Новый учебный центр «РЖД» — первая станция на пути в будущее сербских железных дорог

В начале ноября в Белграде открылся информационно-учебный центр «РЖД», призванный повысить квалификацию сербских железнодорожников и предложить им новый, «цифровой» подход к управлению путевой инфраструктурой. 

Центр открыт ООО «РЖД Интернешнл» совместно с научно-исследовательским институтом ОАО «РЖД» в области автоматизации и связи (АО «НИИАС») и при активном участии АО «Инфраструктура железных дорог Сербии». Он создан в рамках проекта «Модернизация и реконструкция систем сигнализации, централизации и блокировки, связи и телекоммуникаций с созданием Единого диспетчерского центра по управлению движением поездов в Республике Сербия».

Новая площадка появилась в стенах железнодорожного музея Сербии, и сегодня она уже принимает посетителей. Первыми экспозицию оценили официальные лица, а также технические специалисты различных областей.

20201113 091940

С устройством и назначением объекта гостей знакомит Милош Койич, студент Ростовского государственного университета путей сообщения. 

— Центр будет использоваться для обучения сербских железнодорожников. По сути это тренажер для работников Единого диспетчерского центра (ЕДЦ), который РЖД строит в Сербии.

20201113 092121

Он рассказывает, что благодаря ЕДЦ вся необходимая информация будет передаваться по оптоволокну: такая технология будет применяться в стране впервые.

— Это заменит устаревшую телефонную систему, построенную еще в 70-е годы.

— То есть на данный момент общение между работниками железной дороги Сербии происходит через телефонную сеть?

— Да, сейчас все функционирует «по старинке». Новая технология значительно улучшит взаимодействие между сотрудниками. Диспетчеры будут связываться с дежурными по станциям и машинистами своевременно, показатели работы улучшатся, плюс откроются возможности для оперативной связи и сотрудничества с европейской и даже с китайской сетью железных дорог, — отвечает Койич.

20201113 092221

При этом, как он особо подчеркнул, абсолютно все разработки — российские.

serbia 1 1
vniias.ru

Открывая новый информационно-учебный центр РЖД, сербский министр транспорта, строительства и инфраструктуры Томислав Момирович сказал: «Это дверь из прошлого в будущее! Мы стоим у входа в будущее, а у нас за спиной — музейное прошлое железных дорог Сербии». 

На экспозиции присутствует и Владимир Давидович, главный инженер отдела системы управления железнодорожного транспорта и сотрудник Института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС). Для поддержания научно-технической базы проекта по строительству ЕДЦ и с целью контроля за точностью расчетов в Сербии специально открыли филиал НИИАС. В нем работают как российские, так и сербские специалисты.

20201113 094909

Владимир Меерович поясняет, что Единый диспетчерский центр станет глобальной системой контроля над всеми железными дорогами Сербии. Он будет обеспечивать доступ ко всем объектам путевой инфраструктуры, включая систему охраны и пожарную сигнализацию. Таким образом, в задачи ЕДЦ войдет не только повышение точности расписания движения поездов, но и гарантия безопасности сотрудников и пассажиров. Важно и то, что новая система обеспечит коммуникацию между энергодиспетчером, который управляет контактной сетью, и поездным диспетчером: такого раньше тоже не было.

Всеми процессами можно будет управлять из единого центра в Белграде, однако российская и сербская стороны решили создать и региональные диспетчерские пункты — в Нови-Саде, Пожеге и Нише. Данная мера позволит открыть новые рабочие места для сербских железнодорожников и сохранить имеющиеся.

20201113 095859

Отвечая на вопрос о том, во сколько обойдется создание ЕДЦ, Милош Койич рассказал, что расчеты еще не завершены.  

— Насколько мне известно, стоимость нашего проекта составляет около 240 млн долларов. И сейчас все еще идет стадия проектирования и просчета, — говорит он. 

Вместе с тем в контракте прописано, что реализация первого этапа предполагается уже в 2023 году, добавляет Владимир Меерович. 

— Как вы думаете, легко ли будет сербским специалистам освоить новую разработку? — спрашиваю я своих «экскурсоводов».

— Да, все будет несложно, на данный момент основная задача — перевести весь интерфейс на сербский язык, так как есть некоторые термины, которые не имеют аналогов, – объясняет Милош Койич.

20201113 092036

Как говорит Владимир Меерович, работы в области совершенствования путевой инфраструктуры хватит всем — и сербам, и русским. Для того, чтобы вывести железные дороги страны на новый уровень, необходимо провести частичную или полную реконструкцию множества отдельных участков сети. Как отмечают российские специалисты, в некоторых местах ее состояние остается на уровне технических достижений конца XIX века. Так что ремонтом и модернизацией изношенных частей полотна займутся как российские, так и сербские подрядчики. 

20201113 092344

Новый информационно-учебный центр «РЖД» работает в здании Музея железных дорог Сербии в Белграде по адресу ул. Неманьина, 6.

© 2018-2021 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх