Открываешь глаза спросонья – и видишь перед собой трёхполочное купе старого французского спального вагона, столик и широкое окно, за которым – небо и горы вдали. Встанешь с кушетки, заглянешь в него и отскочишь инстинктивно в сторону: сразу за окном, в паре метров от колеи, начинается пропасть километра полтора вниз, по дну которой вьётся змейкой и блестит горная речка. Выйдешь из купе посмотреть, что там с обратной стороны, – и обнаружишь то же самое. Пропасть, горы и небо.
Знакомьтесь, это Черногория, железная дорога Белград – Бар, на пятистах с небольшим километрах которой насчитывается 256 туннелей. В среднем по одному туннелю на два километра – кандидат в книгу рекордов Гиннеса. Её построил Иосип Броз Тито в рекордные сроки. Среди прочих, туннели проектировал тогда молодой инженер Томислав Николич – будущий Президент Сербии (2012-2017). Сейчас с сербской стороны её реставрируют «Российские железные дороги», уже на треть обеспечившие подвижной состав Сербии новейшими вагонами. Со стороны Черногории, где находятся наиболее сложные высокогорные участки, дорога и спустя полвека пребывает в своём первородном состоянии. Китайцы хотели её ремонтировать, выделили почти миллиард евро, но воз (по-сербски — поезд) и ныне там: как бы ни старался нынешний сербский лидер Александар Вучич, быстрее чем за 10 часов из Белграда до Адриатики пока что не доехать. А поезда регулярно опаздывают на два часа.
Эта дорога – безумно красивая и стремительно хиреющая — символ современной Черногории, 15-летие независимости которой отмечается 21 мая. Вернее, «возвращение независимости», — ведь в период с 1852 по 1918 год она уже была формально независимой.
Повторное обретение «незалежности» случилось по итогам сомнительного референдума 21 мая 2006 года, когда всего лишь 56% проголосовавших в республике, до того входившей в Союзное государство Сербии и Черногории, поддержали независимость при минимально необходимом пороге в 55% плюс один голос. Сербские политические силы и организации не согласились признать эти цифры правдивыми, однако общая слабость Сербии через 6 лет после бомбёжек НАТО и спустя 5 лет после первой «цветной революции» не позволили всерьёз оспорить результаты. Не до того было.
Кстати, российский бизнес в лице Олега Дерипаски активно лоббировал признание черногорской независимости в Москве. На борту похожей на его яхты у черногорского побережья проходили неформальные встречи с Мило Джукановичем и отдельными британскими лордами. Потом Джуканович поехал на приём в Сочи к Владимиру Путину, а Россия стала вторым государством в мире, признавшим независимость Черногории от Сербии.
Проходила эта кампания под негласным лозунгом «Независимость за недвижимость», её отличительной особенностью была раздача за копейки лакомой земли крупным российским чиновникам под застройку на побережье. Так, например, некоторые чиновники российского МИДа ещё козыревского призыва и бывшие министры ельцинского правительства — например, Сергей Грызунов — построили целые коттеджные посёлки в районе элитарного острова Святой Стефан. Свою роль в «распределителе» сыграл и бывший первый посол РФ в Черногории Яков Герасимов. На сегодня эта недвижимость, переоценённая тогда нашими соотечественниками, значительно упала в стоимости. А некоторые из россиян познакомились с местными традициями сравнительно честного отъёма купленных домов — в случае, если они понравились начальнику местной полиции.
К 15-летию собственной независимости Черногория подошла с прежним диктатором, правившим республикой с 1989 года, «черногор-баши» Мило Джукановичем, откровенно слабым правительством и внешними долгами более 11 млрд долларов, не считая уже упомянутого китайского инвестиционного миллиарда.
С ним отдельная история: пару лет назад Пекин выделил миллиард евро на строительство двух участков дороги Белград – Бар под залог главного торгового порта Бар и пляжа Булярица неподалёку от Петроваца. Первый участок дороги должны были сдать в 2019-м, второй – в 2021-м. По факту на первом участке проведено 30% работ, на втором ещё конь не валялся. А деньги исчезли, и пришло время платить по счетам. В связи с этим правительство Черногории, пришедшее к власти по итогам прошлогодних парламентских выборов и очевидно не знающее, где эти деньги, начало срочно обращаться к различным странам с просьбой о перекредитовании. Но везде – и даже в Брюсселе — встречает отказы. Перспектива перехода порта Бар и последнего незастроенного пляжа на черногорской ривьере в собственность КНР может серьёзно изменить политические расклады в регионе и существенно снизить привлекательность туризма в этой на самом деле жемчужине Адриатики. Кто выкупит долг у китайцев – самый насущный вопрос дня независимости для черногорцев.
Один из своих активов, к слову, страна уже потеряла: пандемию коронавируса не пережил национальный авиаперевозчик Montenegro Airlines. Компанию, суммарные убытки которой к концу прошлого года составили 98 млн евро, пришлось ликвидировать в канун Нового 2021 года.
Политическая обстановка в Подгорице крайне нестабильна – президент (до мая 2022-го) Мило Джуканович поручил своей Демократической партии социалистов бойкотировать работу парламента, в новой коалиции — с большинством всего в 2 мандата! — не прекращаются внутренние дрязги. Лидер антипрезидентской коалиции профессор Здравко Кривокапич остаётся лишь фасадным премьер-министром, так и не ставшим самостоятельной политической фигурой: за его спиной стоял покойный митрополит СПЦ Амфилохий, обладавший огромным влиянием. По сути, это можно было назвать возвращением к традиционной для Черногории системе теократического управления. При этом искренних политических русофилов довольно мало, и представлены они, в основном, просербскими политическими силами – прежде всего, Демократическим фронтом Мандича-Кнежевича. Есть надежда на пробивающихся с самых низов политиков — оппозиционера-мэра Будвы Марко «Бато» Царевича и нового градоначальника второго по величине города Никшича Марко Ковачевича. Возможно, хотя бы они вспомнят завет черногорского правителя Петра Ньегоша – всегда быть вместе с Россией.
Олег Бондаренко, главный редактор портала «Балканист.ру»