«Малый Иерусалим»: О чём молчат надгробия Cтарого еврейского кладбища Сараево

Пятьдесят пять лет назад в Сараево было закрыто Cтарое еврейское кладбище, которое пережило две мировые и гражданскую войну в Боснии и Герцеговине (БиГ). Ныне это один из национальных памятников страны.

С каждым городом связаны определённые стереотипы. К примеру, Сараево считается исключительно мусульманским. Действительно, столица БиГ занимает первое место в Европе по количеству мечетей на единицу площади и на душу населения. Согласно переписи 2013 года, здесь проживает 81% мусульман-бошняков и при этом лишь 5% хорватов и 4% сербов. Но подобная ситуация сложилась в результате двух масштабных этнических чисток, произошедших в ХХ веке: в 1941-1945-м — во времена марионеточного фашистского Независимого Государства Хорватия — и в ходе гражданской войны в БиГ 1992-1995 годов.

Между тем сразу же после своего создания турками-османами Сараево (от тюркского sarayдворец) было мультикультурным городом. Датой его основания считается 1461 год, а уже в начале XVI века там появился «Латинский квартал» – поселение католиков, в основном, — выходцев из Дубровника. О нём до сих пор напоминает знаменитый Латинский мост, первое упоминание о котором относится к 1541 году. Тогда мост был деревянным, но после очередного наводнения сооружение снесли воды реки Миляцки, и в 1565 году на его месте был построен третий каменный мост. Именно рядом с Латинским мостом 28 июня 1914 года Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога Австро-Венгрии Франца-Фердинанда и его жену.

Sarajevo princip bruecke
Wikipedia

В середине XVI века в Сараево появились и первые евреи, причём в этот город они прибыли из Салоник. Дело в том, что захваченные Османской империей в 1430 году Салоники в конце XV – первой половине XVI века стали убежищем для множества евреев-сефардов, изгнанных, в первую очередь, из Испании и Португалии. 

Сефарды появились на Пиренеях в результате мусульманского завоевания полуострова, и после Реконкисты отношение испанцев к ним было весьма неприязненным. Особенно много изгнанников поселилось в Салониках в 1492-1493 и в 1536 годах. Основным языком евреев этого города стал ладино – своеобразный романский язык, который ещё называют еврейско-испанским. После заселения Салоник многочисленными евреями они стали называть этот город «мать Израиля». Еврейские купцы активно путешествовали отсюда во все концы Османской империи, ведь у них был многолетний опыт жизни в мусульманском государстве. 

Первые документальные упоминания о евреях в Сараево относятся к 1565 году, когда в городе насчитывалось 10-15 семей евреев-сефардов, в основном, из Салоник. В 1577 году, с разрешения султанского наместника Сиявуш-паши, в Сараево начал строиться еврейский квартал, названный его именем.   

Этот квартал, проживание в котором не было принудительным, поначалу находился недалеко от центральной площади города, но позднее был перенесен на окраину, где его называли Чифутана (чифут, или чивут – название евреев в Османской империи). Примечательно, что Сараево является вторым после Иерусалима городом по количеству соседствующих на одном гектаре площади мечетей, христианских храмов и синагог. Неудивительно, что местные евреи на протяжении веков именовали этот город «Малым Иерусалимом».

Датой возникновения еврейской общины Сараево считается 1656 год, однако, по данным протоколов Еврейского муниципалитета, уже в 1630 году в этом городе существовало кладбище евреев-сефардов. Оно расположено на склоне холма в юго-западной, мусульманской части Сараево, между районами Ковачи и Дебело Брдо (и неподалёку от посольства России в БиГ). Это второй по площади (31160 кв. м.) еврейский мемориальный комплекс в Европе после Пражского еврейского кладбища, где хоронили евреев-ашкенази (то есть выходцев из Центральной Европы). 

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.53.53 1

Ныне кладбище является национальным памятником БиГ, а до 1992 года оно было одним из исторических памятников Югославии.

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.51.34

Старейшая из сохранившихся могил принадлежит Шмуэлю Баруху, первому в истории Главному раввину Сараево (хахам-баши). Дата его смерти – 1650 год, при этом старейшая дата рождения на одном из надгробий – 1551-й. Всего на кладбище 3850 могил, их надгробные плиты изготовлены из камня, привезённого из каменоломен Шатория. Большая часть выполнена в традиционном сефардском стиле, изобилует орнаментами и фигурными формами, что придаёт им уникальный вид, аналогов которому нет нигде в мире. 

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.53.52

Как рассказал в эксклюзивном комментарии «Балканисту» писатель и журналист из Израиля Александр Рыбалка, в мусульманских странах в то время гораздо лояльнее относились к евреям, чем в христианских. По его мнению, это было вызвано тем, что хотя у пророка Мухаммеда и возникали трения с евреями, они не вынесены во главу угла в Коране. В христианстве же постулат о том, что якобы «евреи распяли Иисуса» – не имеющий подтверждения даже в Евангелиях – крайне усложнял, а иногда и делал невозможной жизнь евреев в христианской среде. 

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.55.16

«Поэтому сефарды одевались гораздо наряднее и могли себе позволить более пышные надгробия и синагоги. Европейские же евреи постоянно жили под гнётом мысли как бы не вызвать зависть христиан, – отсюда и чрезмерная показная скромность ашкенази», – отметил Рыбалка. 

WHATSAPP IMAGE 2021 09 02 AT 18.57.06

С конца XIX века, когда БиГ вошла в состав Австро-Венгрии, в Сараево переехали тысячи евреев-ашкенази из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации. Однако конфликтов между сефардской и ашкеназской общинами Сараево не было, и на кладбище начали хоронить новоприбывших евреев, могильные памятники которых были выполнены уже в стиле модерн.

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.51.33

Во время Первой мировой войны еврейское кладбище Сараево не пострадало. А вот в 1941-м, когда Босния и Герцеговина оказалась под властью созданного хорватскими фашистами-усташами Независимого Государства Хорватия – марионетки Третьего Рейха, — над захоронениями нависла угроза уничтожения. Более 8 тыс. сараевских евреев (свыше 80% всего еврейского населения города) были отправлены в хорватские лагеря смерти Ясеновац, Ядовно, Стара Градишка, Лоборград и Джаково, а также в Аушвиц. Затем новые власти решили уничтожить память об общине. К требованиям усташей об уничтожении еврейского кладбища присоединился и муфтий Иерусалима Хадж-Амин аль-Хуссейни (оригинал постановления сегодня хранится в Музее еврейской истории БиГ в Сараево). Но городская администрация Сараево во главе с мэром Мустафой Софтичем регулярно «забывала» выполнить  это решение.

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.57.07 1

После 1945 года на кладбище был сооружён памятник еврейским жертвам режима усташей. Но ныне он находится в заброшенном состоянии, а часть плиты, где было слово «Евреям…», разбита вандалами. 

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.47.31
WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.47.32

Формально последнее захоронение на этом кладбище относится к 1966 году, когда в Сараево официально отметили 400-летие еврейской общины города. Кстати, именно тогда в здании старой сефардской синагоги был открыт Музей еврейской истории БиГ.

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.58.10

Однако, как это водится на Балканах, из любого правила есть исключение. Эмерик Блюм, единственный еврей в истории, занимавший пост мэра Сараево (в 1981-1983 годах), и один из главных организаторов XIV Зимних Олимпийских игр, был похоронен на Cтаром еврейском кладбище после своей смерти в июне 1984-го.

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.51.33 2

Уже весной 1992 года кладбище фактически оказалось на линии фронта — между мусульманской Армией Республики Босния и Герцеговина и Армией Республики Сербской. Несмотря на то, оно находилось в той части Сараево, которую контролировали сербы, а их артиллерийские позиции были размещены выше, глава еврейской общины БиГ в 1992-1996 гг. Ивица Черешнеш разрешил мусульманским силам обстреливать кладбище. К счастью, и в ходе этой войны объект серьёзно не пострадал, хотя работы по разминированию здесь велись несколько месяцев. Они были начаты в 1996 году, когда по Дейтонскому соглашению сербские силы покинули эту часть Сараево.

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.56.16

В 2004-м Cтарое еврейское кладбище Сараево было занесено в реестр Национальных памятников Боснии и Герцеговины. Позже тут были проведены реставрационные работы на деньги посольств США (2008-2013) и Германии (2012). Ныне оно входит в «еврейский маршрут» по Сараево, однако до кладбища можно без проблем добраться общественным транспортом: от остановки «Латинский мост» туда идёт автобус №59 в направлении района Коматин. Стоит отметить, что на кладбище поддерживается порядок, и, в отличие от упомянутого антифашистского монумента, следов вандализма на могильных плитах нет. 

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.57.07

Хотя ныне в Сараево осталось всего несколько сотен евреев, причем подавляющее большинство из них — ашкенази, и на улицах этого города уже давно не услышать разговоров на ладино, как всего лишь сто лет назад. Именно на этом языке молчат всё глубже врастающие в землю надгробия сефардских могил…

WhatsApp Image 2021 09 02 at 18.53.53

Фото О. Хавича

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх