Божич и безбожич: размышления, навеянные сербским Рождеством

Сербия, конечно, многонациональна. Здесь нет никакого принуждения к какому-либо вероисповеданию. В нынешней Сербии спокойно уживаются православные, католики, мусульмане, иудеи, атеисты, да хоть поклонники макаронного монстра. Доброжелательность друг к другу идёт поверх прежних распрей.

На центральной площади Белграда с интереснейшей самобытной музыкой и танцами выступают фольклорные ансамбли из разных краёв Сербии. Католические храмы с прекрасными хорами работают вовсю. Синагога и Еврейский культурный центр на Дорчоле не пустуют. Мечеть собирает своих, где невозбранно мулла говорит о том, что актуально в нынешней сложной международной обстановке. Можно изобрести и свою религию, и ходить-плясать, когда хочется. Сербские буддисты тоже никак не страдают, помимо того, что в буддизме мир есть страдание, и главное — сохранять спокойствие и сострадание к ближнему.

На днях в Сербии отмечали Божић, православное Рождество, которое носит общенациональный характер. Православие помогало сербам сохранить свою национальную идентичность во времена турецкого владычества, — притом, конечно, вопрос не о «чистоте крови», а лишь о вероисповедании, — поэтому народные обычаи здесь не рухнули в бездну.

Сохранение обрядов, часто проводившихся тайно, говорило о том, что есть свои, сербы, не уничтоженные чьими-либо нравами, хоть и перенимающие многое, что нормально при диффузии народов. Во время Второй мировой войны, когда геноцид сербов был одобрен гитлеровским правительством, сербы должны были быть уничтожены на одну треть, ещё одна треть — изгнаны, а остальных (лояльных, чаще всего необразованных) планировалось насильно, подкупом или убеждением, перевести в католичество. Несогласные с этим сербы носили нашивку с буквой «П» — православный. И были поражены в правах. Как и евреи с цыганами. (Под немецкой оккупацией сербов истребляли и заставляли перейти в количество в усташеском Независимом государстве Хорватия — прим.ред.)

Несмотря на это, православная вера сохранилась, как и сербы — выжили как нация. Это факт. И большая часть населения Сербии — православные и отмечают Рождество 7 января. Это более значимый и всеобщий праздник, чем Новый Год. Меня восхищает, насколько все, дети и взрослые, самая отвязная молодёжь, любят этот праздник. Знают, когда что испечь, какую рождественскую (совсем не эстрадную, а аутеничную, народную) песню спеть. Идут в храмы на службы, отмечают всем городом, селом, семьёй. Пьют кувано вино (глинтвейн), танцуют коло, причём умеючи. Кто в России умеет настоящий народный хоровод? Я такое видела только на Вятке в гостях у фольклорного ансамбля, это было волшебно. Песчаный остров посреди реки, вересковые поляны по берегам, а мы водим медитативные хороводы под старинные песни.

В Белграде даже пятилетняя, совершенно городская девочка легко изобразит хоровод-коло прямо у храма Святого Саввы. Потому что музыка, и ей весело, а когда весело, она танцует коло, а не рэп. Тут удивительно живая традиция. И какая-то очень свободная. В церковь женщинам вовсе необязательно приходить в юбке или с покрытой головой. Да хоть в мини-шортах. В платке мало кого встретишь. Да всем совершенно всё равно, в чём ты пришел помолиться, посмотреть или покаяться. Сербское христианство как-то и так сохранилось, без шикающих старушек и наблюдений за дресс-кодом ближнего. В храм приходят, как в дом. А свободолюбивая натура сербов проявляется и в этом. Сильные люди терпимы.

Помню, как-то в большом храме Святого Марка в Белграде какой-то молодой человек внезапно стал отжиматься. Ну да, просто отжиматься, как в спортзале. Никто на него не пялился, даже искоса не разглядывали, слова не сказали. Ну отжимается человек, мало ли что. Дело житейское. Поотжимался, посидел, помолился. Одна приезжая, видимо, очень протестная, выложила запись, где она в этом же храме в обычный день выбежала на середину и стала, подскакивая, орать «Религия — зло!». Полный игнор со стороны окружающих. Может, выпила, может, наоборот, не хватило, может, ещё какой огнь в голове. Крутит. Никому никакого дела.

При этом, православные праздники для сербов важны. Божић — один из главных. Вечер Сочельника — Бадњи Дан, Эпифания. Приехавшие поначалу удивляются, чего все покупают дубовые веники (бадњак)? В баню, что ли, идут массово? Обычай жечь костры в христианстве давний, считается, что огни помогают волхвам найти дорогу к Христу. И в вечер Сочельника у церквей огромные костры. Тёмное зимнее небо, искры разносятся вокруг. Звучит рождественская музыка, бродят и вездесущие цыгане-тамбураши с барабанами, «дудками» и непременным Эдерлези. Все бросают бадняк в костры, призывая Рождество и сжигая все плохое в пламени. Все, хоть юные панки, хоть пожилые библиотекарши.

И, конечно, 6 и 7 января для сербов — выходные дни. Со второй половины дня 6-го и до утра 8-го не работают магазины. До этого надо успеть купить всё нужное в дом. Неважно, отмечаете ли вы этот праздник. Сербы — отмечают. Так сложилось. Ни один серб вас не осудит за то, что вам этот праздник до звезды. Никто не потребует, чтобы вы его с этим праздником поздравляли. Может, вы в этот день отмечаете похороны любимого хомяка. Или молитесь снеговику, затерянному в Сибири. Или просто спите. Сербы очень анархистски-толерантны. Па, добро!

Но поздравить празднующих, конечно, хорошо бы. Желательно, искренне. Это ведь несложно? А если в этот день вы оказались на улице, разве не приятно увидеть радостных людей с бадняками в руках, с младенцами на руках, с бойфрендами, гёрлфрендами, мужьями и жёнами за руку, со стариками, глаза которых радостны? Можно и сходить к храму, где все воодушевлены и при этом, кстати, совсем не пьяны в плохом смысле.

Тут не очень принято напиваться. Несмотря на все мифы и легенды про ракию. Ракию пьют медленно, глотками, а не стопками. В Бадњи Дан, Сочельник, пьют кувано вино, вкуснейший глинтвейн. Едят гирице, жареную рыбку. Серб в праздник не упарывается. Он мягко весел. И дух Рождества, святых обычаев, охватывает всех своим теплом. Поют, танцуют, поздравляют друг друга. Ночью идут на службу.

А потом уж и запечённая свинина, ягнятина и всякие другие радости. Такой хороший праздник. Для всех, кто хочет. Я за год ни на каких праздниках не видела напившихся до свинства и бесчинства. А вот поесть вкусного запеченного «свинства», то есть, прасетины, это да, это умеют.

В паблике видела российскую, приехавшую, как бы фольклористку. Она была страшно расстроена, что в вечер Сочельника ей не удалось найти магазин, где бы торговали едой и вином. Хотя скажу по секрету, такие места в Белграде есть. Как есть и работающие рестораны, обычно в туристической зоне. Голодными не останетесь. Но места надо знать.

Так вот, по традиции оскорблённой «снежинки», она стала жаловаться, что в Белграде её не дообслужили. Не открыли специально, видимо, для неё, отдельный магазин, причём близко к её дому. Который бы работал круглосуточно, праздник — не праздник. И её чувства задеты. Она не понимает, почему праздник рождения Иисуса должен так влиять на неё, если она атеистка. У неё, буквально, травма, она, по словам психотерапевтки, в роддоме голодала. И теперь каждый закрытый магазин с едой её невыносимо травмирует. Даже когда в доме есть еда. И вообще, XXI век, должно всё работать!

Сербия, подстройся!

А Сербия не хочет. Магазины все частные. Владельцы и продавцы отмечают Божић. Искренне, а не по велению начальства. XXI век? Ну, это не Дубай с рабским трудом мигрантов в любое время суток. Это Сербия. Тут большинство отмечает Рождество. При полной свободе мыслей и вероисповедания. XXI век везде разный, можно размышлять о том, насколько он пока ещё может быть разным и нет единой вселенной с одинаковыми манерами, обслуживанием, едой и всем остальным.

И, казалось бы, раз ты фольклорист, пойди посмотри на страну, где масса людей знает и соблюдает народные обычаи, поёт народные песни, танцует народные танцы, знает народную кухню. Наглядно проникаются духом общего праздника. Это же необычайно интересно. Роскошь для фольклориста, антрополога, культуролога. Для настоящего, конечно.

А вина и праздничной еды купи до обеда Сочельника. И будет тебе и радость, и опыт. Особенно, если хотя бы выйдешь из дома. Вместо раскапывания мнимых травм вкупе с обидами на местный народ. Который самобытен, и которому не навяжешь чужое. Даже под видом модной поп-психологии и клиентоориентированности.

В Сербии отмечают Божић! Живо и красиво. В Белграде у храмов и в семьях, в сёлах запрягают нарядных лошадок и поют песни величальные, ко Христу. А сколько тонкостей. И общих чувств. Это и есть фольклор. В хорошем смысле.

Фольклор — это же про чувства, понимание и взаимопонимание. Как нам понять друг друга. Через песни, обычаи, дух праздника и горя, свадеб и похорон, любви и нелюбви, вражды и дружбы. Не замыкаясь в своей ракушке. До нас жили люди и после будут. Через живую жизнь понимание. В Сербии она очень живая, настоящая.

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх