В начале ноября в Белграде открылся информационно-учебный центр «РЖД», призванный повысить квалификацию сербских железнодорожников и предложить им новый, «цифровой» подход к управлению путевой инфраструктурой.
Центр открыт ООО «РЖД Интернешнл» совместно с научно-исследовательским институтом ОАО «РЖД» в области автоматизации и связи (АО «НИИАС») и при активном участии АО «Инфраструктура железных дорог Сербии». Он создан в рамках проекта «Модернизация и реконструкция систем сигнализации, централизации и блокировки, связи и телекоммуникаций с созданием Единого диспетчерского центра по управлению движением поездов в Республике Сербия».
Новая площадка появилась в стенах железнодорожного музея Сербии, и сегодня она уже принимает посетителей. Первыми экспозицию оценили официальные лица, а также технические специалисты различных областей.
С устройством и назначением объекта гостей знакомит Милош Койич, студент Ростовского государственного университета путей сообщения.
— Центр будет использоваться для обучения сербских железнодорожников. По сути это тренажер для работников Единого диспетчерского центра (ЕДЦ), который РЖД строит в Сербии.
Он рассказывает, что благодаря ЕДЦ вся необходимая информация будет передаваться по оптоволокну: такая технология будет применяться в стране впервые.
— Это заменит устаревшую телефонную систему, построенную еще в 70-е годы.
— То есть на данный момент общение между работниками железной дороги Сербии происходит через телефонную сеть?
— Да, сейчас все функционирует «по старинке». Новая технология значительно улучшит взаимодействие между сотрудниками. Диспетчеры будут связываться с дежурными по станциям и машинистами своевременно, показатели работы улучшатся, плюс откроются возможности для оперативной связи и сотрудничества с европейской и даже с китайской сетью железных дорог, — отвечает Койич.
При этом, как он особо подчеркнул, абсолютно все разработки — российские.
vniias.ru
Открывая новый информационно-учебный центр РЖД, сербский министр транспорта, строительства и инфраструктуры Томислав Момирович сказал: «Это дверь из прошлого в будущее! Мы стоим у входа в будущее, а у нас за спиной — музейное прошлое железных дорог Сербии».
На экспозиции присутствует и Владимир Давидович, главный инженер отдела системы управления железнодорожного транспорта и сотрудник Института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС). Для поддержания научно-технической базы проекта по строительству ЕДЦ и с целью контроля за точностью расчетов в Сербии специально открыли филиал НИИАС. В нем работают как российские, так и сербские специалисты.
Владимир Меерович поясняет, что Единый диспетчерский центр станет глобальной системой контроля над всеми железными дорогами Сербии. Он будет обеспечивать доступ ко всем объектам путевой инфраструктуры, включая систему охраны и пожарную сигнализацию. Таким образом, в задачи ЕДЦ войдет не только повышение точности расписания движения поездов, но и гарантия безопасности сотрудников и пассажиров. Важно и то, что новая система обеспечит коммуникацию между энергодиспетчером, который управляет контактной сетью, и поездным диспетчером: такого раньше тоже не было.
Всеми процессами можно будет управлять из единого центра в Белграде, однако российская и сербская стороны решили создать и региональные диспетчерские пункты — в Нови-Саде, Пожеге и Нише. Данная мера позволит открыть новые рабочие места для сербских железнодорожников и сохранить имеющиеся.
Отвечая на вопрос о том, во сколько обойдется создание ЕДЦ, Милош Койич рассказал, что расчеты еще не завершены.
— Насколько мне известно, стоимость нашего проекта составляет около 240 млн долларов. И сейчас все еще идет стадия проектирования и просчета, — говорит он.
Вместе с тем в контракте прописано, что реализация первого этапа предполагается уже в 2023 году, добавляет Владимир Меерович.
— Как вы думаете, легко ли будет сербским специалистам освоить новую разработку? — спрашиваю я своих «экскурсоводов».
— Да, все будет несложно, на данный момент основная задача — перевести весь интерфейс на сербский язык, так как есть некоторые термины, которые не имеют аналогов, – объясняет Милош Койич.
Как говорит Владимир Меерович, работы в области совершенствования путевой инфраструктуры хватит всем — и сербам, и русским. Для того, чтобы вывести железные дороги страны на новый уровень, необходимо провести частичную или полную реконструкцию множества отдельных участков сети. Как отмечают российские специалисты, в некоторых местах ее состояние остается на уровне технических достижений конца XIX века. Так что ремонтом и модернизацией изношенных частей полотна займутся как российские, так и сербские подрядчики.
Новый информационно-учебный центр «РЖД» работает в здании Музея железных дорог Сербии в Белграде по адресу ул. Неманьина, 6.