Подход к ведению бизнеса с сербами

Сербия — страна с богатой историей и динамично развивающимся рынком, которая сегодня становится всё более привлекательной для иностранных инвесторов. Заманчивое сочетание выгодных налоговых льгот, стратегического расположения в сердце Балкан и открытости для внешнего бизнеса делает её одним из наиболее интересных направлений для предпринимателей.

Для успешного развития предпринимательства необходимо учитывать особенности её национальной культуры. Это относится как к одноразовым бизнес-встречам, так и к долгосрочным отношениям в целом. Опираясь на опыт исследований данного вопроса, будет полезно познакомиться с характеристиками Ричарда Льюиса и Эдварда Холла — теми, кто предложил подходы к категоризации культур.

На сегодняшний день рост экономики Сербии значительно ускорился, что является благодатной почвой для открытия собственного дела на её территории — страна поощряет развитие бизнеса иностранными гражданами. Однако, чтобы добиться успеха в ведении бизнеса в Сербии, необходимо учитывать культурные и экономические особенности, которые играют ключевую роль в локальной деловой среде: от местных традиций и правовых тонкостей до стиля ведения переговоров — каждый элемент может стать как преимуществом, так и вызовом для тех, кто готов выйти на сербский рынок.

Согласно классификации культур, предложенной специалистом в области межкультурного взаимодействия, президентом и основателем Richard Lewis Communications — Международного института языковедения и межкультурного обучения, автором книги «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» Ричардом Льюисом, Сербия относится к типу культур, который можно охарактеризовать как «смешанная», где сочетаются элементы линейной и центрической культур. Что под этим понимается?

Центрические культуры (например, арабские страны) склонны к более эмоциональному стилю общения, где важны неформальные отношения и личные связи.

Линейные культуры (например, Германия, США) ориентированы на планирование, пунктуальность и логическое мышление. Они склонны двигаться от точки А к точке Б по заранее определённому плану.

Сербская культура демонстрирует как линейные, так и центрические черты. В ней присутствует акцент на дружеские и семейные связи (центрическая черта), но также есть и элементы рационального подхода в организации бизнеса и в других сферах (линейная черта).

Характеристики центрической культуры позволяют учитывать личные аспекты при принятии решений, что может значительно улучшить взаимодействие с местными партнёрами: в деловых ситуациях конфликты решаются не только с учётом формальных норм, но и с пониманием личных обстоятельств, интересов и предпочтений. Линейный же подход предполагает ясность и структурированность, что способствует эффективному разрешению споров и проблем в рамках бизнеса.

Для иностранных компаний и предпринимателей это означает, что они могут рассчитывать на эффективность и строгость соблюдения бизнес-процессов, но при этом им необходимо гибко подстраиваться под ценности сербской деловой и культурной среды. Иными словами, придётся адаптировать свои стратегии к гибкости местных норм.

Высококонтекстуальная сербская культура

В области анализа межкультурной коммуникации известно имя Эдварда Холла (1914-2009) — американского антрополога и культуролога, автора книги «За пределами культуры».

Холл разделил культуры на две категории — high-context (высококонтекстуальная) и low-context (низкоконтекстуальных) в повседневном общении. Сербия относится к высококонтекстуальной культуре, а это значит, что иностранцы должны быть проинформированы обо всех тонкостях межличностной коммуникации, причём далеко не только на вербальном уровне, прежде чем начать здесь свой бизнес, ведь в этом типе культуры при общении учитывается статус личности, язык тела и даже тон голоса, используемый во время речи, а правила не всегда озвучиваются напрямую.

Для сравнения, в низкоконтекстуальных культурах индивидуализм ценится выше групповых усилий и может придаваться большее значение конфиденциальности и личному пространству. К этому типу относятся США, Канада и Швейцария — в них общение в основном вербальное с меньшим вниманием к языку тела.

Итак, при ведении дел с сербами в Сербии важно понимать, что эта страна имеет богатую культурную традицию, где православие переплетается с балканскими и славянскими особенностями, что создаёт уникальный культурный контекст, и прежде чем открыть своё дело, следует с ним ознакомиться, ведь умение соблюдать баланс между линейным и центрическим подходами может стать важным преимуществом.

Фото: freepik.com

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх