От Урала до Истрии — реки и горы, или советские байкеры в югославской Опатии

Дружеские отношения российских и сербских байкеров известны достаточно широко. Можно отметить хотя бы одного из самых известных российских байкеров — лидера объединения «Ночные волки» Александра Залдостанова по прозвищу «Хирург», который многократно бывал в Сербии и заявлял, что считает себя другом сербского народа.

Но наши байкеры открыли для себя балканскую землю ещё задолго до появления «Ночных волков» — ровно 60 лет тому назад. Собственно, в то время в русском лексиконе ещё даже не было слова «байкер», да и Россия была частью СССР, а Сербия — частью федеративной СФРЮ. Зато наши мотоциклисты приезжали в Югославию аж из далёкого уральского города Ирбита, где с 1941 года производятся мотоциклы марки «Урал».

a1756f33b0929f119ad40e22543a95d9
Ирбитский мотоциклетный завод. Фото: http://irbit.info/

О мотопробеге ирбитских мотозаводцев было подробно написано в местной газете «Восход» за август 1963 года. Газета опубликовала часть путевого дневника Аркадия Исаева — руководителя ирбитской делегации.

Итак, пробег был приурочен к очередному съезду (в прямом смысле этого слова) Международной мотоциклетной федерации — ФИМ. И это был не только мото-, а ещё и автопробег: команда Советского Союза состояла из 8 автомобилей и 20 мотоциклов (и мотороллеров!), в неё вошло 64 человека — мотоциклистов, автомобилистов и просто туристов. Хотя, конечно же, поехать в составе такой автоколонны из СССР в Югославию в 1963 году мог только «непростой» турист.

Пробег был знаменателен для наших гонщиков тем, что сборная СССР впервые участвовала в нём. ФИМ проводит подобные съезды с послевоенных времён, но поначалу советские мотоциклисты не принимали в них участия. В ту эпоху хрущёвской «оттепели» (и её постепенного завершения) Советский Союз активно открывался миру с точки зрения спорта: в 1958 году советские футболисты впервые приняли участие в чемпионатах мира, в 1960 году выиграли первый же Кубок Европы. В футбольных еврокубках наши клубы дебютировали чуть позже — в 1965 году, а баскетбольные еврокубки открылись советским командам ещё в 1958-м. И вот пришло время и для мотоспорта.

В 1963 году, помимо СССР и ряда его союзников по Восточному блоку (Чехословакии, ГДР и Венгрии), свои команды на съезд ФИМ прислали Австрия, Швейцария, Италия, Англия, Франция, ФРГ, Нидерланды и другие страны. Разумеется, путь советской сборной был самым долгим и тяжёлым, а уж путь ирбитских мотозаводцев — особенно: им предстояло на своих пяти «Уралах» сначала доехать от Ирбита до Москвы, где была назначена точка сбора всей команды. Туда же съезжались команды Ковровского и Тульского мотозаводов, а также мотоциклистки эстонского клуба «Калев».

Из Москвы через Харьков, Киев и Ужгород советская мотосборная проехала в Венгрию, там миновала Кечкемет и пересекла венгерско-югославскую границу, свернув на Нови-Сад. Оттуда наши «гонщики» (так и пишется в материале «Восхода») вышли на финишный отрезок до Риеки и Опатии (это ещё 14 километров от Риеки вдоль побережья).

Опатия, видимо, была выбрана для проведения мероприятий ФИМ неслучайно. Во-первых, это красивейший, но немноголюдный город на Адриатическом море. Во-вторых, Опатия только в 1947 году вошла в состав Югославии, и, очевидно, власти СФРЮ хотели показать, что город, потеряв итальянскую власть, не потерял свою курортную славу и известность. В-третьих, несмотря на малые размеры, Опатия уже давно была достаточно известна в мире как хороший курорт. Здесь в своё время бывали короли Италии, австрийский император Франц-Иосиф, польский политик Юзеф Пилсудский, польский же писатель Генрик Сенкевич, да и много других писателей — наши Чехов и Набоков, немец Ремарк. Ну, и наконец, в 1961 году в Опатии было открыто первое на Адриатике казино!

800px Opatija Hafen
Фото: ChrisV/commons.wikimedia.org

Эти 600 километров не дались гостям из СССР так же легко, как предыдущие участки пути. Равнины Срема закончились прибрежными горами Истрии, последние десятки километров пути получились очень тяжёлыми: по пути зарядил сильный дождь, а вверху в горах стоял туман. Тем не менее, советская сборная мчалась вперёд, и это чуть не привело к гибели людей. Один мотоциклист из Тулы перевернулся, а второго потоком ветра отбросило на скальную стену. Оба пострадавших отделались «лишь» травмами, но за потерю транспортных средств команда СССР лишилась очков — в соответствии с регламентом соревнований.

Однако же наши мотогонщики пришли к финишу вовремя (к удивлению югославов) и в 12:30 12 июля 1963 года въехали в адриатическую Опатию — «город одной улицы», как назвал её Антон Чехов в одном из своих рассказов. Эта улица с 1947 года и по сей день носит имя Тито. После сбора всех стран-участниц состоялся общий мотопарад по Опатии, а затем началось подведение итогов состязания.

Разумеется, сборная СССР в общем зачёте стала чемпионом, на 2-м месте оказались итальянцы, на 3-м — англичане. Из советских заводских сборных лучшие результаты показали ковровцы, а ирбитчане получили приз Югославского мотосоюза «За дальность пробега» — они проехали на своих мотоциклах более 7 тысяч километров от Ирбита до Опатии! Также уральцы были награждены призом «За дальний привоз пассажиров на мотоциклах с коляской» Белградского автомотоклуба.

Za dalnost probega

14 июля состоялся праздничный банкет и награждение в разных номинациях. Советские мотоциклисты были удивлены, что сперва началось пиршество, и только потом в самом разгаре банкета были произнесены официальные речи. Разумеется, к этому моменту большинство гостей были уже навеселе.

Следующую неделю гости съезда ФИМ провели на отдыхе в Югославии, а затем советская команда двинулась в обратный путь. Наши гонщики проехали через Белград, где посетили места захоронений советских солдат, погибших осенью 1944 года в боях за столицу Югославии, а также монумент Неизвестного героя на Авале. Из Белграда сборная СССР двинулась в Суботицу, где её тепло проводили югославские мотоциклисты. 22 июля наша делегация пересекла югославско-венгерскую границу и двинулась в обратный путь на Родину.

Конечно же, всю неделю на Адриатике советские мотогонщики постоянно общались со своими коллегами из других стран, обменивались сувенирами, вымпелами, значками, в общем, налаживали межкультурную коммуникацию, как сказали бы сейчас. Наверняка это время было использовано и для рекламы советской мототехники. По крайней мере, ирбитские «Уралы» в социалистическую эпоху исправно поставлялись в страны Восточного блока, а в годы перестройки их начали покупать и в западных странах.

Приедут ли в ближайшем будущем сербские или хорватские байкеры в Ирбит — большой вопрос. Но, думаю, им понравится там не меньше, чем 60 лет назад уральским гонщикам понравилось в Опатии. Улиц в Ирбите, конечно, куда больше одной, и казино здесь нет, и Адриатического моря, зато есть несколько музеев (в том числе мотозаводской) и театр, открытый ещё в 1846 году. А по количеству архитектурных достопримечательностей Ирбит заткнёт за пояс и Опатию, и ещё очень многие города — ведь здесь с XVII века проводилась знаменитая ярмарка, на которую съезжались купцы со всей России, из Средней Азии, Китая и других сторон.

Может быть, и съезд ФИМ когда-нибудь пройдёт в Ирбите?

За помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии выражаю благодарность коллективу Ирбитского музея мотоциклов.

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх