У каждого народа есть хотя бы один свой знаменитый сказочник. Нет, сейчас речь не о политиках, а о сказочниках в прямом смысле слова. У датчан это Ганс Христиан Андерсен, у французов — Шарль Перро, у немцев — братья Гримм… В Хорватии это сказочница, которую уже при жизни стали именовать «хорватским Андерсеном». Это Ивана Брлич-Мажуранич — представительница знаменитого хорватского дворянского рода и самая любимая у хорватов детская писательница. В этом году исполнилось ровно 85 лет со дня её кончины, и было бы справедливо посвятить ей отдельный рассказ.
Происхождение и ранняя биография
Ивана Брлич-Мажуранич родилась 18 апреля 1874 г. в Огулине — старинном хорватском городе в ста с небольшим километрах к юго-западу от Загреба. Род Мажураничей, к которому она принадлежала, дал Хорватии немало знаменитых людей. Её отец, Владимир Мажуранич, был писателем, историком, юристом и государственным деятелем, дед, Иван Мажуранич, — поэтом, лингвистом и баном (правителем) Хорватии в составе Австро-Венгрии, а бабушка приходилась сестрой хорватскому писателю Димитрию Деметеру.
Родители Иваны, конечно же, стремились дать ей самое лучшее воспитание и образование. Недолго проучившись в женской загребской гимназии, она продолжила и завершила своё образование в частном порядке. Лучше всего ей давались иностранные языки — она изучала французский, немецкий, английский и русский. Её литературный талант проявился уже в 12 лет, когда она написала своё первое стихотворение под названием «Звёзды моей Родины» — тут явно сказывался патриотический настрой её семьи, ну и вид на близлежащую гору Клек, который впечатлял юную Ивану. В 1892 г., когда ей исполнилось 18 лет, Ивана вышла замуж за известного в Хорватии юриста Ватрослава Брлича. С ним она уехала на восток Хорватии, в город Славонски Брод, где и прожила почти до самой своей смерти. Надо сказать, что у Иваны с юности сложились довольно консервативные взгляды на роль женщины в обществе. В этом отношении она не делала исключений, в том числе и для себя, считая, что женщина прежде всего должна посвящать себя семье и дому, а уже потом каким-то другим занятиям вроде писательства. Но когда её общие с Ватрославом Брличем дети подросли и сами стали интересоваться чтением, Ивана дала волю своему таланту. Тем более что как матери семерых детей ей было несложно разобраться в тонкостях и особенностях детской психологии.
Дальнейший творческий и жизненный путь
В начале ХХ века началась систематическая литературная деятельность Иваны Брлич-Мажуранич. Впрочем, свои произведения она издавала с большими перерывами. В 1902 г. она опубликовала сборник рассказов и стихов для детей «Хорошие и плохие», три года спустя сборник «Школа и каникулы», а семь лет спустя — сборник стихов «Картинки». Далее в её творческой биографии последовали четыре года, которые представляют наиболее значительный период её литературного творчества. Именно в этот период она опубликовала две свои наиболее значимые работы.
В 1913 г., накануне Первой мировой войны, Ивана Брлич-Мажуранич издала детский роман «Чудесные приключения подмастерья Хлапича», который принёс ей широкую известность. В центре сюжета романа — ученик сапожника по имени Хлапич, его семидневное путешествие и сопровождавшие его приключения. Во время путешествия Хлапич разнашивает тесные сапожки, встречает девочку Гиту и по пути творит много добрых дел.
Ещё одним значительным литературным достижением Иваны Брлич-Мажуранич стал изданный в 1916 г. сборник сказок «Рассказы из древности». Первое издание книги насчитывало шесть сказок, через десять лет были добавлены ещё две, а третье издание 1926 г. содержит восемь сказок. Сказки эти были написаны на основе древних славянских мифов, бытовавших в Хорватии до принятия христианства. Ивану Брлич-Мажуранич именно после издания этой книги стали именовать «хорватским Андерсеном», говоря о её виртуозности как рассказчицы, создавшей собственную сказочную структуру и в то же время вдохновлявшуюся народным творчеством.
В 1916 г. Брлич-Мажуранич по просьбе Югославянской академии наук и искусств, специалисты которой готовили Хорватский биографический словарь, пишет свою автобиографию. После этой работы писательница вновь окунулась с головой в семейную жизнь и надолго (на семь лет!) забросила литературную деятельность. Между тем за это время успела завершиться Первая мировая война, распалась Австро-Венгрия, которой верой и правдой служили её предки, образовалось новое государство — Королевство сербов, хорватов и словенцев. А Ивана Брлич-Мажуранич продолжала жить со своей семьёй в Славонском Броде. В 1923 г. она наконец публикует свою очередную книгу — сборник стихов и сказок «Книга молодёжи». Затем появляются переиздания «Хлапича» и «Рассказов из древности», в том числе и за рубежом, в Дании, Швеции, Чехословакии, США.
После этого в творческой карьере писательницы вновь наступил перерыв — вместо написания стихов и сказок она занялась коллекционированием и систематизацией материалов из семейного архива. В 1927 году её увлекла тема детского здоровья. Она пишет иллюстрированную «Детскую книгу о здоровье», в которой затрагиваются вопросы гигиены и лечения именно в отношении детей. Потом Ивана Брлич Мажуранич вновь занялась семейным архивом, материалы которого опубликовала в 1934-1935 гг. После этого у писательницы произошёл последний в ее жизни творческий всплеск. В 1937 г. она опубликовала детский историко-приключенческий роман «Яша Далматин, вице-король Гуджарата» и занялась составлением сборника своих ранних произведений, но, не успев завершить начатое, скончалась в сентябре 1938 г. Похоронена она была на главном хорватском кладбище — загребском Мирогое.
Признание и память
Литературный талант Иваны Брлич-Мажуранич был оценён ещё при её жизни. Дважды — в 1931 и 1928 гг. — Югославянская академия наук и искусств в Загребе выдвигала кандидатуру писательницы на получение Нобелевской премии по литературе. И хотя премию она и не получила, на своей родине, да и во многих других странах, признание её таланта было абсолютным. В 1937 г. она стала первой женщиной, принятой в состав вышеназванной академии. В 1971 г. была учреждена литературная премия её имени, и по сей день продолжают снимать фильмы по её произведениям. Достаточно сказать, что роман Брлич-Мажуранич про подмастерье Хлапича был экранизирован дважды: в 1997 г. в виде мультфильма, а в 2013 г. как полнометражный художественный фильм, почти сразу же ставший самой популярной хорватской фантастической лентой.
С 2006 г. в Огулине, родном городе писательницы, проводится фестиваль сказок, где современные авторы, вдохновлённые её творчеством, представляют на театральных подмостках и на больших экранах свои произведения. Одним словом, биография Иваны Брлич-Мажуранич свидетельствует о том, что талант может обрести признание и при жизни мастера, как и оставаться почитаемым в народе много десятилетий спустя.