Из переписки с генералом: Мост, который построил Ратко Младич

В марте самый известный узник Гааги — бывший командующий армией Республики Сербской Ратко Младич — отметил свой 81-й день рождения. Кстати, есть данные, что генералу в этом году исполнилось только 80 лет. Официальным днём его рождения считается 12 марта 1942 года, тогда как в письме автору статьи Младич в 2016 году сообщил, что на самом деле он родился на чистый понедельник 8 марта 1943 года. Это соответствует календарю 1943 года и вполне может быть правдой. В суматохе военных и послевоенных лет ошибка в дате рождения ребенка из бедной крестьянской семьи в Боснии мало кого волновала.

Однако дискуссия насчёт даты появления на свет — не единственное «белое пятно» в биографии Ратко Младича. Довольно мало известно нашей общественности и о всей его военной службе вплоть до 1991 года. Оно и понятно — всех интересуют действия Младича во время гражданской войны в бывшей Югославии, и на фоне этого предвоенные события кажутся менее занимательными.

Но есть в довоенной биографии сербского генерала несколько необычных моментов. Самый интересный из них, подробно описанный Младичем в письме автору статьи, — это события 1987 года в Македонии. В августе 1986 года Ратко Младич получил звание полковника и должность командира 39-й пехотной бригады, которая базировалась в городе Штип на востоке Македонии, входя в состав 3-й армии ЮНА. В письме Младич с ностальгией вспоминает своих офицеров — командиров батальонов и подразделений, штабных, начальников служб.

39-я пехотная бригада охраняла стратегически важное направление Штип-Струмица-Валандово вдоль реки Брегалницы. Здесь в годы Балканских войн и в Первую мировую войну прогремело несколько сражений, воевали тут и во Вторую мировую — в общем, место действительно важное.

Однако, по воспоминаниям Ратко Младича, к 1980-м годам, помимо своего стратегического значения, эта дикая горная местность больше ничем похвастаться не могла. Здесь даже не было нормальных дорог — 39-я бригада пробила новый путь, пригодный для движения тяжёлой техники и, конечно же, простых автомобилей. Сёла по течению Брегалницы получили более-менее пригодную связь со Штипом и Струмицей.

Армия оживила и экономику бедных сёл. Бригада насчитывала более 3 тысяч человек, и закупки продовольствия для неё осуществлялись прямо на месте. Крестьяне быстро сбывали военным свои урожаи и тут же получали оплату за фрукты, овощи, скотину и молочную продукцию, что сразу подняло благосостояние местного населения.

Одно из стрельбищ 39-й пехотной бригады находилось возле села Пенуш на берегу Брегалницы. В затерянном селе не было ни водопровода, ни электричества, ни нормальных дорог. Там жило около сотни юрюков — македонских турок. И именно с этим стрельбищем и селом оказалась связана целая история, рассказанная Ратко Младичем.

Осенним утром 1987 года дежурный офицер сообщил Младичу, что разведрота бригады отказалась от завтрака, а накануне вечером — от ужина. Солдаты объяснили свой демарш тем, что взводный командир Симо Никич якобы заставил роту идти со стрельбища у Пенуша вброд по Брегалнице. Полковник Младич устроил целый разбор бунта, немыслимый в нашей Советской Армии. Была построена вся бригада, прозвучал гимн СФРЮ, в воздух взвился сине-бело-красный флаг. Ратко Младич вышел на импровизированную сцену, вызвал своего начальника штаба майора Стояна Тимова, командира разведроты капитана Зорана Аранджеловича и попросил кого-то из солдат взбунтовавшейся роты объяснить, что случилось.

На сцену вышел один из разведчиков, представился и рассказал, как было дело. После стрельб командир взвода Симо Никич велел разведчикам преодолеть Брегалницу вброд, сняв сапоги и носки, а после этого бежать 11 километров до расположения бригады. Если бы рота двинулась в обход реки, то путь от Пенуша через село Софилара занял бы 23 километра. Солдаты решили, что старший водник таким образом издевался над ними.

Ратко Младич велел объясниться Симо Никичу. Тот ответил, что командир роты приказал ему вести людей обратно. По словам взводного, сами же солдаты просили пойти более коротким путём, и Никич переходил вброд Брегалницу наравне со всеми.

Командир разведроты Зоран Аранджелович тоже объяснялся перед всей бригадой. Как оказалось, капитан после стрельбища решил не топать по горам вместе с ротой, а выехал обратно на машине вместе с несколькими солдатами и остатком неизрасходованных на стрельбах боеприпасов, после чего сразу вернулся домой, из-за чего команду, вызвавшую столь бурную реакцию роты, как раз и отдал взводный Никич, оставшийся за старшего. Вот эта картина уже очень похожа на отечественную.

Полковник Младич спросил у начальника штаба майора Тимова, что тот предлагает делать. Тимов посоветовал объявить строгий выговор Симо Никичу. Это мнение поддержали и другие офицеры штаба 39-й бригады.

Но полковник решил по-своему: тут же, на плацу, он вынес своё решение и озвучил его в микрофон: командиру роты — письменное предупреждение, командиру взвода Симо Никичу — денежная премия в размере жалованья самого комбрига Младича, майору Тимову и контрразведке — выявить зачинщиков бунта и дать им по 10 суток ареста.

И самое главное — Ратко Младич сразу приказал инженерам бригады набросать план строительства моста через Брегалницу в районе села Пенуш. Проект был быстро продуман и столь же быстро воплощён в жизнь: уже через месяц пешеходный мост с основой из железнодорожных рельсов соединил два берега Брегалницы. Мост мог выдержать нагрузку до 1 тонны.

39-я пехотная бригада обустроила возле Пенуша ещё и линию электропередач, то же самое было сделано и в некоторых других окрестностях Штипа, где находились подразделения бригады. Кроме того, солдаты и офицеры ЮНА построили во многих сёлах водопровод, починили старые колодцы. Для местного населения устраивали просмотр фильмов и спектакли. Наверняка немалую роль в активности бригады играл её командир — полковник Младич. Кстати, в 1989 году он получил очередное повышение и отбыл в командование 3-й военной области в Скопье.

На одном из форумов бывших военнослужащих ЮНА его тогдашние подчинённые вспоминают ледяной взгляд и заложенные за спину руки Ратко Младича. Да, будущий генерал был требовательным офицером и не очень любил «расслабон», зачастую свойственный тогдашней югославской армии. И будущее показало, что Младич был прав. Всего через четыре года после бунта разведроты в его гарнизоне взбунтовалась уже вся страна. Югославская народная армия не смогла защитить то самое «братство и единство», которым, казалось бы, так дорожили в Югославии. ЮНА не сумела предотвратить отделение Словении, увязла в первом же серьёзном бою — в Вуковаре, и уверенность сепаратистов в своих силах возросла многократно. Дальше последовали ещё более кровавые события, но в них принимала участие уже не ЮНА, а то, что от неё осталось и разбежалось по национальным квартиркам. Наверняка кто-то из столь уважаемых Младичем офицеров из 39-й пехотной бригады в 1990-е годы воевал против своего бывшего командира, то же самое касается и его солдат.

Судьба генерала Младича всем известна — в 2011 году он был арестован и выдан Гаагскому трибуналу, позднее получил пожизненный срок по обвинениям в военных преступлениях. Судьбу солдат и офицеров 39-й пехотной бригады ЮНА отследить сложнее. А вот судьба сёл в окрестностях Штипа, которые так преобразились с помощью армии, известна хорошо. Жизнь, быстро пришедшая вместе с югославской армией в Пенуш, Софилари и другие затерянные сёла, с уходом Югославии и югославской армии столь же быстро и ушла. Мост через Брегалницу в районе Пенуша на карте сейчас не отмечен — может, развалился от времени или условий эксплуатации, а может, его разобрали на металл местные жители, которые и при СФРЮ жили не особо богато, а уж после её распада — и подавно.

В селе Пенуш по югославской переписи 1981 года насчитывалось 58 жителей, по переписи-1991 — 48, а македонская перепись 2002 года показала уже только 8 жителей. В ближайшем к Пенушу селе Софилари население сократилось со 130 человек в 1981 году до 33 в 2002-м. Несколько сёл к западу от Пенуша (вниз по течению Брегалницы) опустели полностью ещё во времена социализма.

Турки-юрюки начали переселяться из Македонии в Турцию ещё после Балканских войн, продолжили в 1950-е годы, эмигрируют они и сейчас. И без того дикие земли на берегах Брегалницы становятся совсем запустелыми. И даже мост, построенный инженерами Ратко Младича, не помог. Воистину, после «Моста на Дрине» пришёл черёд кому-то из балканских писателей создать «Мост на Брегалнице».

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх