Иерарх нового поколения: как Патриарх Порфирий отстаивает позиции Сербского мира на Балканах
Год назад Сербская православная церковь (СПЦ) понесла две крупные потери: от коронавируса скончался митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и практически следом за ним ушел Патриарх Ириней, возглавлявший церковь на протяжении десяти лет. Эти архипастыри были хорошо известны и особо любимы в России.
Уход из жизни двух архиереев, олицетворявших современное сербское православие, породил разговоры о смене поколений в священноначалии СПЦ. Новому ее главе Патриарху Порфирию в этом году исполнилось 60 лет, и он — один из самых молодых предстоятелей поместных православных церквей. Его епископская хиротония состоялась в 1999 году, а значит, практически всё архипастырское служение прошло уже в XXI веке — в новых реалиях на Балканах.
Что изменилось с Архиерейского собора 18 февраля 2021 года, когда митрополит Загребско-Люблянский Порфирий был избран новым главой СПЦ?
Молодой Патриарх
В феврале, говоря о результатах собора, многие отмечали, что новый Патриарх — человек с безупречной репутацией, подвижническим опытом и прекрасным образованием. Он прошел путь от монаха до митрополита, его духовный отец и учитель, епископ Бачский Ириней, — один из самых авторитетных архипастырей Сербской Церкви. Порфирий учился в Греции, стал настоятелем Ковильского монастыря (который по сути был возрожден в годы его игуменства), в 2014 году был рукоположен в сан Митрополита Загребско-Люблянского и более семи лет служил в Хорватии и Словении. Он оставил о себе самую добрую память у сербских православных общин этих стран, гражданских властей и даже католической церкви.
Патриарха Порфирия можно назвать незаурядной личностью: это очень деятельный, принципиальный архипастырь, горячий и искренний проповедник, открытый для общества и СМИ, при этом он отличается взвешенной позицией по многим болезненным вопросам и исключительной ценностью считает диалог и добрососедские отношения между не раз воевавшими народами.
В своих проповедях новый Патриарх подчеркивает, что главная его цель – это спасение паствы в христианском смысле слова, а вопросы политики, геополитики, внутрицерковных и межцерковных отношений всегда вторичны по отношению к главной задаче Предстоятеля. Руководствуясь этим принципом, владыка ведет активную литургическую и проповедническую деятельность, посещает епархии и монастыри по всему региону. В уходящем году, несмотря на антиковидные ограничения, он съездил в Косово и Метохию, совершил несколько международных визитов в рамках канонической территории сербской Церкви (в Хорватию, Боснию и Герцеговину и Словению), принял 36 послов, а также представителей власти и общественности Сербии и других стран. Плотный график нового иерарха СПЦ говорит о его фантастической энергии и работоспособности.
Через три месяца после интронизации, в мае 2021 года, под председательством Патриарха состоялся новый Архиерейский собор, на котором он решил практически все «кадровые» вопросы, отложив только избрание Митрополита Загребско-Люблянского (эту позицию он сохранил за собой). Таким образом, первые месяцы работы Порфирия продемонстрировали его умение объединять людей, добиваться консенсуса по основным вопросам и безусловный административный талант.
Масштабная проповедническая деятельность сопровождается активным социальным служением. Порфирий посещает школы и многодетные семьи, благословляет учащихся и педагогов на начало учебного года, оказывает помощь студентам, поддерживает молитвой и напутствием спортсменов. 31 октября Патриарх стал донором, приняв участие в акции Института переливания крови в Белграде. Активная жизненная и гражданская позиция, постоянный контакт с людьми, апелляция к самым актуальным вопросам жизни общества — всё это за неполный 2021 год сделало его самым популярным человеком Сербии.
Стоит отметить, что Патриарх и сам стремится быть современным. Он завел аккаунты в социальных сетях Facebook и Instagram, где регулярно появляется новая информация о его встречах, визитах и проповедях. В первые часы на его страницу в Instagram подписались 10 тыс. человек, сейчас у Порфирия более 75 тыс. читателей. При этом профили в Facebook и Instagram не идентичны по своему контенту, а значит, они «работают» на самые разные аудитории. Яркие проповеди, с которыми он обращается к пастве, часто касаются основополагающей роли православия в жизни сербов; они объединяют, воодушевляют, укрепляют образ миролюбивого народа, которому довелось пройти через колоссальные лишения и выжить, несмотря ни на что. Такой подход открывает в нем не только сильного богослова и проповедника, но и харизматичного политического деятеля (если это определение уместно для предстоятеля церкви). Патриарх подчеркивает, что открыт к диалогу и взаимодействию с властью и обществом, активно дает интервью и комментарии сербским и иностранным СМИ. Можно сказать, он постоянно присутствует в информационном пространстве.
Защитник Косово
Несмотря на миролюбивую риторику, по ряду вопросов позиция Патриарха абсолютно жесткая и принципиальная. Прежде всего, это положение православных христиан и статус православных святынь в Косово. В своем выступлении на интронизации он отметил: «Самой большой заботой меня и нашей Церкви по-прежнему остаются наши многострадальные Косово и Метохия, наш духовный Иерусалим… Для нас Косово — это фактически нить, пуповина, которая связывает нас с нашей духовно-исторической колыбелью, с сущностью нашей идентичности».
28 июня — на Видовдан — Патриарх посетил монастырь Грачаница в Косово, где в сослужении шести епископов совершил литургию. На проповеди он сказал: «Каждый раз, приезжая сюда, мы чувствуем, что вернулись на родину. Священная Грачаница свидетельствует об этом, как и Высокие Дечаны, Печский Патриарший монастырь и Богородица Левишка…».
Порфирий открыто провозглашает Косово колыбелью сербской государственности, родиной сербского народа и средоточием памятников христианской культуры мирового значения. Он очень осторожен в политических формулировках, но принципиален в том, что оторвать Косово от Сербского мира и сербского народа невозможно. «Это жемчужины мирового культурного наследия, но, прежде всего, это наследие наших отцов, наследие сербов и православия. Никто не должен возражать против этого, потому что у каждого — свое наследие и культура», — говорит он о судьбе сербских православных святынь.
При обсуждении проблемы Косово Патриарх избегает терминологии межнациональной розни. К примеру, о событиях 2004 года он говорит не как о конфликте между сербами и албанцами, а как о культурном геноциде и вандализме по отношению к христианским памятникам в Европе: «Молодой человек залез на церковь в Подуево и сломал крест, а тысячи соотечественников подбадривали его аплодисментами. Происходит полное аннулирование прав христиан: изгнание верующих, разрушение храмов и всех следов христианской культуры. Это культурный геноцид».
Средством разрешения косовской проблемы он считает ценности диалога и мирного сосуществования, возлагая ответственность за отсутствие мира между народами на внешние силы: «Мы также считаем албанцев своими братьями. Я уверен, что мы можем не только понимать друг друга, но и жить вместе, расти и созидать. Пусть не учат нас миру и общности те, кто сеет раздор между людьми и имеет лишь какие-то далекие земные интересы».
Интересно, что интронизация Патриарха в Печском Патриаршем монастыре пока отложена. По официальным данным – в связи с коронавирусными ограничениями. Судя по всему, она состоится уже в следующем году и станет важным событием в духовной и политической жизни Балкан.
Заступник черногорских сербов
Из сорока епархий СПЦ двадцать пять находятся за пределами Сербии, поэтому неудивительно, что многие первостепенные задачи Патриарха связаны с положением Церкви в других странах. Одной из таких животрепещущих проблем является Черногория, где в декабре 2019 года парламент принял закон о свободе вероисповедания. В 2020 году этот документ вызвал массовые демонстрации и крестные ходы, которые возглавлял лично покойный митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий.
Попытки президента Черногории Мило Джукановича легитимизировать «Черногорскую церковь» во главе с расстригой Мирашем Дедеичем и отнять церковное имущество провалились, не получив поддержки ни в православном мире, ни среди населения страны, большая часть которого является паствой СПЦ. Но отношения между Церковью и государством остаются напряженными. Одним из самых серьезных испытаний для Порфирия стала интронизация нового митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия, который до своего избрания был епископом Будимлянско-Никшичским, а также ректором Цетинской духовной семинарии — то есть вторым духовным лицом в стране после митрополита Амфилохия.
Политические силы, поддержанные Джукановичем, пытались воспрепятствовать возведению в сан нового митрополита в Цетинском монастыре. Премьер-министр Здравко Кривокапич, пришедший к власти на волне антиправительственных протестов, также не рекомендовал проводить интронизацию в Цетине. Но Патриарх и новоизбранный митрополит настояли на этом решении, и 5 сентября 2020 года они прибыли в монастырь на военном вертолете, где в сослужении епископа Крушевацкого Давида и собора черногорского духовенства и состоялась интронизация.
В Сербии и Сербском мире действия Порфирия и Иоанникия оценили как героические. Оба архиерея показали, что они в состоянии отстоять достоинство СПЦ в Черногории, чье правительство находится под мощным давлением Запада. Таким образом, события в Черногории развеяли сомнения скептиков: «смена поколений» в СПЦ, произошедшая в 2020 году, продемонстрировала верность нового священноначалия позициям Патриарха Иринея и Митрополита Амфилохия и готовность бороться за сохранение и укрепление Сербского мира доступными Церкви инструментами.
Однако за этот год были решены отнюдь не все спорные вопросы между СПЦ и черногорским правительством. Основополагающее соглашение между государством и Церковью не подписано до сих пор. Текст этот согласовывался и корректировался очень долго, в итоге премьер Кривокапич направил Иоанникию и Порфирию документ, который включает неприемлемые для Церкви положения. Очевидно, работа над соглашением и его подписание (или неподписание) станет главным событием 2022 года для Черногории и очередным испытанием для нового влыдыки.
Авторитет в Боснии, Хорватии и в Ватикане
В августе Патриарх совершил визит в еще одну соседнюю страну – в Боснию и Герцеговину, где посетил город Добой, который впервые за 83 года встретил праздник Преображения Господня в присутствии Предстоятеля СПЦ. Порфирий совершил богослужение в храме Св. апостолов Петра и Павла, на котором присутствовало все сербское политическое руководство во главе с членом Президиума БиГ Милорадом Додиком.
Сложная политическая ситуация в Боснии не могла не найти отражения в проповеди Патриарха, который сказал: «Пусть все будут такими, какие они есть. Пусть каждый молится Богу по-своему, но пусть каждый уважает друг друга. У нас многовековой опыт совместной жизни и нам не нужны прибывшие издалека, чаще всего самопровозглашенные миротворцы». Апеллируя к опыту святых Петра и Павла, он опять затронул тему диалога, говоря, что апостолы при жизни могли не соглашаться и даже спорить друг с другом, но их объединяла любовь к Христу, благодаря которой они остались в памяти Церкви как братья.
Особые отношения связывают Порфирия с Хорватией, которую он посетил на седьмой день своего избрания. В ходе этого визита он принял участие в доставке гуманитарной помощи семьям, пострадавшим от землетрясения в Бание (6 контейнеров для временного проживания), посетил православную гимназию в Загребе и монастырь Святого Иоанна Крестителя в Ясеноваце, где также присутствовало руководство Республики Сербской и католический епископ Пожеги Антун Шкворчевич.
Очевидно, что Патриарх отличается исключительной деликатностью даже в самых тяжелых вопросах, связанных с сербской идентичностью и испытаниями, выпавшими на долю его народа в новейшее время. Так, 4 августа, в поселке Бусие под Белградом, где поселились беженцы из Сербской Краины, он выступил с проповедью после поминовения жертв операции «Буря», которую хорватская армия и полиция провели против краинских сербов в 1995 году.Порфирийпровел прямые параллели между «Бурей» и зверствами хорватских фашистов-усташей в годы Второй мировой в концлагере Ясеновац. При этом он обвинил не хорватский народ, а силы вселенского зла, совершившие преступления против Бога: «Я спрашиваю себя: кто победитель вашего преследования? Все, что осталось, — это заброшенная, пустая, невозделанная земля. Зло принесло себе еще одну выгоду, человек был побежден, а Бог, желающий мира между людьми, снова предан, и как!».
Складывается впечатление, что новый предстоятель СПЦ ценит хорошие отношения с политическим руководством и католическим духовенством Хорватии и Словении, которые у него сложились за годы пребывания на Загребско-Люблянской кафедре. Он откровенно говорит, что скучает по Хорватии, где у него осталось много друзей.
До своего избрания Патриарх трижды встречался с папой Франциском, неоднократно цитировал его и говорил, что многие мысли и идеи этого папы ему близки и понятны. Для Порфирия также важна позиция Рима по некоторым принципиальным вопросам: Ватикан не признал независимость Косово и приостановил канонизацию кардинала Алоизия Степинаца, благословлявшего многочисленные преступления усташей во время Второй мировой войны.
Преодоление раскола в Северной Македонии также станет важной задачей для владыки. Православный мир не признает «Македонскую православную церковь» — квази-церковную структуру, созданную в 1967 году по настоянию коммунистического руководства СФРЮ. Попытки легализовать ее посредством украинского сценария предпринимал премьер-министр страны Зоран Заев. Однако сокращение влияния Заева после поражения его партии СДСМ на местных выборах 31 октября может открыть дорогу к поиску решения вопроса македонского раскола. Собственно, есть только два варианта: компромисс с СПЦ или получение томоса от Константинополя. Последний — ввиду его конфликтности и контрпродуктивности для межправославного диалога, и без того подорванного Константинополем, — представляется маловероятным на современном этапе.
При этом Порфирий, поддержавший Московский Патриархат в споре с Константинополем о предоставлении томоса украинским раскольникам, выразил позицию СПЦ весьма дипломатично: «Для жизни Церкви крайне важно сохранить ее канонический порядок… Наша Церковь сделала выбор не в пользу Москвы или Константинополя, а навсегда осталась верной этому порядку. Поэтому мы не будем сожалеть о попытках восстановить евхаристическое единство двух великих и важных патриархатов — Константинополя и Москвы».
В то же время, в обращении к Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию на торжествах, посвященных 1033-летию Крещения Руси, сербский владыка был откровеннее. Он назвал Онуфрия «символом верности единству Православной Церкви, мужественного сопротивления искушениям» и поблагодарил его за безусловную поддержку СПЦ в Черногории, куда Онуфрий приезжал, чтобы поддержать владыку Амфилохия и его паству. Порфирий также отметил, что «Святая Православная Церковь — как в Сербии и на Украине, так и везде, где соблюдается верность Священному Преданию, каноническому порядку и где есть опора на молитвы святого князя Владимира и святого Саввы Сербского, — будет славной и великой победительницей силы этого мира». Этим обращением Патриарх не только выразил недвусмысленную поддержку канонической Украинской православной церкви, но и уравнял действия украинских и черногорских раскольников, назвав и тех, и других «соблазнами князя мира сего».
Подробнее: Церковный раскол: в чем сходство и различие между Черногорией и Украиной?
Складывается впечатление, что Порфирий редко говорит о связях Сербии и России, — по крайней мере, на фоне ярких выступлений Патриарха Иринея и Митрополита Амфилохия, которые постоянно подчеркивали единство исторических судеб наших стран, особую духовную связь между Русской и Сербской православными церквями.
Читайте также: Настоятель русского храма в Белграде: «Патриарх Ириней очень любил служить в нашей церкви»
Однако новый предстоятель тоже обозначил свою позицию по этому вопросу, заявив: «С Россией нас связывает вопрос идентичности… Нас объединяет Православная Церковь. У нас абсолютно одинаковые ценности, одинаковый взгляд на мир. Конечно, не только с русскими, но и с греками, и со всеми православными народами. Однако из-за кровного родства в особой степени и наша история, и наше самосознание переплетены с русским народом».
2022 год покажет, удастся ли новому Сербскому Патриарху продвинуться в решении самых болезненных и актуальных вопросов. Но очевидно, что ему и далее предстоит самоотверженно бороться за сохранение единства Сербского мира и отстаивание позиций СПЦ на ее канонической территории. Его безусловная популярность внутри Сербии и авторитет за ее пределами, энергия и активная проповедническая деятельность будут содействовать достижению этих целей. В то же время многое будет зависеть и от внутриполитической ситуации в Сербии и других балканских странах, а также от того, как ему удастся выстроить отношения с Константинопольским патриархатом и Москвой.
Обложка: Niksa Stipanicev/Cropix