Кого соединил, а кого разделил Пелешацкий мост

Помимо того, что Пелешацкий мост выступает в роли моста дружбы между Китаем и Хорватией, он является и отражением сотрудничества между КНР и ЕС. Такими словами китайский премьер-министр Ли Кэцян оценил в своем видеообращении недавно построенный над Адриатическим морем инфраструктурный объект, строительством которого занималась китайская компания, а около четверти всех средств на финансирование проекта было выделено из фондов Евросоюза.

Этот мост, соединивший материковую часть хорватского побережья и полуостров Пелешац, показал, что в рамках одного проекта, даже с учетом всех трудностей, существует больше возможностей объединить две такие мощные геополитические силы, как Пекин и Брюссель, чем привести к согласию региональные политические интересы народов и государств на территории бывшей Югославии.

В случае с Китаем и европейской частью глобального Запада расчет понятен — даже многим неолиберальным экспертам пришлось смириться с тем, что подрядчик с Востока предложил цену на 20% ниже, чем любой другой конкурент открытого конкурса. Однако местное балканское «уравнение» на границах Евросоюза гораздо сложнее и выходит за рамки всех законов математики и физики.

Строительство Пелешацкого моста, протяженность которого между двумя берегами составляет около 2,4 км, испортило отношения Хорватии с большинством политических представителей Боснии и Герцеговины, утверждающих, что их страна оказалась в убытке и отрезана от моря. С такой позицией не согласилась лишь Республика Сербская во главе с Милорадом Додиком, поддержавшая Загреб в его намерении закончить начатое.

И пока главного проектировщика моста Марьяна Пиппенбахера за его работу люблянская газета «Дело» у себя на родине объявила «Словенцем года», вокруг стройки началось своего рода туристическое и экономическое противостояние, вызванное спорами о том, смогут ли владельцы туристических объектов в БиГ, включая самих проживающих там хорватов, сохранить гостей и прибыль или они останутся с пустыми карманами. В общем, с прошлого лета, с момента торжественного открытия четырехполосного моста, все еще подбиваются итоги, кого он соединил, а кого разъединил.

По мнению многих, кратчайший путь на полуостров Пелешац через новый мост, безусловно, стал своего рода конкурентом побережью БиГ, суммарной протяженностью около 20 км вокруг города Неум. Та часть Боснии, которая отрезает сухопутное сообщение крайнего юга Хорватии с остальной частью страны, теперь осталась за бортом. До открытия моста на Пелешац, как и на весь южный регион Хорватии с историческим и туристическим центром в Дубровнике, добраться до него можно было только через упомянутый выше участок территории, принадлежащий Боснии и Герцеговине. Это также означало необходимость выезда из Европейского союза в страну, не входящую в него, а затем повторный въезд.

В Хорватии все праздновали завершение масштабного проекта, железобетонная конструкция которого по своей массе равна тридцати Эйфелевым башням. На это массивное сооружение жаловались представители Сараево, в первую очередь из числа бошняков — боснийских мусульман. Их главная претензия заключалась в том, что мост полностью блокирует побережье Боснии и Герцеговины, отрезая подход к нему с моря. Из Загреба дали ответ, что строение соответствует всем нормам, и для того, чтобы под ним могли проходить корабли, по просьбе Боснии и Герцеговины, высоту моста над поверхностью моря подняли до 55 м.

Его открытие сопровождалось репортажами в СМИ с многочисленными выступлениями жителей этого региона, радостно заявлявшими о том, что их поездки теперь будут короче и им не придется дважды пересекать государственную границу, особенно после вступления Хорватии в Шенгенскую зону Евросоюза с 1 января этого года. Премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович назвал этот мост и дорогу общехорватским проектом поколений, через реализацию которого Загреб достиг одной из своих стратегических целей. На претензии же представителей Боснии и Герцеговины глава правительства Хорватии ответил шутливым замечанием, что под мостом «может проплыть даже „Титаник“». Кроме того, в духе Ли Кэцяна Пленкович подчеркнул, что мост «создает неразрывную связь между Хорватией и Китаем» и реализация всего проекта стала возможной благодаря членству его страны в ЕС и друзьям в Европе. Работы по возведению Пелешацкого моста были выполнены Китайской корпорацией по строительству дорог и мостов, которая также отвечает за строительство автомагистрали Белград — Южная Адриатика от Белграда до побережья Черногории, сербский участок этой магистрали, проходящей через город Чачак, носит название «Милош Великий».

В случае с Пелешацким мостом никто из сторон не оспаривает, что это дорогостоящий проект, особенно, если к конструкции отнести и подъездные пути на обоих побережьях и объездную дорогу в районе населенного пункта Стон. Этот вывод подтверждает и стоимость проекта, поскольку все работы обошлись в общей сложности в 525 млн евро, из которых 357 млн были обеспечены за счет грантов из фондов Евросоюза.

Критики жалуются на то, что за выполнение всех работ было сильно переплачено, а сторонники моста говорят, что его завершение скрепило территориальную целостность Хорватии, чьи южные границы отличаются большой изрезанностью.

До следующего лета рано достоверно оценивать, действительно ли «дело всей жизни» проектировщика Марьяна Пиппенбахера повлияло на жизнь в самом Неуме и окрестностях, поскольку дорога и мост были открыты в средине предыдущего туристического сезона, то есть в конце июля 2022 года. Многие владельцы ресторанов и предприниматели с побережья Боснии и Герцеговины опасаются, что у них вообще не останется гостей, особенно из таких стран, как Германия, Италия, Чехия и Польша, которые останавливаются здесь по пути в Дубровник. Кроме того, боснийский «кусочек» побережья уже, возможно, не будет так привлекателен для тех, кто раньше останавливался здесь на несколько дней. Высказывались опасения, что и сами хорваты в Боснии и Герцеговине, составляющие значительную долю его населения, окажутся под ударом загребского проекта. Негативные прогнозы в конце прошлого летнего сезона попытался смягчить вице-президент Ассоциации владельцев гостиниц в Неуме Давор Крешич, заявив, что их отели остались заполненными на 95% даже после открытия моста, все путевки были распроданы, многие как «горящие» предложения, а на прибрежных дорогах исчезли пробки.

Не стоит забывать, что еще одно разногласие, вызванное этим проектом, произошло и во властных кругах Боснии и Герцеговины. Бошняцкие и хорватские члены Президиума БиГ Шефик Джаферович и Желько Комшич проголосовали за решение, предусматривающее выдвижение требования к Хорватии прекратить строительство Пелешацкого моста и подачу жалобы на действия Загреба в Брюссель. Данное решение отказался поддержать тогдашний член Президиума БиГ от лица сербов Милорад Додик. Средства массовой информации сразу же объявили, что Баня-Лука предприняла этот шаг, чтобы Загреб не препятствовал открытию моста возле города Градишка на реке Саве, который имеет жизненно важное значение для Республики Сербской. Лидер сербов в Боснии и Герцеговине не стал опровергать подобные утверждения, но ответил критикой в адрес Желько Комшича, который в свое время выиграл выборы именно благодаря голосам бошняков-мусульман, из-за чего многие хорваты считают его защитником бошнякских, а не хорватских интересов.

«Если бы Босния и Герцеговина была нормальной [страной], хорват в Президиуме не выступил бы против Пелешацкого моста», — отметил Милорад Додик.

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх