С 1 июля Словения, которая сегодня отмечает 30-летие независимости, на полгода станет председателем Евросоюза. Нас этом посту она наверняка будет работать в тесной связке с Австрией и Чехией. Сегодня Словении уже приписывают идею перекроить карту Балкан. Повышенный интерес проявляют в Любляне и к постсоветскому пространству, и даже к внутренней политике России. Так что скучным словенское председательство в ЕС наверняка не будет.
Вечером 24 июня в Любляне состоялась церемония символической передачи председательства в Совете Евросоюза от Португалии к Словении. В мероприятии приняли участие министр иностранных дел Португалии Аугушту Сантуш Силва и его словенский коллега Анже Логар. 1 июля Словения официально станет страной-председателем Евросоюза. В ближайшие полгода именно эта бывшая югославская республика получит возможность во многом определить ключевые направления внутренней и внешней политики ЕС. А президент Борут Пахор и премьер Янез Янша на это время по степени влияния на принятие ключевых для Евросоюза решений станут фигурами, почти равными канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и президенту Франции Эммануэлю Макрону.
К «дате икс» словенцы подготовились заранее и уже наметили основные направления своего председательства. И первое, что официальная Любляна заявляет в своих внешнеполитических документах, – призыв не относиться к ней как к Балканам, как к обычной республике бывшей Югославии. При этом югославское прошлое словенцы не отрицают, а маршала Йосипа Броза Тито в значительной степени уважают. Но ныне Балканы для них – не отчий дом, а соседний регион.
Словения однозначно определяет себя как государство Центральной Европы. Своими главными внешнеполитическими партнёрами она считает страны Вишеградской группы (Венгрию, Польшу, Словакию и Чехию) и Австрию. И все они тоже воспринимают словенцев как «своих среднеевропейцев», а не как «балканцев». Особенно тесно Словения наверняка будет взаимодействовать с Австрией и Чехией, с которыми они связана наиболее тесно и исторически, и экономически, и культурно, и политически.
Но отрицание принадлежности к Балканам никак не означает отсутствие интереса к другим государствам бывшей Югославии. Именно постъюгославское пространство Словения считает ключевым направлением своего председательства. Собственно говоря, так было и в 2008 году, когда словенцы первый раз председательствовали в ЕС. Именно тогда случилось «самопровозглашение» Косово, и именно Словения от лица всего Евросоюза «прикрывала» данное действо.
В этот раз словенское председательство снова интригует. Так, нынешней весной в СМИ утёк проект крупного общебалканского урегулирования, который приписали Янше. Согласно ему, Косово (возможно, без четырёх северных муниципалитетов) присоединяется к Албании, а взамен Сербия получает примерно треть территории Боснии и Герцеговины. И в ближайшие полгода выяснится, было ли эта сенсация «уткой», или же словенцы действительно попробуют воплотить идею в жизнь.
В принципе, шансы на подобное развитие событий есть. Многолетний верховный представитель ЕС по Боснии, австрийский словенец Валентин Инцко, многие годы пытавшийся централизовать страну и максимально урезать полномочия Республики Сербской, оставил свой пост. А австрийский канцлер Себастьян Курц уже давал понять, что идея раздела Косово «достойна внимания». Особых возражений наверняка не будет и у Чехии. Так что поддержка у вероятной словенской идеи найдётся.
Ещё одна общебалканская интрига – насколько Словении удастся продвинуть проект по присоединению всех стран бывшей Югославии и Албании к Евросоюзу в 2025 году. Сами Пахор и Янша неоднократно заявляли, что это является их главной целью. МИДы Австрии и Чехии, с которыми словенские дипломаты работают в наиболее плотной связке, тоже считают этот план своим приоритетом. Так что повышенное внимание ЕС к Балканам в ближайшие полгода точно будет обеспечено.
Кому здесь точно не позавидуешь, так это руководству Сербии и лично Александру Вучичу. Имея мандат Евросоюза, Словения наверняка будет выкручивать ему руки и грозить всевозможными карами, если он не согласится на вышеозначенный план перекройки границ. Само собой, давить на него будут и по поводу промежуточного (в этой комбинации это уже становится промежуточным вариантом) признания Белградом независимости Косово.
Естественно, что уговаривать придётся не только сербов. За политиками в Приштине по большей части стоят США, так что словенцам придётся всерьёз обсуждать свои предложения и с американцами. Наверняка Хорватия захочет или автономию для боснийских хорватов, или какой-то кусок территории Боснии. Косовские албанцы поглядывают на три общины собственно Сербии и примерно на треть территории Северной Македонии. И все эти «хотелки» предстоит разруливать словенцам.
Разумеется, Россия тоже вряд ли останется безучастной к деятельности Словении на Балканах – уж слишком сильно её интересы в регионе противоречат тому, что пытаются делать словенские руководители. Тут дело не только в давлении на Сербию и Республику Сербскую, но и в экономике, энергетических проектах, просто в экономическом и тем более политическом присутствии России на Балканах. Его словенцы (да и австрийцы с чехами, работающие с ними в связке) хотели бы свести к минимуму.
Но не только Балканами будет заниматься Словения. Второй, прямо заявленный приоритет председательства этой страны в ЕС – развитие программы «Восточное партнёрство». На практике это может означать усиление давления на Белоруссию, принуждение Приднестровья к возвращению в состав Молдавии, дальнейший отрыв Армении от России. И, разумеется, поддержка Украины почти во всём, кроме, может быть, возобновления широкомасштабной войны в Донбассе.
Особая статья – интерес Словении к выборам в Госдуму и прямая поддержка с её стороны российской либеральной оппозиции. Глава МИД Анже Логар прямо заявил о том, что будет обсуждать данные темы с российскими руководителями. Как подобное воспримут в Кремле, говорить излишне. Потому неприятные минуты российско-словенским отношениям в ближайшие полгода точно пережить придётся. И о недружественных шагах Словении в отношении России мы наверняка услышим.
Что касается «Северного потока-2» и «Турецкого потока», вряд ли Словения будет выступать за их подрыв и отмену, – тем более, что во втором она не раз выражала прямую заинтересованность. Однако и рьяно поддерживать их словенцы тоже едва ли станут, учитывая, что в нынешнем словенском правительстве преобладают представители политических сил, относящихся к России весьма недружественно. Так что здесь наверняка всё будет в руках других стран и Евросоюза в целом.
В принципе, России не повезло со временем словенского председательства. Уже второй раз в это время правительство Словении будет возглавлять Янша – человек, неоднократно высказывавшийся о России весьма нелицеприятно и даже близко не желающий смягчать антироссийские санкции. А уж министр обороны Матей Тонин, открыто называвший нашу страну «врагом», и вовсе считается главным словенским русофобом и проамериканским «ястребом». Хорошо, что есть более умеренный президент Пахор…
Наконец, отдельная интрига – отношения с Китаем. Он активно рвётся в Европу, вовсю пытается воплотить в жизнь проект с участием бывших соцстран Европы «16+1», куда входит и Словения. Евросоюз не раз выражал недовольство китайской активностью, но самим словенцам развитие связей с Поднебесной вполне выгодно. Наверняка официальной Любляне придётся здесь прислушаться к партнёрам по ЕС, однако подрывать данную китайскую инициативу они вряд ли станут.
Любопытно также, как поведут себя словенцы при решении ряда внутриевропейских споров. Например, присоединятся ли к критике ЕС по поводу состояния демократии в Венгрии и Польше, ее близких партнёрах. Или же как поведут себя при обсуждении миграционной политики Евросоюза. До сих пор Словения ратовала за максимально жёсткие лимиты в отношении беженцев и мало чем отличалась от «антииммигрантских» Польши, Венгрии и Чехии. Изменится ли что-то во второй половине 2021 года?
В общем, словенское председательство в ЕС обещает ряд интригующих сюжетов. Посмотрим, какое развитие они получат. А пока устраиваемся поудобнее.
Вадим Трухачёв,
политолог, доцент РГГУ