Международная Кризисная группа выпустила в 2021 году доклад «Перезапуская диалог между Косово и Сербией», в котором, среди прочего, рассматривает возможные варианты урегулирования давнего спора между Приштиной и Белградом, который отказывается признавать суверенитет самопровозглашенной республики.

Примечательно, что, называя среди вероятных сценариев так называемый размен территориями («сербский север» Косово в обмен на населенные албанцами южные муниципалитеты Сербии), аналитики подчеркивают, что официальный Белград предлагал эту идею еще в 2010 году. Стоит отметить, что в тот момент страну возглавлял Борис Тадич, пост президента он занимал с 2006 по 2012 год, и, к слову, именно на этот период приходится одностороннее провозглашение независимости Косово.

«Реалистичная сделка, [по словам сторонников этой идеи], должна интегрировать изменение границ во всеобъемлющее соглашение, включая взаимное признание, проложив путь к членству Косово в ООН, и, возможно, в потенциале открывая для Приштины дверь в НАТО и ЕС, а также для вступления Белграда в Евросоюз. В 2010 году Сербия в частном порядке выдвинула аналогичную идею, и, как было отмечено, [лидер Косово Хашим] Тачи и [президент Сербии Александр] Вучич вновь вернулись к ней в 2018 году», — указывается в докладе.

По данным авторов, идея потенциального изменения границ пользуется популярностью в северных районах Косово с преобладающим сербским населением, поскольку, по всей вероятности, эти территории станут предметом обмена, но многие сербы южного Косово выступают против. Отчасти потому, что они останутся в крае «еще меньшим меньшинством». Проживающие в сербском регионе Прешево албанцы, напротив, по-видимому, поддерживают обмен территориями в том случае, если он будет включать большую часть их поселений, в отличие от лишь нескольких приграничных деревень.

В целом, аналитики Международной Кризисной группы приводят еще три возможных сценария.

Первый — это «развитие в обмен на признание», что предполагает оказание Сербии многомиллиардной помощи в виде инвестиций в сочетании с гарантией быстрого вступления в ЕС. По мнению авторов, эти меры могут привести к признанию Белградом независимости Косово без значительных уступок со стороны Приштины. Впрочем, и сами исследователи допускают, что данный сценарий не найдет широкой поддержки среди населения Сербии.

Второй вариант, который предлагается на рассмотрение в докладе, это предоставление косовским сербам самоуправления на автономных территориях самопровозглашенной республики взамен на признание Косово Белградом.

«Для того, чтобы автономия могла рассматриваться как достаточно большая уступка Сербии, чтобы взамен оправдать ее признание Косово, она должна будет включать большее, чем то, что предусмотрено Приштиной в ее Конституции и что вошло в Брюссельское соглашение, и в то же время стараться не затрагивать меры, которые привели к проблемам в других частях этого региона. Таким образом, в соответствии с этим вариантом, Сербский автономный округ, состоящий из десяти муниципалитетов с сербским большинством, будет иметь свой собственный основной закон, ассамблею, полицию, суд и источник финансирования. Приштина будет заниматься только обороной, внешней политикой, кредитно-денежной политикой и некоторыми аспектами охраны законности и порядка. Прешевская долина (албанское самоназвание территории компактного проживания албанцев в Сербии — прим. ред.) получит такой же или похожий набор автономных прав. В обеих странах автономный округ мог бы также играть роль в восстановлении отношений с другим государством, при котором сербское образование получало бы финансовую поддержку от Сербии, а албанское – от Косово», — пишут исследователи.

Однако они отмечают, что подобная идея не находит поддержки в самопровозглашенной республике. Там действительно упорно отказываются создавать аналог такой автономии — а именно Союз сербских муниципалитетов, предусмотренный Брюссельскими соглашениями 2013 года.

Наиболее вероятным исходом аналитики называют бессрочное сохранение статус-кво. Они ссылаются на убежденность обеих сторон в том, что в будущем Белград и Приштина якобы «смогут заключить более выгодную сделку», а также на «ощущение некоторых политиков с обеих сторон, что от компромисса они больше потеряют, чем выиграют». Мотивировано это тем, что все уступки, на которые, возможно, придется пойти Косово, там непопулярны. Аналогичным образом и большинство сербов, несмотря ни на что, выступают против сдачи Косово.