Now Reading
Существует ли пост-косовская политика Сербии? Разговор с Еленой Гуськовой

Существует ли пост-косовская политика Сербии? Разговор с Еленой Гуськовой

Балканист

Интервью доктора исторических наук, руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елены Гуськовой Немане Вукчевичу, члену Политического Совета и Председателю Совета Евразии Народного движения свободы (Сербия). 

Часто при рассмотрении распада Социалистической Федеративной Республики Югославия религиозный фактор интерпретируется как весьма значимый, так как православное христианство, римско-католическая церковь и ислам весьма быстро перешли от сосуществования к столкновению этнических групп, исповедующих эти религии. Можем ли мы по этой причине сегодня говорить, что Босния и Герцеговина – это малая Югославия, и предсказывать ей аналогичный исход? 

Я скажу вам, что в 1992 году, когда начались события в Боснии и Герцеговине, религиозный фактор не играл столь значительной роли, как это было в 1995-м. Большую роль играл национальный фактор и, прежде всего, взаимоотношения мусульман и сербов. Говоря «мусульмане», мы имеем в вижу этническую группу, обозначение национальности: так Йосип Броз Тито назвал сербов и хорватов, принявших ислам. Некогда в Социалистической Федеративной Республике Югославия они изъяснялись и писали так: национальность – мусульманин, вероисповедание – атеист. 

Нужно сказать, что религия не играла важной роли среди мусульман и в 1991, и в 1992 годы. Только когда в ходе войны начали прибывать военные из иностранных мусульманских стран, роль религии стала значительной, и впервые в окопах можно было услышать молитву – пять раз в день, как это и предписывает ислам. 

Что касается текущего момента, я считаю, что после Дейтонского соглашения сербы играют самую важную роль в Боснии и Герцеговине. Именно сербы и Республика Сербская спасают Боснию и Герцеговину и обеспечивают ей мирное будущее. Хорваты недостаточно сильны на этой территории, мусульмане не смогли стать решающим фактором будущего государства, которое Запад им предлагал как единую мусульманскую державу, так как они не сумели преодолеть различные проблемы на всех уровнях, а прежде всего – ненависть к другим национальностям. Я глубоко уверена в том, что Республика Сербская – важнейший фактор всех сербов на Балканах в целом. С этой точки зрения она даже важнее самой Сербии. Милорад Додик старается сохранить сербское культурное пространство не только внутри Боснии и Герцеговины, но и за пределами государственных границ. На все праздники он приглашает сербов из Сербии, Македонии, Румынии, Венгрии, Албании, Болгарии… Существует программа объединения всех сербских славянских народов на территории Балкан, и Милорад Додик предложил её Александру Вучичу. Конечно, тут речь не идет о географическом объединении, скорее об объединении культурном: чтобы ни один серб на Балканах не был забыт, несмотря на то, что он живет отдельно, в других странах.

Принимая во внимание неизгладимую роль Сербской православной церкви в почти тысячелетней истории государственности Сербии, как вы сегодня видите визит и обращение Президента Республики к Синоду Сербской Православной Церкви? Если этот визит исторического характера и предвещает быстрое решение косовского вопроса, существует ли вообще пост-косовская политика Сербии?

С исторической точки зрения, религия не играла большой роли в социалистической Югославии, особенно Сербская православная церковь. Католическая церковь имела определенные преимущества и привилегии в Хорватии и Словении, в то время как Православная церковь испытывала большое давление со стороны государства времен СФРЮ. Однако в 1991 году, после распада Югославии, Сербская православная церковь начала постепенно реабилитироваться и вместо Коммунистической партии стала тем фактором, который сплачивал сербский народ. Вы можете видеть тут весьма важную роль церкви, причем она позиционировала себя как организация, которая не участвует в создании государственной политики: это еще во времена Патриарха Павла было совершенно ясно. Сегодня только церковь может объединить всех православных славян. Поэтому роль, или, точнее сказать, позиция церкви сегодня, когда решается косовский вопрос, очень важна. Александр Вучич не может решить косовский вопрос в пользу албанцев без поддержки церкви, из-за чего он вынужден искать ее по вопросам политики, которую проводит. Это положение очень трудное. Он должен быстро решить косовский вопрос, так как на него давит Европейский Союз, но он не может это сделать таким образом, как от него этого требуют, поскольку его не поймет сербский народ. Эта позиция крайне тяжелая, так как он рискует войти в историю как предатель интересов сербского народа в пользу албанцев, если оставит сербский народ в Косово незащищенным.

Как вы видите актуальные политические протесты в Сербии?

Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что с самого начала протестов вопрос Косова на митингах не поднимался. Но (на протестах) вы увидите флаги Европейского Союза и слоганы против Александра Вучича. По моему глубокому убеждению, протесты – это вид огромного давления на Александра Вучича, чтобы вопрос Косово решился по сценарию Европейского союза. На самом деле, протесты – это каждодневное предупреждение Александру Вучичу, что он может быть свергнут с власти в любой момент, если не найдет решения косовского вопроса, удовлетворяющего Европейский Союз. 

Интервью подготовил Неманя Вукчевич,
член Политического Совета и Председатель Совета Евразии Народного движения свободы, Республика Сербия

Фото: mc.rs

© 2018-2020 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Scroll To Top