артистам, неожиданно и в массовом порядке открывшим для себя Сербию. Но, к сожалению, мой пессимистичный настрой себя оправдал…

IMG 20230329 WA0011

Семен, бесспорно, талантливый человек. Во всяком случае, уж точно в разы талантливее меня: он хорошо играет на гитаре, сочиняет стихи, поет, заводит публику. Но мне не нравится его творчество. Это дело вкуса. Мне в принципе не нравится этот подвид шоуменов, выросших на одной подкормке и базе, — Comedy Club и компания. Да все бы ничего, если бы все эти концерты и их навязчиво выскакивающая изо всех щелей интернета реклама не вызывала отвращения своей политической пропиткой. Кто-то может спросить: какая политика?

Каждый видит то, что хочет увидеть или услышать. Возможно. Но на концерте Семена Слепакова самыми повторяющимися словами, помимо союзов и предлогов, было «Путин» и его закамуфлированные синонимы. Знаете, как у наркоманов, плотно «сидящих» на марихуане, все шутки, истории и анекдоты исключительно про траву. И даже когда надо сказать о чем-то другом, пара фраз по делу в итоге заканчивается упоминанием все той же травы. Семен явно плотно торчит на Путине. Сложилось впечатление, что это опорный стержень всего его нынешнего творчества.

Отшучивать про Путина, положение дел в или вокруг России, с отсылками к «вторжению» на Украину, Семен начал с первых минут. Появившись на сцене, он извинился за опоздание и съюморил про то, что напрягся по пути из аэропорта, увидев билборд компании «Газпром нефть» — «Мы вместе!». По признанию артиста, он в курсе, что Сербия — пророссийская страна. И это его, судя по всему, и пугало. А дальше Семен отпустил главную, с моей точки зрения, шутку, после которой весь мой эксперимент с концертом можно было заканчивать, сказав самому себе: что и требовалось доказать. А сказал артист примерно следующее:

— Сербия же — самая путинолюбивая страна, как Белоруссия. Тут все любят Путина. И вы (обращаясь к залу) уехали от Путина в страну, где все любят Путина. Но, потому что они все любят Путина, они любят и всех вас. Ну, вы шикарно устроились! — зал одобрительно засмеялся и заулюлюкал. Публика — отдельная тема. О ней чуть позже.

Все песни концерта я бы грубо поделил на две категории: околополитические и окологенитальные. Ну, знаю, что многим нравится. Двум песням я тоже искренне поаплодировал: про мужика, которому нельзя пить, и какому-то, судя по всему, хиту про то, что лучший секс только с женой. Пожалуй, все. Десяток песен Семен разбавлял рассказами о релокации в Израиль и сценическими байками, в которых, понятное дело, постоянно всплывал Путин и заменяющие его Медведев, Шойгу, Симоньян, Петров с Башировым и даже старик Назарбаев. Шутки все какие-то озлобленные, присущие глубоко обиженному человеку, а посему несмешные. Но зал смеялся, пипл именно этого и просил похавать. Пару раз Семен спрашивал у зала, что спеть, и громче всех звучали выкрики «Путин страшный», «про чиновников», «„Колыбельную“ спой!». («Колыбельная» — это такой достаточно не шуточный, а печальный стеб в адрес людей, поддерживающих СВО.)

IMG 20230329 WA0010

Еще с «предбанника» концертного зала было ясно, что люди, купившие билеты на концерт, пришли не за кусочком России, они пришли на политический петтинг. Поэтому трудно было бы ожидать, что хоть какое-то число зрителей в зале могло попросить артиста рассказать или спеть о чем-нибудь, кроме политически отравленных тем. Ну, знаете, в стиле «Семен, да бросай, хорош уже, сыграй чужую — „Ваше благородие!“, например, можешь?» (Песню так, наобум привел). И уж, понятное дело, что, оказавшись на сербской земле, Слепаков точно не стал бы в качестве красивого жеста, как это бывает у других артистов, петь «Тамо далеко» и т.п. Потому что этот концерт — не русско-сербское мероприятие, он даже не для русской диаспоры, это коммерческое мероприятие для определенной целевой группы с определенными политическими взглядами.

Я развиртуализировался с Сербией 18 лет назад. Живя здесь, я видел и прошел через разные форматы отношения к родине и новому дому. В новой волне переселенцев я не вижу ничего, что указывало бы на их связь с Россией или их интерес и любовь к Сербии. Я думаю, что, если бы я не знал, что нахожусь в бывшем Доме профсоюзов, ну, просто измени кто-нибудь до нейтрального и неузнаваемого его внутреннее убранство, я не смог бы сказать, в какой стране я нахожусь. Потому что свалившая и релоцировавшаяся публика в абсолютном большинстве своем национально нейтральна. Россия им не по душе, а Сербия безразлична. Они оказались тут не по любви. Знаете, я помню встречи русской диаспоры, которая в самом конце 2000-х уже была разношерстной по взглядам. Но мы как-то не чурались родины и живо интересовались, выражали любовь к Сербии. Т.е. на каком-нибудь сербском фестивале в одной компании русских людей нормально веселились и ярый путинец в майке «AC/DC», вещающий каждому встречному о России-Матушке, и либерал, размахивающий российским триколором с надписью «Россия» на груди — кто в российской, кто, что не менее важно, в сербской атрибутике. Сейчас все по-иному. Нынешняя волна переселенцев — не диаспора, это не национальный, а политический феномен. Уверен, что среди тех самых релокантов и «беженцев от режима» много хороших, талантливых и деятельных людей. Достойных людей. Но всех их объединяет один «политический кружок», система ценностей и взглядов, не имеющие никой связи с той самой многовековой традицией русско-сербских отношений. И концерты для этой социальной группы соответствующие.

Отступая от темы… Помню, как в этом же зале Дома профсоюзов народ стоял в проходах за неимением свободных мест на Днях русского кино и сербских премьерах российских кинолент. Вот это были русские концерты, вот это были реально русско-сербские мероприятия… Ну, да будут еще!

Концерт должен заряжать эмоциями. Передавать их от исполнителя к залу. Наверное, нормально, что эмоции должны быть положительными. В конце концов, вы платите деньги за то, чтобы порадоваться, вдохновиться, а не испытать разочарование и какую-либо боль. Мне концерт Семена удовольствия не доставил. Захотелось «дать еще 40 евро, и больше не приходить ни на какие концерты». К тому же за эти и даже меньшие деньги в Белграде можно сходить на концерт реальных звезд, как, например, Scorpions, — не отплевываясь потом чужим ядом.

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх