Насилие над сербами и угрозы со стороны режима Альбина Курти в Косово и Метохии, каких не было с мартовского погрома 2004 года, а также то, что Запад зачастую отказывается привлекать призванные обеспечивать безопасность международные миссии, вынудили Белград потребовать возвращения в регион тысячи сербских силовиков на основании Резолюции 1244 Совета безопасности ООН (СБ ООН).
Хотя мало кто верит в то, что просьба Сербии будет удовлетворена, но само по себе то, что этот вопрос был поднят по прошествии двух десятков лет, напомнило общественности о международном документе, на который Приштина и ее западные покровители давно «забили», в лучшем случае прибегнув к вольной трактовке (в отличие от России, которая призывает к его последовательному соблюдению).
Так, до КФОРа как военной миссии с мандатом ООН, ответственной за предоставление ответа Белграду, поспешили выразить свою реакцию дипломатические представители государства, даже не являющегося постоянным членом Совета безопасности. Глава германской дипломатии Анналена Бербок отвергла запрос Белграда как неприемлемый, после чего и посол Германии в Сербии Анке Конрад заявила, что, по мнению Берлина, Резолюция 1244 «не дает оснований для возвращения сербских сил на север Косово». А посол страны в Приштине Йерн Роде выступил с утверждением, что «правительство Косово деэскалировало ситуацию». Одновременно с этим он призвал сербов убрать с дорог баррикады, возведенные ими в знак протеста против ввода албанских силовиков в северную часть края и арестов их соотечественников, в ходе которых полицейские отряды под командованием Приштины ведут себя подобно тому, как это делало когда-то албанское террористическое формирование, так называемая «Освободительная армия Косово» (ОВК).
Доказательством тому является случай с одним из арестованных, Деяном Пантичем, который фактически был похищен, на чем акцентировала внимание сербский премьер Ана Брнабич. Она адресовала Роде вопрос, насколько это легально и соответствует европейским ценностям. Напомним, даже представители миссии ЕС в Косово — ЕВЛЕКС, признались, что не имеют представления о месте нахождения и судьбе Пантича. Приштина без объяснений причин запретила ему контактировать с родными и лишила возможности получать адекватную медицинскую помощь.
«Этот Деян Пантич, он что, какой-то Усама бен Ладен? Что сделал этот человек?», спросил президент Сербии Александр Вучич, указав, что разговоры о нападении на ЕВЛЕКС на севере Косово и Метохии являются ложью. «Они называют абсурдным то, что мы требуем возвращения [сербских силовиков]. При этом присутствие хорватских, албанских, германских военных на святой сербской земле — не является таковым?», сказал Вучич, намекая на представителей конкретных стран в составе КФОРа.
Как же возникла Резолюция 1244, принятая 10 июня 1999 года после Кумановского соглашения, положившего конец бомбардировкам со стороны НАТО Союзной республики Югославии, и почему ее «избегает» Приштина и так неохотно вспоминают на Западе?
Именно этот документ «подтверждает приверженность всех стран-членов» СБ ООН территориальной целостности Союзной Республики Югославии, в частности Сербии, и призывает обеспечить возможность безопасного и свободного возвращения всех беженцев и переселенцев в свои дома. Однако в этой части положения документа на практике были нарушены еще в первые месяцы после окончания войны. Первым делом возможность вернуться была предоставлена албанскому населению, сербы же подвергались террористическим нападениям и испытывали на себе рост насилия, многим из них пришлось бежать. Косово и сегодня остается постконфликтным регионом с наиболее низким процентом возвращенцев в мире.
Кроме того, не было выполнено и требование о немедленной демилитаризации и роспуске ОВК. Приштина сделала это лишь на бумаге, но вскоре на основе данного террористического объединения начала формировать свои структуры безопасности, в то время как члены военного командования стали ведущими политическими деятелями Косово и Метохии.
Таким образом, Резолюцию 1244 постигла та же участь, что и те четыре другие – давно забытые, — из которых она возникла и которые так и не были исполнены. Они действовали во время столкновения сербской армии и полиции с ОВК до окончания агрессии НАТО. Это Резолюции 1160 от 31 марта, 1199 от 2 сентября, 1203 от 24 октября 1998 года, а также 1239 от 14 мая 1999 года.
Все мировое сообщество тогда единогласно осудило как «превышение полномочий сербскими полицейскими в отношении гражданского населения и мирных демонстрантов в Косово», так и «акты терроризма ОВК или любого другого объединения и внешней поддержки террористических действий в Косово, включая финансирование, вооружение и обучение», о чем говорится во вступлении к Резолюции 1160.
Однако этот документ не помешал специальному посланнику США на Балканах Ричарду Холбруку в июне 1998 года посетить штаб ОВК в городе Юник, где был сделан растиражированный снимок, на котором в одном помещении находятся американский дипломат, разувшийся в знак уважения к хозяину, и местный албанский командир — в армейских сапогах. В тексте Резолюции 1160 говорится о том, что в основе принципов решения косовского вопроса «должна быть территориальная целостность СРЮ», а также что они должны отражать стремление к получению Косово «существенно более широкой автономии и значительной степени самоуправления».
Резолюция 1199 в связи с обеспокоенностью по поводу интенсификации конфликта и ухудшения гуманитарных условий осуждает акты насилия «с любой стороны, а также терроризм как способ достижения политических целей групп или отдельных людей, как и внешнюю поддержку таких действий в Косово». Именно в сентябре 1988 года, когда этот документ был принят СБ ООН, Косово, а конкретнее район города Дечани, в качестве специального посланника Тони Блэра посетил бывший высокий представитель международного сообщества в Боснии и Герцеговине, британский лорд Пэдди Эшдаун. Целью его визита была объявлена «инспекция мирных албанских сел». В то же время на записи, продемонстрированной во время процесса над бывшим президентом СРЮ и Сербии Слободаном Милошевичем в Гааге, видно, что Эшдаун передает оружие членам ОВК и инструктирует их по поводу его применения с обещаниями лично передать пожелания Блэру.
Несмотря на это, в Резолюции 1203, принятой после подписания соглашения о Косовской Верификационной миссии, которую возглавлял Уильям Уокер, «на бумаге» формально зафиксирован похожий сбалансированный подход. СБ ООН снова «настаивает на том, чтобы косовское албанское руководство осудило все террористические акции, требует их немедленного прекращения и подчеркивает, что все элементы косовского албанского сообщества должны стремиться к достижению своих целей мирным путем». Тем не менее, ни один албанец так и не понес наказания, а НАТО во время бомбардировок СРЮ считало ОВК своим союзником.
Во всех трех рассмотренных нами документах СБ ООН отмечается приверженность «всех стран-членов суверенитету и территориальной целостности СРЮ», что подтверждается и текстом более поздней Резолюции 1239, кроме того, в ней также выражается серьезная озабоченность в связи с гуманитарной катастрофой в Косово и соседних регионах Македонии, Черногории и Албании по причине наплыва беженцев.
Обзор нарушений и вольных трактовок этих документов в пользу албанской стороны, как и то, что Приштине было разрешено не применять Брюссельское соглашение и в течение 10 лет не формировать Объединение сербских общин, проясняет причины, по которым регион снова оказался на пороге войны и связанную с этим обеспокоенность Белграда.
После заявления бывшего немецкого канцлера Ангелы Меркель о том, что Минские соглашения были подписаны Германией и Францией лишь для того, чтобы дать Украине время на усиление, становится понятно, что их постигла та же участь, что и резолюции СБ ООН по Косово.