Где проходит граница между мусульманским и сербским Сараево?
Некогда единая, ныне столица Боснии и Герцеговины (БиГ) состоит из двух частей — сербской, или Нового Восточного Сараево, и мусульманской, которую часто называют «Сараево ближневосточным». Один из участков символической границы между ними определила канатная дорога, построенная еще в середине прошлого века.
В Сараево, к югу от Старого города, стоит гора Требевич, склоны которой давно обжиты жителями столицы Боснии. Вершина ее находится на высоте 1629 метров над уровнем моря. На востоке Требевич переходит в гору Яхорина — крупнейший центр зимних видов спорта в Республике Сербской (РС, один из двух энтитетов БиГ). К вершине Требевича ведет дорога из центра города (её протяжённость около 12 км). Пешком можно подняться по склонам за полтора-два часа.
Точное происхождение названия горы не установлено, но большинство историков и этнографов ссылаются на то, что когда-то здесь было языческое святилище — требевиште. В античные времена на ее склонах жили иллирийские племена. Следы их поселений археологи нашли на территории современного сараевского района Дебели Брдо. В период Османской империи на склонах горы выросли многочисленные махалы — небольшие городские кварталы. Когда Сараево перешло под власть Австро-Венгрии, на Требевиче был построен ряд военных укреплений.
Со временем росло значение Требевича как места отдыха: здесь появились пешеходные тропы. В 1896 году почти на самой вершине построили первый приют для альпинистов. Второй старейший альпинистский объект в БиГ был построен также здесь, в 1907 году. Во времена Королевства Югославии Требевич облюбовали жители Сараево, которым нравилось совершать по ней прогулки, а местные альпинисты оценили ее возможности для тренировок. После Второй мировой на горе началось возведение туристических и рекреационных объектов.
Одним из них стала канатная дорога из Сараево. Проектировать ее начали в 1956 году, строили с 1958 по 1959-й. Главным инженером выступил Франтишек Шуп из Чехословакии, с его родины были поставлены и двигатели. Производством оборудования и строительством занимались югославские компании.
Канатная дорога «Требевич» (Trebevićka žičara) была торжественно запущена 3 мая 1959 года — на годовщину освобождения Сараево от фашистов во Второй мировой войне. На открытии царил ажиотаж: люди заполонили не только станцию отправления, но и близлежащие дворы, над которыми проходили вагончики.
Уникальность объекта в том, что начальная станция Хрватин находится в районе Бистрик — в самом центре города, через дорогу от исторического здания городского совета и в нескольких сотнях метров от «Сараевской пивоварни».
Хрватин находится на высоте 583 метра над уровнем моря, тогда как конечная остановка Видиковац на Требевиче – возвышается на высоте 1160 метров. Расстояние между станциями — около 2,1 км.
В 1959 году каждый из 50-ти вагончиков канатной дороги был рассчитан всего на четверых пассажиров, путь в один конец занимал 12 минут. За час в обе стороны могли проехать 800 человек. К 1984 году, когда Сараево принимало XIV Зимние Олимпийские игры, вагончики обновили, но размер их остался прежним. Во время Игр к канатной дороге выстраивались длинные очереди желающих увидеть панораму столицы Олимпиады, которую социалистическая Югославия принимала впервые.
Но в 1992 году страна распалась, а гора с первых дней гражданской войны в Боснии и Герцеговине стала ареной боевых действий между мусульманами-бошняками и сербами. Вскоре не только Требевич, но и все вершины над Сараево заняли войска РС, а объекты канатной дороги были разрушены или пришли в запустение.
Несмотря на то, что до конца 1995 года сербы удерживали высоты, а также ряд городских районов, после подписания Дейтонских мирных соглашений они были вынуждены значительную часть из них покинуть. И хотя Требевич преимущественно оставалась под контролем РС, включая вершину, конечный пункт назначения канатной дороги мусульмане вытребовали.
На протяжении многих лет у властей мусульманской части Сараево до канатной дороги руки не доходили. Их ближневосточные спонсоры былым символом города также не интересовались, – хотя в Сараево, как грибы, росли небоскрёбы, построенные компаниями из Саудовской Аравии, Катара, Объединённых Арабских Эмиратов.
Ситуацию изменил европеец – датский ядерный физик Эдмонд Офферманн, который много лет работал в Центре ядерных исследований ЦЕРН в Швейцарии, а позже занялся бизнесом в США. С будущей женой, уроженкой Сараево Майей Сердаревич он прокатился в 1990-м по канатной дороге до Требевича и на всю жизнь это запомнил. Начиная с 2008 года Офферманн предлагал властям Сараево сначала деньги, потом оборудование демонтированной в Швейцарии, но вполне рабочей канатной дороги, но дело не двигалось с мёртвой точки.
Лишь в 2016 году, когда бизнесмен заявил, что отзывает своё спонсорское предложение, в мэрии зашевелились. В результате было принято решение закупить для канатной дороги новое оборудование, а Офферманн остался главным спонсором проекта, выделив для этого почти четыре миллиона евро.
Работы по восстановлению дороги начались в 2017 году, а в апреле 2018-го Сараевская канатная дорога была открыта. Правда, местные жители и туристические сайты типа Trip Advisor называют её по-прежнему — «Требевичка жичара». Теперь по ней ходят 33 новых вагончика по 10 мест каждый. Они достигают вершины Требевича за 7 минут 15 секунд, а пропускная способность канатной дороги увеличилась до 1200 пассажиров в час. Я дошел до станции Хрватин от «Сараевской пивоварни». Интересно, что, благодаря городскому рельефу, канатной дороги не видно до последнего момента.
Несмотря на сдержанное отношение ко всему российскому в мусульманском Сараево, в качестве автомобиля технического обслуживания канатки используется привычная нам «Нива».
Мне повезло: очереди на вход в вагончики не было. Дело в том, что набивать их пассажирами дополна тут не принято, и даже если в компании всего 2-3 человека, они поедут отдельно. Я же путешествовал на Требевич в одиночестве, что позволило сделать панорамные снимки города, которые, впрочем, не могут передать всё восхищение от этого подъёма.
От конечной остановки Видиковац за несколько минут можно дойти до дороги Сараево-Требевич, которая фактически является границей между Республикой Сербской и вторым энтитетом БиГ – мусульмано-хорватской федерацией. Правда, на самом деле граница проходит по каким-то другим меткам, потому что прямо посреди этой дороги можно наткнуться на табличку, предупреждающую о выезде с территории кантона Сараево. Примечательно, что привычного знака «Приветствуем в Республике Сербской» там нет, хотя на перекрёстках или изгибах дороги можно встретить машину полиции РС – естественно, с радаром.
На одном из таких «пограничных» изгибов я задержался подольше. Старый город Сараево лежал как на ладони, фотографировать его не мешало ни стекло вагончика канатной дороги, ни скорость его перемещения.
Дальше дорога вела в Новое Восточное Сараево, но я спустился по узкой улочке в «ближневосточное», по направлению к Старому еврейскому кладбищу. Эта улица ныне называется Хамбина царина, и вряд ли на ней живёт хоть одна сербская семья, хотя до войны в городе было 30% сербов. Но на одном из домов была заботливо сохранена табличка с довоенным названием Зеленогорская.
Интересно, чем нейтральное название улицы мешало новым хозяевам этой части города?
Читайте также: «Малый Иерусалим»: О чём молчат надгробия Cтарого еврейского кладбища Сараево