Из всех возможных плодов больше всего сербы ценили яблоко, почитая его как символ любви, здоровья, красоты, счастья и успеха. По крайней мере, именно так утверждают исследователи сербского фольклора и традиций.
В Герцеговине и в некоторых других краях красивое и крупное яблоко было принято дарить на Крестную славу. Хозяин праздника брал плод с почтением, целовал его и ставил на видное место в доме, ведь подарок подразумевал пожелание благополучия дому и крепкого здоровья — его обитателям, а также приумножения любви и счастья. Достаток гостя и хозяина при этом значения не имел. Яблоко принимали в дар как бедные, так и богатые люди, поскольку оно символизировало добро, сопровождающее каждого серба от колыбели до гроба.
Яблоко преподносили в подарок новорожденному, чтобы дитя было здоровым, полным сил и румяным. Яблоко ставили на грудь покойнику наряду с крестом, который обычно несут перед похоронной процессией (плод так и оставляли на кресте после похорон).
В некоторых краях сербы сажали яблоню у могилы. Под яблоней же хоронили некрещеных младенцев, чтобы мать могла снова родить.
Ребенка (или кого-то очень дорогого) в Сербии раньше называли Jабуко моја румена! («Яблочко моё румяное!»). В сербской народной балладе «Смерть матери Юговичей» мать сравнивает оторванную руку одного из своих сыновей, убитых на Косовом поле, с яблоком: Моjа руко, зелена jабуко («Ой, рука ты моя, зелено яблоко»).
Славную во всех отношениях девушку тоже сравнивают с яблоком: Здрава и jедра као jабука («Здоровая и полная сил, словно яблоко»). Что-то похожее есть и у нас, русских: «Хороша, как наливное яблочко».
Сербские парни, даже сейчас не особо склонные дарить барышням цветы, ранее «подкатывали» к понравившейся даме с яблоком. Преподнесение этого плода означало серьезность чувств. Молодой человек иногда давал или бросал своей избраннице яблоко. Если она принимала его или ловила, это означало ее согласие выйти замуж: так яблоком совершалась помолвка. Этим же плодом невесту одаривала семья жениха, чтобы новобрачные были в милости у ангелов-хранителей. В некоторых регионах и само предложение руки и сердца называлось jабука.
Существовал обычай, когда кто-то, собирая гостей на свадьбу, обходил их с бочонком ракии. В знак согласия прийти на торжество гость заталкивал монету в яблоко, имевшееся при себе у организатора вечеринки. Похожая традиция была и на самом пиршестве. В ходе застолья один из сватов проносил вокруг праздничного стола крупное яблоко. Гости вдавливали в плод монеты, тем самым пополняя бюджет молодой семьи.
Иногда яблоки в ходе свадьбы насаживали на рога телятам и баранам. Пусть это было и не очень почтительно к фрукту, но должно было принести молодоженам многочисленное потомство.
А еще яблоки помогали женихам показать свою удаль и доказать право стать достойным супругом. На традиционных свадьбах молодые люди, приехав забирать невесту у родителей, до сих пор вынуждены палить из ружья по яблоку, которое родственники девушки стараются установить повыше, например, на крышу дома. Пока не попадет, невесту не отдадут.
Когда девушка выходила замуж и покидала родительский дом, мать засовывала ей под рубаху красное яблоко, чтобы та с легкостью рожала детей. А когда невеста приходила в семью жениха, то первым делом пыталась перебросить через его дом то же яблоко — ради счастья, а также здоровья и благосостояния своих новых домашних.
В первую брачную ночь молодожены не спешили переходить к самому главному. Сначала они съедали в постели одно на двоих красное яблоко, чтобы в семье всегда царило согласие, а потомство было здоровым и успешным. В сербских и югославских фильмах я не раз видел, что в скромных постельных сценах странным образом всегда присутствовало яблоко…
У сербов фактически нет обрядов, нацеленных на обретение благополучия, в которых не присутствовало бы яблоко. Само дерево тоже обладало особым значением. Считалось, что саженец при посадке нужно держать обеими руками: тогда дерево будет обильно плодоносить каждый год. А еще яблоню нельзя было бросать в огонь домашнего очага.
На основе материалов сборника сербских верований и поверий, составленного Момчило Спасоевичем.