Заметки об археологии Хорватии: древнее Ромула (Либурны)

«…когда Август сражался с Антонием при Акциуме, главным образом благодаря помощи либурнов был побеждён Антоний. На опыте этого столь важного сражения обнаружилось, что корабли либурнов более пригодны, чем остальные. Поэтому, взявши их за образец и усвоив их название, по их подобию впоследствии римские владыки создали свой флот. Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами…» (Флавий Вегеций Ренат, «Краткое изложение военного дела» (4. 33-37).

В те времена, когда на месте Рима ещё не было никаких поселений, на территории современных хорватских регионов Истрия и Далмация уже обитали племена либурнов. Античный учёный Аппиан Александрийский относит их к иллирийцам («Римская история», Х, 3) и замечает, что либурны на своих быстрых и лёгких судах «грабили Ионийское море и острова». Упоминаемую чуть выше Ядертину современные археологи и лингвисты атрибутируют как старейший в Хорватии приморский город Задар, самые ранние следы которого датируются IX в. до н.э.

Pektorali
Орнаментика пекторали из Нина, Археологический музей Задара. Источник: S. Kukoč: «Pektoralni nakit kod Liburna: odrazi mita o Sunčevu putovanju u liburnskoj kulturi», Archaeologia Adriatica, 10 (2016), s. 75

Появление либурнов на исторической арене выпадает, таким образом, в истории Балкан на ранний Железный век. К тому времени данный народ уже обладал определёнными навыками обработки железа (поскольку их предки-протоиллирийцы, по данным археологии, относились к общеевропейской «культуре полей погребальных урн», где было известно железо), однако украшения и бытовые предметы изготавливались преимущественно из бронзы. Характерным элементом костюма либурнов, дошедшим до нашего времени, были украшения — пекторали. Профессор археологии Задарского Университета Синева Кукоч, посвятившая жизнь изучению древних культур Восточной Адриатики Бронзового и Железного веков, тщательно анализирует их дизайн и орнаментику, делая вывод о важной роли пекторалей в культе Солнца.

Pektorali 2
Орнаментика пекторали из Затона под Нином, Археологический музей Задара. Источник: S.Kukoč: «Pektoralni nakit kod Liburna: odrazi mita o Sunčevu putovanju u liburnskoj kulturi», Archaeologia Adriatica, 10 (2016), s. 78

Изучив археологические находки из захоронений Нина и Затона, она приходит к заключению, что материальная культура либурнов была во многом близка культуре пиценов — италийского племени, населявшего в древности северо-восток Апеннинского полуострова по другую от либурнов сторону Адриатики. Кроме того, обращает на себя внимание и то, что украшения либурнов часто были представлены «шумящими» подвесками в виде птиц с длинными цепочками, широко встречающимися в погребениях по всей Восточной Европе, что говорит о широком спектре контактов либурнов не только с побережьем, но и с кельтами и даже протобалтами (о последнем свидетельствуют находки в либурнских погребениях украшений, изготовленных из привозимого с Балтики янтаря, именуемого античными писателями «электроном»). Предметы оружия либурнов, обнаруженные на территории Хорватии, изготовлены из железа и визуально имеют много общего с кельтскими.

Liburnskij mech
Либурнский железный меч из Вране. Источник: S.Kukoč, M.Čelhar, «Željezni predmeti u liburnskoj kulturi», Histria Antiqua, 17/2009, s. 90

Самым большим достижением либурнов было, однако, кораблестроение. На обнаруженной итальянскими археологами при раскопках пиценского некрополя в районе деревни Новилара каменной плите, датируемой VI-V вв. до н.э. (т.н. «Stele di Novilara»), изображён морской бой между пиценами и либурнами, что позволяет судить о внешнем виде боевых кораблей. Это парусно-гребные суда с одним рядом вёсел и высоким форштевнем, украшенным резной головой животного. Ахтерштевень при этом фактически отсутствует, а заниженная кормовая часть управляется рулевым веслом, как на современных шлюпках. Примечательно, что в работах итальянских историков-корабелов эти суда имеют подчёркнуто пиценское происхождение («Nave picena»), что обусловлено современными сложными итало-хорватскими отношениями по поводу Истрии и Далмации.

Stele n
«Stele di Novilara». Источник: Wikipedia

Комментируя применение либурнских судов в римском военном флоте в период Империи, Флавий Вегеций Ренат отмечает, что их строили из кипариса, домашней или дикой сосны и ели, скрепляя доски для прочности не железными, а медными гвоздями, не поддающимися коррозии. Он же пишет о том, что римляне могли строить многоярусные «либурны» в шесть рядов вёсел и выше, но это представляется преувеличением, поскольку из других источников мы знаем, что «либурны» использовались в качестве быстроходных пограничных судов, пригодных в том числе к патрулированию на речных фарватерах.

Liburnskij korabl
Реконструкция боевого корабля с плиты «Stele di Novilara». Источник: Giovanni Panella, «Le sorprese della «Stele di Novilara»: l’antica nave picena». «Nautica» N°467, Marzo 2001, s. 168

Упоминается о целых эскадрах «либурн», базировавшихся в портах Мизена и Равенна с эпохи Августа вплоть до V в. н.э. Таким образом, название племени, ассимилированного римлянами в I-II вв. н.э., намного пережило сам этнос, о котором мы уже ничего не слышим к эпохе начала Великого переселения народов.

Обложка: freepik.com

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх