Пока в России и во всем мире в эту субботу отмечали 75-летие Великой Победы, отдельные личности устроили на Балканах ряд провокаций. Так, утром 9 мая государственный телерадиоканал Черногории пустил в эфир песню хорватского исполнителя Марко Перковича Томпсона, центральная тема творчества которого — возвеличивание памяти хорватских националистов-усташей и призывы к сербофобии. А почта Северной Македонии накануне Дня Победы выпустила почтовую марку «Северная Македония в ЕС» с изображением Хорватии в границах профашистского Независимого государства Хорватия, причем македонский вариант карты НГХ был еще и дополнен сербскими территориями Бачки и Рашской области. 

«Балканист» пообщался с экспертами, чтобы выяснить, что стоит за этими дерзкими инцидентами и какой целью задавались провокаторы. 

Северная Македония намеренно портит отношения с Сербией

По мнению Дарко Тодоровски, военного обозревателя и специалиста в области международных отношений, в Северной Македонии скандальная марка была выпущена специально. 

«Северная Македония находится в глубоком политическом и экономическом кризисе, усугубленном эпидемией коронавируса. Кроме того, до предела обострены отношения с Болгарией, которая нарушает положения Договора о сотрудничестве [требуя от Скопье отказаться от наименования ”македонский язык” в качестве условия вступления в Евросоюз — прим. ред.]. Я думаю, что провокация с маркой была преднамеренной, а скандал стал попыткой отвлечь внимание от текущих проблем», — считает Дарко Тодоровски. 

Еще одним фактором, обостряющим как ситуацию внутри страны, так и отношения с соседями, является национальный вопрос.

«Последние 10 лет почту возглавляют албанцы. За эти годы ведомство несколько раз оказывалось в центре скандала. В это же самое время, накануне парламентских выборов, мы в очередной раз наблюдаем открытые конфликты между правящей партией СДСМ (Социал-демократический союз Македонии) и крупнейшим движением албанцев — ДУИ (Демократический союз за интеграцию)», — говорит он. 

По словам Дарко Тодоровски, ведомство связи не впервые разыгрывает националистическую карту, обращаясь к истории Второй мировой. Он напоминает, что в 2013 году Почта Македонии выпускала марку с изображением Реджепа Митровицы — премьер-министра первого коллаборационистского правительства Албании (с 1943 по 1944 гг.) и президента пресловутой Второй лиги Призрена (националистической организации, созданной в 1943 году), а также марку с портретом Али Ризы — военного, который, как утверждают македонские историки, сотрудничал с фашистскими оккупантами.

Несмотря на то, что после публичного скандала Почта Северной Македонии заявила об изъятии из обращения всего тиража марок с изображением Хорватии в границах НГХ, аналитик считает, что скандал был инициирован не просто так. 

Напомним, что фашистское Независимое государство Хорватия, существовавшее с 1941 по 1945 год, повинно в геноциде сотен тысяч сербов. Его территория включала в себя современную Хорватию, Боснию и Герцеговину и часть Сербии.

«Юбилейные почтовые марки печатаются с одобрения правительства, а это о многом говорит. И это не первая провокация в сторону Сербии за последнее время. С 2017 года —  с тех пор, как к власти в стране пришла партия СДСМ, — Скопье ведет антисербскую политику. И это при том, что Белград — самый важный торговый партнер Македонии на Балканах после Греции», — говорит Дарко Тодоровски. 

Тот факт, что Сербия передала ноту протеста македонскому посольству и потребовала от Скопье решительно осудить выпуск тиража, явно не идет на пользу отношениям двух стран, которые, по мнению эксперта, дальше будут только деградировать.

«На фоне чего разразился этот скандал? Во-первых, правительство Македонии активно поддерживает Косово в споре против Сербии. Во-вторых, оно поддержало Черногорию и ее скандальный закон о свободе вероисповедания, который прямо направлен против Сербской православной церкви (СПЦ). В-третьих, так называемая македонская православная церковь вступила в открытый спор с СПЦ, а Скопье планирует в этом смысле последовать примеру Украины», — говорит Дарко Тодоровски. Он напоминает о том, как бывший премьер-министр страны Зоран Заев заявил в разговоре с российскими пранкерами Вованом и Лексусом (считая, что общается с Петром Порошенко), что готов заплатить 300 тыс евро за то, чтобы македонская православная церковь получила томос.

Профессор Елена Пономарева: «Это плевок в память поколений»

Российский политолог и публицист, специалист по новейшей истории Балкан и «цветным революциям», профессор МГИМО Елена Пономарева считает, что эти два инцидента свидетельствуют и о предпринимаемых попытках замять «за давностью лет» преступления фашизма.

Елена Пономарева напоминает, какую роль играло Независимое государство Хорватия во время Второй мировой войны. 

«Возвращаясь в современных условиях к событиям 75-летней давности и к архитектонике военных лет, мы начинаем понимать истинное лицо каждого конкретного государства и его отношение к событиям того периода. Я вижу здесь преднамеренную фальсификацию истории, которая заключается в том, что в Нюрнбергском трибунале были названы все военные преступники, виновные в разжигании страшнейшей бойни. Это были представители нацистских и фашистских режимов, к которым принадлежало и Независимое государство Хорватия, хотя оно и не фигурировало в материалах трибунала. Но идеология, которую исповедовало это государство, получила соответствующую юридическую оценку», — говорит политолог. 

Она объясняет корни символов, использующихся неонацистами современной Хорватии, такими как Марко Перкович Томпсон. 

«Те символы, которые стоят за этим государством, несут определённую нагрузку. Это опознавательные знаки, которые демонстрируют, к какому лагерю принадлежит государство. Если на гербе современной Хорватии используется ”шаховница”, то мы понимаем, что Хорватия — наследница фашистского режима. Если Северная Македония к 9 мая публикует карту НДХ, то мы понимаем, что они делают это намеренно, отдавая себе отчёт в том, что в этом государстве осуществлялся геноцид сербов и македонцев. Алоизий Степинац, кардинал Загреба, активно выступал за окатоличивание православных народов. При нем во время Второй мировой войны было обращено в католичество 240 тыс. сербов. В данном случае я вижу некую солидарность с теми событиями в том числе и современной Хорватии, какой бы президент ею ни управлял в данное время», — убеждена Елена Пономарева. 

По словам российского эксперта, символизм, формирующий подсознательные реакции человека, кроется не только в зрительных образах. 

«Марко Перкович Томпсон также может считаться своеобразным символом региона. Во время гражданских войн на Балканах, в 90-е годы, он был полевым командиром и сражался с сербскими формированиями. Именно тогда он получил свое прозвище — по названию пистолета-пулемёта марки ”Томпсон”, с которым никогда не расставался. Популярность же ему принесли обработки песен усташей времен Второй мировой войны. И тут мы видим связь фашистов тех времен и боевиков современных балканских войн. Когда огромные стадионы поют эти песни, мы должны помнить, для чего и когда они были написаны», — указала Елена Пономарева. 

Российский эксперт напоминает, о чем именно поёт бывший полевой командир в своих песнях, которыми черногорское телевидение «поздравило» зрителей 9 мая. 

«Это прославление преступления против сотен тысяч сербов, цыган, евреев и, к слову, нелояльных хорватов. Кроме того, Томпсон воспевает крупнейший лагерь смерти на Балканах — Ясеновац, где в период с 1941 по 1945 год были жестоко убиты, согласно только официальной статистике, 83 тыс. человек. А ведь неофициальная сторона жизни, как мы знаем, всегда страшнее. Ведь по зверствам, которые совершали усташи, Ясеновац не имеет аналогов в истории человечества. Там применялись, что называется, нетрадиционные методы убийства заключённых: кувалды, молотки, затаптывание сапогами… Американский мемориальный музей Холокоста — я специально обращаю внимание, что источник не сербский — заявил о том, что общее количество жертв усташей за время войны колеблется от 330 до 390 тыс человек, и около 50 тыс из них — сербы. Популярность этих песен, их распространение (тем более по телевидению в День Победы над фашизмом) — важная характеристика не только самого Перковича, но и его приверженцев», — констатирует профессор МГИМО. 

Елена Пономарева считает, что инцидент с македонской маркой и с включением по черногорскому ТВ 9 мая песни певца-неонациста — это звенья одной большой, продуманной цепи действий, направленных на переписывание истории. 

«Когда этнические сербы, черногорцы (которые так называются по названию своего государства) распространяют выступления Томпсона, они должны понести ответственность не только перед своим народом, но перед памятью своих замученных усташами предков. Это плевок в память поколений, который выводит нас на новый, масштабный уровень фальсификации истории Второй мировой войны, когда происходят изменения ментального поля наций и народов», — считает Елена Пономарева. 

Более того, российский аналитик убеждена, что эти шаги уже возымели действие.

«Мы видим последствия этого: современная молодёжь, не зная истории, с удовольствием поёт песни Перковича, носит футболки с ”шаховницей”. Во время Чемпионата мира по футболу меня пригласили на радио ”Маяк” рассказать о Сербии и Хорватии. Я призвала тогда соотечественников не покупать футболки с ”шаховницей”, но не потому, что современная Хорватия чем-то обижает Россию. ”Шаховница” — это фашистский символ, а мы, потомки победителей в Великой войне, не имеем права носить на себе фашистские символы», — заявила российский историк. 

По её словам, ревизия исторических фактов сегодня выходит на новый, агрессивный уровень. 

«Мы наблюдаем концептуальную ступень фальсификации — когда перекодируется сознание. Я вижу в этом сознательный шаг руководства этих стран или телеканалов, которые ненавязчивыми шагами проникают в сознание молодёжи. Это известная технология называется ”окно Овертона”. Она названа по имени американского инженера, который доказал конкретную схему, когда через определённый промежуток времени немыслимое становится нормой. И мне очень страшно, что через какое-то время, если не последует резкого осуждения общества, мы сможем услышать песни Перковича и по сербскому телевидению», — предостерегает Елена Пономарева.