Изящные арки и вековые опоры: величественные мосты Балканского региона

Балканы — регион со сложным рельефом, мосты и виадуки здесь начали строить еще на заре освоения территорий. Со временем эти сооружения, обладавшие исключительно утилитарным назначением, стали визитными карточками городов.

А еще местные мосты нередко становились чем-то большим, нежели просто элементом городской инфраструктуры. Вспомним Латинский мост в Сараево, на котором был застрелен австро-венгерский наследник Франц Фердинанд: именно это место стало отправной точкой для Первой мировой войны. Или, например, Вишеградский мост через Дрину, воспетый в романе нобелевского лауреата Иво Андрича: долгое время считалось, что этот мост являет собой цивилизационную границу между Западом и Востоком. А Панчевский мост через Дунай, разрушенный в ходе Второй мировой, сербам помогали восстанавливать советские инженеры, поэтому некоторое время он носил название «Мост Красной Армии».

Не меньший интерес представляют и другие сооружения. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Старый Савский мост (Белград, Сербия)

Старый Савский мост нельзя назвать ключевой транспортной артерией сербской столицы. Не является он и самым впечатляющим (впрочем, красота — понятие субъективное). Однако белградцам он дорог своей ролью в истории города.

Staryj Savskij most Foto Instagram murattopay
Фото: Instagram / murattopay

Сооружение появилось в сербской столице во время Второй мировой войны, в 1942 году. Строили его немцы — на замену мосту короля Александра, который в апреле 1941-го, с началом нацистского наступления, взорвали югославские военные. Новострой назвали «Принц Евгений». Осенью 1944 года гитлеровцы, отступая из Белграда под натиском Красной армии, заминировали мост, служивший единственным связующим звеном между Белградом и Сремом. Взрыв предотвратил сербский учитель, отставной военный Миладин Зарич. Рискуя жизнью в гуще сражения, он подобрался к мосту, схватил топор, лежавший рядом с убитым немцем, и перерезал шнур, который тянулся к детонатору. За этот подвиг Зарич удостоился югославских, советских и болгарских орденов.

Впоследствии сооружение хотели переименовать в честь его спасителя, однако после войны белградцы стали называть мост Немецким, или Швабским. А когда берега Савы соединили другие конструкции из металла и бетона, то за мостом закрепилось нынешнее называние — Старый Савский. В 1984 году по нему начали ходить трамваи, и некоторые горожане начали именовать его Трамвайным.

Staryj Savskij most Foto Instagram milosgizdovski
Фото: Instagram / milosgizdovski

В 2016 году власти Белграда объявили о намерении модернизировать мост и расширить движение по нему. Параллельно рассматривалась возможность его полного демонтажа и возведения новой конструкции, которая лучше вписалась бы в облик современного мегаполиса. Старый мост при этом либо перенесли бы в другую часть города, либо превратили в один из аттракционов в Ушче. Большая часть горожан, считающая мост культурным достоянием и символом борьбы за свободу и независимость, воспротивилась таким сценариям. Разногласия и пандемия коронавируса пока оставили мост в «подвешенном» состоянии.

Старый мост (Мостар, Босния и Герцеговина)

Старый мост в боснийском Мостаре — одна из главных туристических достопримечательностей страны, хотя его название не совсем отвечает реальному положению дел.

Staryj most Mostar Foto Dmitrij Lane
Фото: Дмитрий Лане

В XIV веке на этом месте по обе стороны реки воздвигли каменные башни, между которыми был протянут подвесной мост. В ветреную погоду ходить по нему было попросту страшно, и горожане подали прошение о новой, более надежной конструкции султану Сулейману Великолепному (герцеговинские земли тогда находились под властью османов). Так, первый арочный мост, соединяющий берега Неретвы, появился здесь в 1566 году.

На протяжении сотни лет после строительства мост называли Новым. Когда это имя утратило актуальность, он стал Большим. А когда над Неретвой возвели и другие своды, появилось название Старый.

Каменный исполин возвышался над водами на высоте 24 метра, общая его длина составляла 29 метров. Инженерное чудо — огромную арку без дополнительных опор — спроектировал архитектор Мимар Хайруддин, ученик придворного зодчего Синана, которого считают автором Вишеградского моста через Дрину.

Mostar 08 1
Фото: Дмитрий Лане

Старый мост стал символом города, ставшего общим домом для сербов, хорватов и бошняков. Он простоял 427 лет, пережил две мировые войны, крушение великих империй и пал жертвой жестокой междоусобицы. В ноябре 1993 года, в ходе гражданской войны в Боснии и Герцеговине, хорватские военные обстреляли мост из танковых орудий, разрушив его. 

Три года спустя ЮНЕСКО, Всемирный банк и администрация Мостара договорились о восстановлении памятника. Водолазы подняли со дна Неретвы части разрушенного моста, чтобы использовать их при строительстве нового. Обновленный Старый мост открыли в 2004 году. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и символизирует собой восстановление добрососедских отношений между тремя народами Боснии и Герцеговины.

Staryj most Mostar Foto Dmitrij CHertov 2
Фото: Дмитрий Чертов

Мост Джурджевича (Дурмитор, Черногория)

Это строение расположено в одном из самых живописных мест на Балканах — черногорском заповеднике Дурмитор. Оно возвышается над рекой Тарой на высоте 172 метра и протянуто вдоль одного из самых глубоких каньонов в мире. Длина железобетонной конструкции составляет 365 метров.

Most Dzhurdzhevicha Foto Facebook
Фото: Facebook

Мост строился в 1938–1940 гг., и Вторая мировая наложила свой отпечаток на его историю. Он всегда обладал стратегическим значением, поскольку находится на перекрестке дорог на Мойковац, Жабляк и Плевлю. В 1942 году югославские партизаны решили разрушить мост, чтобы замедлить продвижение итальянских войск в глубь страны. Инженер Лазар Яукович, участвовавший в строительстве виадука, взорвал одну из арок таким образом, чтобы впоследствии сооружение можно было восстановить. Фашистам удалось схватить Яуковича, он был расстрелян в 1942 году. Сейчас около въезда на мост можно увидеть памятник инженеру.

1370862 1380x1040 1
Фото: rutraveller.ru

После войны мост отстроили довольно быстро, движение по нему открылось в 1946 году. Сегодня мост Джурджевича — популярная туристическая достопримечательность. С него открываются захватывающие дух виды на горы, реку и лесной массив. Любители экстремального отдыха могут полетать над каньоном на зиплайне.

Most Dzhurdzhevicha Foto Livejournal
Фото: Livejournal

Кстати, название моста не отсылает ни к его архитектору, ни к какому-либо известному историческому деятелю. Его именовали в честь местного фермера, чьи владения находятся неподалеку от виадука.

Пелешацкий мост, (полуостров Пелешац, Хорватия)

Пелешацкий мост смыкает хорватскую береговую линию, прерываемую на юге двадцатью двумя километрами боснийской территории (город Неум). Строительство моста началось в июле 2018 года, а торжественное открытие запланировано на лето 2022-го.

Peleshatskij most Foto Cropix
Фото: Cropix

По словам хорватского премьер-министра Андрея Пленковича, появление такого моста исполняет давнюю мечту жителей страны.

В 1718 году Дубровницкая республика (Рагуза), которая существовала на территории современной Хорватии до 1808 года, передала Османской империи часть своей береговой линии на Адриатике, чтобы создать буферную зону для защиты своих земель от посягательств Венецианской республики. Благодаря этому Босния и Герцеговина сейчас имеет выход к морю, а хорватский регион Дубровник-Неретва отделен от основной части страны.

Peleshatskij most Foto Cropix 1
Фото: Cropix

О возведении моста через залив Мали Стон к полуострову Пелешац заговорили еще в 1990-х, после распада Югославии. В 2007 году была предпринята первая попытка строительства, однако с наступлением экономического кризиса 2008-го проект пришлось заморозить. Спустя десять лет, когда Евросоюз выделил на возведение моста 357 из 550 необходимых миллионов евро (85%), стройку возобновили. Подрядчиком стала китайская дорожная компания. Общая длина конструкции составит 2,4 км, высота — 55 метров.

28 июля 2021 года состоялась торжественная церемония установки последнего соединения опор моста — металлической конструкции весом 250 тонн и длиной 18 метров. Пользователи хорватских соцсетей шутя предлагали альтернативные названия металлического гиганта: «Мао Цзедун» (реверанс китайским строителям), «Никола Тесла» и даже «Мост коррупции и криминала». 

Peleshatskij most Foto Cropix 2
Фото: Cropix

Вероятно, мост сохранит уже закрепившееся название. Главное, впрочем, то, что он значительно упростит гражданам Хорватии доступ к юго-восточной части страны, избавив их от пограничных проверок.

Каменный мост (Северная Македония, Скопье)

Каменный мост через реку Вардар — один из символов македонской столицы. Конструкция длиной 214 метров соединяет западную, современную часть Скопье с восточной, исторической. На одном берегу она примыкает к площади Македония, соседствуя с памятниками революционерам Гоце Делчеву и Даме Груеву, а на другом — к району Старая Чаршия (турецк. — базар) с его мечетями и образцами османской архитектуры.

Kamennyj most Foto Instagram bebana janicijevic
Фото: Instagram / bebana_janicijevic

По одной из версий, Каменный мост построили в VI веке, в эпоху византийского императора Юстиниана I, по образцу римских мостов. Согласно другой, он появился в Скопье в османский период, в годы правления султана Мехмеда II. С течением времени сооружение  неоднократно обновляли. Масштабные реконструкции проводились в XVI и XIX веках, на мосту появлялись новые арки, защитные стены против наводнений, тротуары…

Pamyatniki Gotse Delchevu i Dame Gruevu pered Kamennym mostom Foto Vikipediya
Памятники Гоце Делчеву и Даме Груеву перед Каменным мостом. Фото: Википедия

Древний мост едва не разрушили фашисты: в 1944 году его заминировали, но не успели взорвать. В 1992 году, в ходе последней реставрации, архитекторы решили отказаться от разделения моста на проезжую часть и тротуары. Сегодня он является исключительно пешеходным.

Kamennyj most Foto Dmitrij Lane
Фото: Дмитрий Лане

Каменный мост можно увидеть на флаге и гербе Скопье наряду с крепостью Кале и заснеженными горными вершинами, что подчеркивает значимость памятника для македонской столицы.

Kamennyj most Foto Instagram opolinadi
Фото: Instagram / opolinadi

Мост — пожалуй, один из излюбленных элементов городской среды. В каких-то сооружениях мы найдем романтику, в иных — строгость и монументальность. Проезд по одним будет напоминать прохождение через триумфальные ворота, а другие путник вовсе не заметит. Впрочем, мосты всегда будут счастливым знаком — символом открытого пути.

Обложка: open-balkans.com

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх