Когда мы погружаемся в мир греческой мифологии, невозможно не обратить внимание на то, насколько сказания древней Эллады были «географичны» и связаны непосредственно с землями Балканского полуострова. Поскольку даже образованный древний грек обычно относился к мифам как к давно минувшим, но вполне реальным историческим событиям, в его сознании местечковым культам и длинным генеалогиям мифологических царей подчас уделялось столь же много внимания, что и онтологическим вопросам Бытия целого мира.
Территория современной Хорватии, именовавшаяся в то время Иллирией, находилась для эллинов фактически в центре Ойкумены (освоенной и заселённой человечеством части мира – прим.ред.) и не могла не оставить следов в их духовной культуре. Миф об основателе «семивратных Фив» Кадме повествует, что герою удалось победить иллирийцев и стать их вождём (Аполлодор. Мифологическая библиотека, книга III, V, 4), а от прекрасной жены Гармонии у него родился сын Иллирий. «Веронские схолии» к Вергилию уже в римскую эпоху добавляют, что на берегах реки Иллирик младенца обвила волшебная змея, одарив чудодейственной силой. По другим же преданиям Иллирий был сыном циклопа Полифема и нимфы Галатеи и имел также братьев Кельта и Галла, давших своими именами названия этим племенам.
В историко-географическом смысле впервые из древнегреческих авторов об Иллирии в письменных источниках упомянул философ Гекатей Милетский ещё в эпоху архаики (VI в. до н.э.). «Отец истории» Геродот столетием позже приводит уже целый список населявших этот регион народностей: «Албаны, ардиеи, далматы, дарданы, дезитиаты, диционы, либурны, паннонцы, пирусты, плереи, мессапы, тавлантии, энхелии, япиги, яподы». От некоторых племён (дезитиаты) фактически сохранилось только название, в то время как другие (либурны, яподы) изучены достаточно хорошо, в том числе вполне подтверждёнными данными археологии.
Эллины соседствовали с иллирийцами примерно с VII в. до н.э., интенсивно осваивая новые земли в условиях Великой греческой колонизации. На побережье Истрии и Далмации и островах Адриатики расцвели греческие «апойкии» (самоуправляемые колонии): Фарос (о. Хвар), Коркира Мелайна (о. Корчула), Исса (о. Вис), Салона (Солин), Эпидавр (Цавтат), Трагурион (Трогир). Они бойко торговали с соседними регионами и с непосредственно граничившими с ними кельто-иллирийскими племенами, в немалой степени содействуя развитию последних и формированию здесь племенной знати, высоко ценившей роскошную эллинскую посуду и вина. В свою очередь, побережье Адриатики и товарообмен с либурнами и яподами стали для греков звеньями торговой цепи, по которой в Элладу попадал балтийский янтарь, называемый в этой стране электроном и высоко ценившийся ювелирами. Вдобавок иллирийский регион стал для греков необходимой базой для последующего заселения прибрежных районов Апеннинского полуострова.
К числу наиболее известных археологических артефактов, связанных с пребыванием эллинов в этом регионе, относится т.н. «Лошиньский Апоксиомен», чаще именуемый «Хорватским Апоксиоменом» — бронзовая статуя нагого молодого человека, изготовленная неизвестным скульптором ориентировочно в период II-I вв. до н.э.
Фото: hrz.hr
В 1996 году бельгийский дайвер Рене Вутерс, ныряя в окрестностях островка Веле Орьюлы в Адриатическом море, обнаружил на 45-метровой глубине между двумя скалами покрытую песком и губками античную статую, о чём сообщил властям. Хорватское Министерство культуры организовало подъём находки с глубины только три года спустя, в 1999. Тогда же стало понятно, что речь идёт о подлинном шедевре: из восьми сохранившихся до нашего времени скульптурных изображений Апоксиомена (дословно «стригущий себя» — так искусствоведы именуют статую молодого атлета, очищавшего своё тело после соревнований с помощью специального бронзового скребка — «стригиля»), именно обнаруженный бельгийцем в Хорватии экземпляр наиболее близок к не дошедшему до наших дней прототипу, изваянному великим древнегреческим скульптором Лисиппом.
Фото: hrz.hr
Более того, несмотря на то что на момент обнаружения «Хорватского Апоксиомена» его голова была отломана от тела и находилась рядом, он является единственной целиком сохранившейся бронзовой статуей данного типа (дошедшие до нас изображения Апоксиомена в большинстве своём мраморные либо в повреждённом состоянии). Находка реставрировалась и изучалась в течение шести лет и с успехом экспонировалась в Италии, в Палаццо Медичи Рикарди (г. Флоренция), а в 2007 г. премьер-министр Хорватии Иво Сандер добился постоянного размещения статуи как национального достояния страны в специально построенном музее в Мали-Лошине (начал работу в 2016 г.), где она находится и поныне (более подробный очерк непосредственно об истории обнаружения статуи можно найти здесь.
Фото: WikiComons
Кем был «Хорватский Апоксиомен», остаётся загадкой. Хорватский учёный Ненад Камби, анализируя его физическую форму, на основании роста (192 см) и пропорционально развитой верхней части тела модели полагает, что статуя изображает молодого борца. Он же считает название «Апоксиомен» некорректным, поскольку персонаж не очищает тело стригилем, а наоборот — очищает сам инструмент, что делает сюжет самостоятельным (более корректным наименованием Камби считает «Очищающий стригиль»). Куратор выставки во Флоренции, бывший в то время итальянским министром образования Джузеппе Фьорони, сравнивая форму мускулов правого и левого плеча, отмечает, что перед нами — левша.
Фото: muzejapoksiomena.hr
Статуя неоднократно экспонировалась в столице Хорватии — Загребе, и за рубежом (Лондон, Лос-Анджелес, Берлин, Любляна). В 2007 она была удостоена Приза культурного наследия Европейского Союза, престижной награды панъевропейской некоммерческой организации защиты культуры «Europa Nostra», являющейся партнёром ЮНЕСКО.