Дружеские отношения российских и сербских байкеров известны достаточно широко. Можно отметить хотя бы одного из самых известных российских байкеров — лидера объединения «Ночные волки» Александра Залдостанова по прозвищу «Хирург», который многократно бывал в Сербии и заявлял, что считает себя другом сербского народа.
Но наши байкеры открыли для себя балканскую землю ещё задолго до появления «Ночных волков» — ровно 60 лет тому назад. Собственно, в то время в русском лексиконе ещё даже не было слова «байкер», да и Россия была частью СССР, а Сербия — частью федеративной СФРЮ. Зато наши мотоциклисты приезжали в Югославию аж из далёкого уральского города Ирбита, где с 1941 года производятся мотоциклы марки «Урал».
О мотопробеге ирбитских мотозаводцев было подробно написано в местной газете «Восход» за август 1963 года. Газета опубликовала часть путевого дневника Аркадия Исаева — руководителя ирбитской делегации.
Итак, пробег был приурочен к очередному съезду (в прямом смысле этого слова) Международной мотоциклетной федерации — ФИМ. И это был не только мото-, а ещё и автопробег: команда Советского Союза состояла из 8 автомобилей и 20 мотоциклов (и мотороллеров!), в неё вошло 64 человека — мотоциклистов, автомобилистов и просто туристов. Хотя, конечно же, поехать в составе такой автоколонны из СССР в Югославию в 1963 году мог только «непростой» турист.
Пробег был знаменателен для наших гонщиков тем, что сборная СССР впервые участвовала в нём. ФИМ проводит подобные съезды с послевоенных времён, но поначалу советские мотоциклисты не принимали в них участия. В ту эпоху хрущёвской «оттепели» (и её постепенного завершения) Советский Союз активно открывался миру с точки зрения спорта: в 1958 году советские футболисты впервые приняли участие в чемпионатах мира, в 1960 году выиграли первый же Кубок Европы. В футбольных еврокубках наши клубы дебютировали чуть позже — в 1965 году, а баскетбольные еврокубки открылись советским командам ещё в 1958-м. И вот пришло время и для мотоспорта.
В 1963 году, помимо СССР и ряда его союзников по Восточному блоку (Чехословакии, ГДР и Венгрии), свои команды на съезд ФИМ прислали Австрия, Швейцария, Италия, Англия, Франция, ФРГ, Нидерланды и другие страны. Разумеется, путь советской сборной был самым долгим и тяжёлым, а уж путь ирбитских мотозаводцев — особенно: им предстояло на своих пяти «Уралах» сначала доехать от Ирбита до Москвы, где была назначена точка сбора всей команды. Туда же съезжались команды Ковровского и Тульского мотозаводов, а также мотоциклистки эстонского клуба «Калев».
Из Москвы через Харьков, Киев и Ужгород советская мотосборная проехала в Венгрию, там миновала Кечкемет и пересекла венгерско-югославскую границу, свернув на Нови-Сад. Оттуда наши «гонщики» (так и пишется в материале «Восхода») вышли на финишный отрезок до Риеки и Опатии (это ещё 14 километров от Риеки вдоль побережья).
Опатия, видимо, была выбрана для проведения мероприятий ФИМ неслучайно. Во-первых, это красивейший, но немноголюдный город на Адриатическом море. Во-вторых, Опатия только в 1947 году вошла в состав Югославии, и, очевидно, власти СФРЮ хотели показать, что город, потеряв итальянскую власть, не потерял свою курортную славу и известность. В-третьих, несмотря на малые размеры, Опатия уже давно была достаточно известна в мире как хороший курорт. Здесь в своё время бывали короли Италии, австрийский император Франц-Иосиф, польский политик Юзеф Пилсудский, польский же писатель Генрик Сенкевич, да и много других писателей — наши Чехов и Набоков, немец Ремарк. Ну, и наконец, в 1961 году в Опатии было открыто первое на Адриатике казино!
Эти 600 километров не дались гостям из СССР так же легко, как предыдущие участки пути. Равнины Срема закончились прибрежными горами Истрии, последние десятки километров пути получились очень тяжёлыми: по пути зарядил сильный дождь, а вверху в горах стоял туман. Тем не менее, советская сборная мчалась вперёд, и это чуть не привело к гибели людей. Один мотоциклист из Тулы перевернулся, а второго потоком ветра отбросило на скальную стену. Оба пострадавших отделались «лишь» травмами, но за потерю транспортных средств команда СССР лишилась очков — в соответствии с регламентом соревнований.
Однако же наши мотогонщики пришли к финишу вовремя (к удивлению югославов) и в 12:30 12 июля 1963 года въехали в адриатическую Опатию — «город одной улицы», как назвал её Антон Чехов в одном из своих рассказов. Эта улица с 1947 года и по сей день носит имя Тито. После сбора всех стран-участниц состоялся общий мотопарад по Опатии, а затем началось подведение итогов состязания.
Разумеется, сборная СССР в общем зачёте стала чемпионом, на 2-м месте оказались итальянцы, на 3-м — англичане. Из советских заводских сборных лучшие результаты показали ковровцы, а ирбитчане получили приз Югославского мотосоюза «За дальность пробега» — они проехали на своих мотоциклах более 7 тысяч километров от Ирбита до Опатии! Также уральцы были награждены призом «За дальний привоз пассажиров на мотоциклах с коляской» Белградского автомотоклуба.
14 июля состоялся праздничный банкет и награждение в разных номинациях. Советские мотоциклисты были удивлены, что сперва началось пиршество, и только потом в самом разгаре банкета были произнесены официальные речи. Разумеется, к этому моменту большинство гостей были уже навеселе.
Следующую неделю гости съезда ФИМ провели на отдыхе в Югославии, а затем советская команда двинулась в обратный путь. Наши гонщики проехали через Белград, где посетили места захоронений советских солдат, погибших осенью 1944 года в боях за столицу Югославии, а также монумент Неизвестного героя на Авале. Из Белграда сборная СССР двинулась в Суботицу, где её тепло проводили югославские мотоциклисты. 22 июля наша делегация пересекла югославско-венгерскую границу и двинулась в обратный путь на Родину.
Конечно же, всю неделю на Адриатике советские мотогонщики постоянно общались со своими коллегами из других стран, обменивались сувенирами, вымпелами, значками, в общем, налаживали межкультурную коммуникацию, как сказали бы сейчас. Наверняка это время было использовано и для рекламы советской мототехники. По крайней мере, ирбитские «Уралы» в социалистическую эпоху исправно поставлялись в страны Восточного блока, а в годы перестройки их начали покупать и в западных странах.
Приедут ли в ближайшем будущем сербские или хорватские байкеры в Ирбит — большой вопрос. Но, думаю, им понравится там не меньше, чем 60 лет назад уральским гонщикам понравилось в Опатии. Улиц в Ирбите, конечно, куда больше одной, и казино здесь нет, и Адриатического моря, зато есть несколько музеев (в том числе мотозаводской) и театр, открытый ещё в 1846 году. А по количеству архитектурных достопримечательностей Ирбит заткнёт за пояс и Опатию, и ещё очень многие города — ведь здесь с XVII века проводилась знаменитая ярмарка, на которую съезжались купцы со всей России, из Средней Азии, Китая и других сторон.
Может быть, и съезд ФИМ когда-нибудь пройдёт в Ирбите?
За помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии выражаю благодарность коллективу Ирбитского музея мотоциклов.