Где проходит граница между мусульманским и сербским Сараево?

Некогда единая, ныне столица Боснии и Герцеговины (БиГ) состоит из двух частей — сербской, или Нового Восточного Сараево, и мусульманской, которую часто называют «Сараево ближневосточным». Один из участков символической границы между ними определила канатная дорога, построенная еще в середине прошлого века.

В Сараево, к югу от Старого города, стоит гора Требевич, склоны которой давно обжиты жителями столицы Боснии. Вершина ее находится на высоте 1629 метров над уровнем моря. На востоке Требевич переходит в гору Яхорина — крупнейший центр зимних видов спорта в Республике Сербской (РС, один из двух энтитетов БиГ). К вершине Требевича ведет дорога из центра города (её протяжённость около 12 км). Пешком можно подняться по склонам за полтора-два часа.

Точное происхождение названия горы не установлено, но большинство историков и этнографов ссылаются на то, что когда-то здесь было языческое святилище — требевиште. В античные времена на ее склонах жили иллирийские племена. Следы их поселений археологи нашли на территории современного сараевского района Дебели Брдо. В период Османской империи на склонах горы выросли многочисленные махалы — небольшие городские кварталы. Когда Сараево перешло под власть Австро-Венгрии, на Требевиче был построен ряд военных укреплений.

Со временем росло значение Требевича как места отдыха: здесь появились пешеходные тропы. В 1896 году почти на самой вершине построили первый приют для альпинистов. Второй старейший альпинистский объект в БиГ был построен также здесь, в 1907 году. Во времена Королевства Югославии Требевич облюбовали жители Сараево, которым нравилось совершать по ней прогулки, а местные альпинисты оценили ее возможности для тренировок. После Второй мировой на горе началось возведение туристических и рекреационных объектов. 

Одним из них стала канатная дорога из Сараево. Проектировать ее начали в 1956 году, строили с 1958 по 1959-й. Главным инженером выступил Франтишек Шуп из Чехословакии, с его родины были поставлены и двигатели. Производством оборудования и строительством занимались югославские компании. 

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.13.57 1
facebook.com/revitalizacijatrebevickezicare

Канатная дорога «Требевич» (Trebevićka žičara) была торжественно запущена 3 мая 1959 года — на годовщину освобождения Сараево от фашистов во Второй мировой войне. На открытии царил ажиотаж: люди заполонили не только станцию отправления, но и близлежащие дворы, над которыми проходили вагончики.

Уникальность объекта в том, что начальная станция Хрватин находится в районе Бистрик — в самом центре города, через дорогу от исторического здания городского совета и в нескольких сотнях метров от «Сараевской пивоварни». 

WHATSAPP IMAGE 2021 09 23 AT 12.15.49
Сараевская Виечница (городской совет)

Хрватин находится на высоте 583 метра над уровнем моря, тогда как конечная остановка Видиковац на Требевиче – возвышается на высоте 1160 метров. Расстояние между станциями — около 2,1 км.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.13.56
facebook.com/revitalizacijatrebevickezicare

В 1959 году каждый из 50-ти вагончиков канатной дороги был рассчитан всего на четверых пассажиров, путь в один конец занимал 12 минут. За час в обе стороны могли проехать 800 человек. К 1984 году, когда Сараево принимало XIV Зимние Олимпийские игры, вагончики обновили, но размер их остался прежним. Во время Игр к канатной дороге выстраивались длинные очереди желающих увидеть панораму столицы Олимпиады, которую социалистическая Югославия принимала впервые.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.13.55 1
facebook.com/revitalizacijatrebevickezicare

Но в 1992 году страна распалась, а гора с первых дней гражданской войны в Боснии и Герцеговине стала ареной боевых действий между мусульманами-бошняками и сербами. Вскоре не только Требевич, но и все вершины над Сараево заняли войска РС, а объекты канатной дороги были разрушены или пришли в запустение.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.13.57

Несмотря на то, что до конца 1995 года сербы удерживали высоты, а также ряд городских районов, после подписания Дейтонских мирных соглашений они были вынуждены значительную часть из них покинуть. И хотя Требевич преимущественно оставалась под контролем РС, включая вершину, конечный пункт назначения канатной дороги мусульмане вытребовали.

На протяжении многих лет у властей мусульманской части Сараево до канатной дороги руки не доходили. Их ближневосточные спонсоры былым символом города также не интересовались, – хотя в Сараево, как грибы, росли небоскрёбы, построенные компаниями из Саудовской Аравии, Катара, Объединённых Арабских Эмиратов.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.13.56 2

Ситуацию изменил европеец – датский ядерный физик Эдмонд Офферманн, который много лет работал в Центре ядерных исследований ЦЕРН в Швейцарии, а позже занялся бизнесом в США. С будущей женой, уроженкой Сараево Майей Сердаревич он прокатился в 1990-м по канатной дороге до Требевича и на всю жизнь это запомнил. Начиная с 2008 года Офферманн предлагал властям Сараево сначала деньги, потом оборудование демонтированной в Швейцарии, но вполне рабочей канатной дороги, но дело не двигалось с мёртвой точки.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.13.56 1
facebook.com/revitalizacijatrebevickezicare

Лишь в 2016 году, когда бизнесмен заявил, что отзывает своё спонсорское предложение, в мэрии зашевелились. В результате было принято решение закупить для канатной дороги новое оборудование, а Офферманн остался главным спонсором проекта, выделив для этого почти четыре миллиона евро.

Работы по восстановлению дороги начались в 2017 году, а в апреле 2018-го Сараевская канатная дорога была открыта. Правда, местные жители и туристические сайты типа Trip Advisor называют её по-прежнему — «Требевичка жичара». Теперь по ней ходят 33 новых вагончика по 10 мест каждый. Они достигают вершины Требевича за 7 минут 15 секунд, а пропускная способность канатной дороги увеличилась до 1200 пассажиров в час. Я дошел до станции Хрватин от «Сараевской пивоварни». Интересно, что, благодаря городскому рельефу, канатной дороги не видно до последнего момента.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.15.44 1

Несмотря на сдержанное отношение ко всему российскому в мусульманском Сараево, в качестве автомобиля технического обслуживания канатки используется привычная нам «Нива».

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.15.43 2

Мне повезло: очереди на вход в вагончики не было. Дело в том, что набивать их пассажирами дополна тут не принято, и даже если в компании всего 2-3 человека, они поедут отдельно. Я же путешествовал на Требевич в одиночестве, что позволило сделать панорамные снимки города, которые, впрочем, не могут передать всё восхищение от этого подъёма.

WHATSAPP IMAGE 2021 09 23 AT 12.15.50 1
WHATSAPP IMAGE 2021 09 23 AT 12.17.31 1
WHATSAPP IMAGE 2021 09 23 AT 12.15.50 1 1

От конечной остановки Видиковац за несколько минут можно дойти до дороги Сараево-Требевич, которая фактически является границей между Республикой Сербской и вторым энтитетом БиГ – мусульмано-хорватской федерацией. Правда, на самом деле граница проходит по каким-то другим меткам, потому что прямо посреди этой дороги можно наткнуться на табличку, предупреждающую о выезде с территории кантона Сараево. Примечательно, что привычного знака «Приветствуем в Республике Сербской» там нет, хотя на перекрёстках или изгибах дороги можно встретить машину полиции РС – естественно, с радаром.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.17.33

На одном из таких «пограничных» изгибов я задержался подольше. Старый город Сараево лежал как на ладони, фотографировать его не мешало ни стекло вагончика канатной дороги, ни скорость его перемещения.

WhatsApp Image 2021 09 23 at 12.15.45
WHATSAPP IMAGE 2021 09 23 AT 12.15.48 1

Дальше дорога вела в Новое Восточное Сараево, но я спустился по узкой улочке в «ближневосточное», по направлению к Старому еврейскому кладбищу. Эта улица ныне называется Хамбина царина, и вряд ли на ней живёт хоть одна сербская семья, хотя до войны в городе было 30% сербов. Но на одном из домов была заботливо сохранена табличка с довоенным названием Зеленогорская.

Интересно, чем нейтральное название улицы мешало новым хозяевам этой части города?

Читайте также: «Малый Иерусалим»: О чём молчат надгробия Cтарого еврейского кладбища Сараево

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх