Косовские власти потворствуют распространению радикального ислама в регионе

В конце апреля сербские СМИ массово перепечатали заявление политического аналитика, директора вашингтонского Центра политической безопасности Майкла Валлера, который в свое статье для газеты «Вашингтон Таймс» заявил о том, что американцы тратят безумные средства на военную поддержку Косово, «которое является крупнейшим экспортером джихадистов».

Валлер указал и на то, что за годы столкновений между косовскими албанцами и сербами, мусульманское большинство изгнало из края огромное количество православных сербов.

О растущем числе экстремистов на территории южного края Сербии сообщали многие мировые издания, обращая особое внимание на то, что наибольшее число боевиков, которые были рекрутированы ИГ* и Джебхат Ан-Нусрой* на территории Европы, являются выходцами из Косово. К слову, даже «светские» албанские СМИ в 2013 году писали о том, что по меньшей мере 50 тыс. албанцев Косово и Метохии являются приверженцами ваххабитской идеологии.

Немаловажен и тот факт, что более 250-ти албанских джихадистов, вернувшись из Сирии и Ирака, открыто проживают на территории Косово. Оттесненное, но до конца не уничтоженное Исламское государство* вполне может рассчитывать на них, если решит открыть новый фронт и начать создание балканского халифата в центре Европы. Главным методом их борьбы станут террористические атаки как на представителей иных религий, так и на мусульман, которые не разделяют их убеждений. Собственно, некоторые боевики и не скрывают своих намерений, как, например, Фитим Ладровци, о котором писала британская газета «Таймс». Тот открыто заявил, что «хочет создать на территории Косово исламское государство и будет рад умереть ради него».

Впрочем, вернувшиеся в Косово боевики — это лишь вершина айсберга. Важно помнить, что общая ситуация в регионе такова, что в самопровозглашенной республике созданы все условия для строительства халифата. Важную роль в этом сыграли т.н. «косовские власти», которые лишь делают вид, что противостоят радикализации населения, чтобы усыпить бдительность международных организаций. 

На круглом столе «Война в Сирии — опыт бывших бойцов», который организовал в 2017 году в Приштине Центр изучения политики безопасности, один из участников, вернувшийся в Косово бывший боевик ИГ*, заявил, что он и его соратники, воевавшие в Сирии и в Ираке, «стали жертвами собственной доброй воли», и не они виноваты в том, что т.н. «косовские власти» объявили о наборе добровольцев и не препятствовали их отправке на войну.

Большое участие в распространении радикального ислама в крае приняла и Исламская община Косово. Она делает вид, что не замечает растущего влияния мировых центров ваххабизма во главе с Саудовской Аравией. Посредством создания различных «гуманитарных» организаций и строительства мечетей та пропагандирует радикальную исламскую идеологию и побуждает косовских албанцев к джихаду.

На очень важный момент указал албанский писатель и политик Ветон Сурои в своей книге «Посол и другие записки еретика»: в 2012 году во все мечети Косово был направлен меморандум Исламской общины Косово с текстом проповеди, обязательным к оглашению в назначенный день. В этой проповеди, состоящей из шести пунктов, подчеркивалось значение Шама (т. е. Сирии): территории, «где развернулась битва за ислам», которую «сам Аллах объявил избранной страной, над которой ангелы расправили свои крылья». Ну а новости о смерти в июне 2017 года в Сирии одного из предводителей боевиков и вовсе сообщили с минарета мечети в Качанике, что наглядно иллюстрирует поддержку, которую Исламская община Косово демонстрировала развитию радикального ислама. 

Наим Трнава, главный муфтий Косово, в конце 2013 года сделал заявление для СМИ, в котором призвал косовских мусульман не отправляться в Сирию и в Ирак. Однако в его искренности заставляет сомневаться тот факт, что его единственный сын Харис Трнава в своем профиле на Фейсбуке приветствует акции террористов и призывает к джихаду. 

Не столь давно в СМИ прошла информация о том, что в Сирии, этом последнем фронте борьбы террористов, все еще действует албанское подразделение Джамати Албан, которое является ячейкой самой сильной на Ближнем Востоке террористической коалиции Хайат Тахрир аш-Шам*. Подчеркну, что эта информация не направлена против албанцев или остальной части исламского мира. Скорее,  наоборот. Радикальный ислам, который набирает силу на территории Косово, представляет угрозу и для албанских мусульман, которые разделяют положения ханафитского мазхаба (одной из четырех основных правовых школ в суннитском исламе — прим. ред.). В конце концов, в коалиции, которая боролась против ИГ* в Сирии и Ираке, были представители многих исламских стран. А почти все правоверные мусульмане разделяют мнение о том, что создание халифата не должно быть средством борьбы, которое использует ИГ* и связанные с ним террористические организации.

Автор этого текста уверен, что перечисленные выше факты могут стать козырем сербской дипломатии в косовском вопросе. Тезис о том, что Сербия борется с радикальным исламом в Косово, стал бы сильным аргументом, способным повлиять на мнение международного сообщества. Ну а кураторы Приштины, в свою очередь, должны дать объяснения, почему поддерживают развитие этой опасной идеологии на территории Европы. 

* Запрещенные в России террористические организации

Милан Вукелич,
докторант факультета политических наук Белградского университета

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх