Каждый, кто приезжает в Белград (особенно в первый раз), обязательно посещает крепость Калемегдан, откуда открывается, наверное, лучший панорамный вид, который можно найти в этом городе. Одним из украшений крепости является скульптура под названием «Памятник Победителю», символизирующая освобождение сербского народа от османского ига и не так давно пережившая первую за свою историю масштабную реставрацию. Но далеко не все знают, что автором этого памятника является хорватский скульптор. Иван Мештрович, один из великих скульпторов XX века, родившийся в Австро-Венгрии, а окончивший свои дни в США, является тем человеком, чьи монументальные работы и по сей день украшают города Хорватии и Сербии, напоминая об общем прошлом этих стран. О роли скульптора в истории бывшей Югославии свидетельствует и то, что тело его покоится в мавзолее, который он сам же и спроектировал — мало кто из выдающихся людей своего времени удостаивался такой чести. 15 августа исполнилось 140 лет со дня рождения Мештровича. И это весомый повод подробнее рассказать о его жизни и деятельности.
Он родился в 1883 году в Австро-Венгрии, в небольшом поселке Врполье в восточнохорватской области Славония. Отец его был каменотёсом и глубоко верующим католиком. Семья Мештровичей была родом с юга Хорватии, и своё детство Мештрович провёл в селе Отавице в Далматинском Загорье, где хорваты всегда жили бок о бок с сербами, и именно там маленький Иван услышал от местных сербов народные песни о князе Лазаре и Милоше Обиличе. Уже в ранние годы у Ивана стал проявляться его талант, благо в далматинских горах было более чем достаточно подручного материала для экспериментов, да и семейные традиции сказывались. Когда Мештровичу исполнилось 16, его взял в свою мастерскую известный в те годы скульптор и резчик по камню Павао Билинич из Сплита.
Талант юного Ивана уже в то время раскрывался настолько явно, что один из венских предпринимателей, увидев ранние опыты Мештровича, оплатил ему переезд в Вену и обучение в Академии изобразительных искусств. Учился Мештрович у Отто Вагнера, члена «Венского сецессиона», одного из представителей венского модерна. Уже в 1905 г., когда Мештровичу было всего 22 года, в Вене открылась его первая персональная выставка.
В 1907 г. творчество Мештровича впервые стало достоянием самой широкой общественности. В самом центре Загреба, на здании, принадлежавшем загребскому торговцу Федору Поповичу, появился барельеф «Крестьяне». Так жители Загреба, даже те, кто не был близок к искусству и не посещал никаких выставок, смогли ознакомиться с работами талантливого скульптора. Впоследствии Мештрович подарит Загребу множество своих работ, которые станут украшением города: фонтан «Колодец жизни», скульптуру «История хорватов», памятник Николе Тесле…
В 1908 г. скульптор уезжает жить и работать за пределы Австро-Венгрии. Вплоть до начала Первой мировой войны он живёт сначала в Париже, потом в Белграде, потом в Риме. После Международной выставки искусств в Риме в 1911 г., где Мештрович получил свою первую награду за проект Видовданского храма, посвящённого битве на Косовом поле, его имя стало приобретать мировую известность.
Накануне Первой мировой войны был создан и упомянутый в самом начале «Памятник Победителю». Изначально белградскими властями Мештровичу был заказан фонтан со скульптурой, который планировалось установить в центре города, на площади Теразие. Этот проект был приурочен к победе над турками в Первой Балканской войне. В 1913 г. Мештрович, живший тогда в Белграде, приступил к работе, но после начала Первой мировой войны как подданный Австро-Венгрии был вынужден покинуть Сербию. К идее установки фонтана и памятника в Белграде вернулись уже в начале 1920-х гг., после образования единого югославянского государства. Но из-за негативного отношения белградской общественности от проекта фонтана решили отказаться. В итоге площадь Теразие осталась нетронутой, а скульптура «Памятник Победителю» украсила собой крепость Калемегдан уже в 1928 г.
Связи Мештровича с Сербией ещё до начала Первой мировой войны объяснялись в том числе и тем, что скульптор в те годы был активным сторонником идей югославизма. После начала войны, которое застало его в Венеции, он вернулся в Сплит, но почти сразу же понял, что за ним как за «неблагонадёжным» следят австро-венгерские спецслужбы. Мештрович вернулся в Италию и продолжил своё путешествие по Европе, попеременно живя то во Франции, то в Швейцарии, то в Англии. В Лондоне он примкнул к деятельности Югославянского комитета, став одним из его лидеров. Участники комитета ратовали за создание независимого государства на южнославянских территориях Австро-Венгрии. Такое государство, объединённое с Сербией и Черногорией, и возникло на руинах Австро-Венгрии в 1918 г.
В это же время Мештрович возвращается на родину. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии) Мештрович становится одной из наиболее заметных фигур не только в творческом, но и в общественном плане. Он возглавляет Академию художеств в Загребе, путешествует со своими выставками по всему миру, от Египта до США. Тогда же он создаёт ряд произведений, которые стали наиболее значимыми в его творческой карьере: памятники святому Гргуру Нинскому и поэту Марко Маруличу в Сплите, целый ряд мавзолеев: мавзолей правителя Черногории Петра II Негоша на горе Ловчен, мавзолей семьи Рачич в Цавтате (Хорватия), мавзолей Неизвестному герою на Авале (Белград) и многое другое.
Не будет преувеличением сказать, что 1920-30-е гг. стали периодом творческого расцвета хорватского скульптора. В королевской Югославии господствовала идеология «интегрального югославянства», полностью отвечавшая убеждениям Мештровича, поэтому для осуществления его творческих замыслов были созданы все условия. Скульптор находился в добрых отношениях с югославской королевской семьёй и, в частности, с королём Александром Карагеоргиевичем, по заказу которого он выполнил ряд скульптур, посвящённых косовской тематике.
Иван Мештрович всегда был противником идей фашизма и нацизма, набиравших популярность в Европе 1930-ых годов. Его своеобразной пощёчиной нацизму стал отказ приехать в 1935 году в Берлин на свою же выставку, несмотря на личное приглашение Гитлера и намерение фюрера посетить её открытие. После вступления Югославии в войну и её капитуляции на территории Хорватии воцарился режим усташей. Они и их немецкие покровители не смогли простить Мештровичу его убеждений и заключили его в тюрьму. Впрочем, провёл он там около трёх месяцев. При содействии Ватикана скульптор был выпущен на свободу и переправлен в Италию, где даже принял участие в Венецианской биеннале 1942 г. Однако в фашистской Италии скульптор оставаться не захотел и перебрался в нейтральную Швейцарию.
После окончания Второй мировой войны и образования коммунистической Югославии Мештрович получил приглашение от новых властей вернуться, но он отказался — коммунистическая идеология не отвечала его воззрениям. В 1946 г. американский Сиракузский университет предложил ему должность профессора, и Мештрович в следующем году переезжает в Соединённые Штаты. В 1954 г. он получает американское гражданство, а годом позже становится профессором Университета Нотр-Дам в городе Саут-Бенд, штат Инидана. После переезда в США Мештрович впервые посетил Хорватию только в 1959 г., и то это было связано не с его новыми творческими планами, а с решением имущественных вопросов. В том же году Мештрович встречался и с Иосипом Брозом Тито, который, впрочем, никогда не испытывал особенного расположения к великому скульптору. Оставаться в новой Югославии Мештрович не стал и вернулся в США. Там он продолжает творить, обращаясь теперь не столько к хорватским, сколько к общемировым и чисто американским сюжетам. Но американский период Мештровича продлился не слишком долго. Он скончался в Саут-Бенде в январе 1962 года, но похоронен был на родине, в селе Отавице, где провёл своё детство и юность.
Иван Мештрович — один из наиболее выдающихся скульпторов своего времени, переживший несколько эпох. Он был хорватом по рождению и югославистом по убеждениям, сторонником сближения сербов и хорватов, которых считал одним народом. Он никогда не изменял своим убеждениям и никогда не прекращал творить, оставив после себя шедевры, которые и сейчас восхищают людей во всём мире. Биография Мештровича, как и его творчество, свидетельствуют о том, что универсальный язык искусства способен даже сегодня объединить и сербов, и хорватов, и людей любой другой национальности.
Обложка: Mestrovic Gallery / ethicscenter.nd.edu / Terra Balka