Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий: «В борьбе за святыни мы вернулись к своим корням»
В саду Будимлянско-Никшичской епархии «горят костры рябин», тлеют осенними угольками осыпающиеся бархатцы, а каменные стены древнего, восьмисотлетнего монастыря Джурджеви Cтупови ласково румянит усталое солнце. Тут так тихо и мирно, что кажется, будто в последние девять месяцев и не было многотысячных молебнов и митингов в защиту черногорских святынь Сербской православной церкви.
Между тем Джурджеви Ступови стали сердцем сопротивления православных Черногории, которые восстали против закона о свободе вероисповедания, принятого в прошлом году парламентом страны благодаря голосам депутатов от Демократической партии социалистов президента Мило Джукановича.
— Подробнее: «За святой крест и золотую свободу»: как потомки древнего сербского рода отстаивают православие в Черногории
Пока не будут сформированы правительство и новый состав парламента, который отзовёт этот закон, монастырю, где крестились, причащались, были отпеты тысячи черногорцев, все ещё грозит опасность. Древнюю святыню могут превратить в отель или передать раскольнической черногорской православной церкви.
Епископ Никшичско-Будимлянский Иоанникий — высокий мужчина с окладистой седой бородой и молодыми голубыми глазами — приветливо встречает нас на пороге.
— Bы ведь приезжали уже? — улыбается он, вспомнив нашу встречу зимой, в самый разгар православных протестов. С тех пор прошло полгода: за это время Иоанникия успела арестовать полиция за участие в крестном ходе, что вызвало настоящее народное негодование.
Неслышно входит монахиня и приносит крепкий сербский кофе в изящных чашечках. Владыка улыбается и ест фисташки. Я собираюсь включить диктофон, но он останавливает меня.
— Подождите, давайте кофе попьём, поговорим, — предлагает он.
Владыка всегда расспрашивает нас о России. В этот раз мы говорили о русских фамилиях, которые происходят от названий птиц.
Иоанникий вспоминает и свои встречи с российскими дипломатами. Он тепло отзывается о Виталии Ивановиче Чуркине, которого знал ещё молодым. Епископ задался вопросом, почему российские дипломаты сдержанно реагируют на политические процессы в Черногории. Он привел в пример их западных коллег, которые откровенно высказываются по всем поводам, нимало не смущаясь, что их могут обвинить во вмешательстве во внутренние дела страны.
Разговор зашёл, конечно, о том, что происходит сейчас в стране. Парламентские выборы состоялись, оппозиция, защищавшая черногорские епархии Сербской православной церкви, объявила о своей победе.
— B стране происходят огромные перемены. В ходе выборов от власти оказалась оттеснена партия Мило Джукановича, который тридцать лет управляет страной и благодаря множеству своих афер уже вошёл в историю. Даже западные аналитики, долгое время благоволившие ему, назвали Черногорию «порабощенной страной», а самого Джукановича в 2015 году провозгласили «Самой криминальной личностью года». Эта власть неспособна демократически принять свое поражение и уйти. Поэтому мы ожидаем от Демократической партии социалистов возможных провокаций и попыток вызвать столкновения и конфликты там, где это сделать проще всего, — в рядах национальных и религиозных меньшинств. Но мы к этому готовы, — говорит владыка Иоанникий.
Наш разговор прерывает секретарь епархии, который сообщает об инцидентах. В городе Биело-Поле ночью была осквернена церковь Николая Чудотворца, а в Плевле забросали камнями стеклянные двери офиса мусульманской общины. Епископ новости воспринимает спокойно. Он говорит секретарю: «Подготовьте краткое заявление с осуждением. Далее должны реагировать политики: мы ради этого их и выбирали».
— За всю историю Черногории конфликты на межрелигиозной почве никогда не исходили от народа: они всегда были спровоцированы извне. И сейчас эта пораженная власть действует в своём государстве как иностранный элемент, с целью скомпрометировать выборы и сохранить свое влияние с помощью манипуляций, — комментирует Иоанникий.
Несмотря на то, что духовенство сумело объединить граждан в борьбе за народные интересы, епископ не считает победу объединенной оппозиции на выборах заслугой Церкви.
— Это победа народа, который питает любовь к православным святыням. Людей за живое задела атака властей на церковь. У нас не было своей партии, мы не вели предвыборную кампанию, но мы были обязаны ответить на политические последствия принятия этого закона и призвали народ встать на защиту своих погостов, нашей веры, православной традиции, достоинства и чести. Мы стали свидетелями попыток устроить гонения на православную веру, которую исповедует большинство граждан Черногории. Поэтому результаты выборов — это ни что иное, как победа народа над антинародной властью, — говорит епископ Будимлянско-Никшичский.
Он рассказал, что в этот период, пока ещё не сформировано правительство, церковь продолжает подвергаться нападкам и ее по-прежнему обвиняют во вмешательстве в политику.
— Помимо нас, точно такие же обвинения адресуют Сербии и России, хотя об этом и речи быть не может. А вот напомнить о том, что Запад долгое время считал возможным вмешиваться в черногорские дела, не помешает. Никто не вспоминает, сколько западных денег получил Джуканович в свое время, чтобы поспособствовать свержению [экс-президента Югославии] Слободана Милошевича. Церковь считает, что именно граждане Черногории, через своих представителей, должны определять политику государства. И эта политика должна быть направлена на защиту национальных интересов. Она должна быть не просербская, пророссийская или проамериканская, а в первую очередь, прочерногорская! Народ Черногории должен выстроить дружественные, добрососедские отношения с остальными странами, особенно с теми, где живут братья-сербы. И нужно помнить о том, как много для нас сделала Россия, в том числе и для становления нашей государственности, — напомнил епископ Иоанникий.
Священник говорит о том, что впереди у Черногории непростые времена.
— Будет сложно установить верховенство закона в том виде, в каком оно должно быть. Органы власти поражены коррупцией, они служат только одной партии (Демократической партии социалистов Мило Джукановича — прим. авт.), а не государству и народу. Потребуется много времени, чтобы расчистить этот хаос и добиться того, чтобы госорганы начали функционировать в соответствии с законом и Конституцией. В Черногории огромная пропасть между разными социальными классами. По сути, у нас сегодня есть только богачи и нищие, а средний класс отсутствует напрочь. Кризис, вызванный коронавирусом, усугубил экономические проблемы. Страну в таком положении будет трудно поднять с колен, — объясняет глава Будимлянско-Никшичской епархии.
Епископ считает, что новое правительство сначала должно сосредоточиться на решении внутренних проблем, а не на вопросах внешней политики, даже касающихся Косово, о чем многие черногорские сербы стали с воодушевлением говорить после победы оппозиции на выборах.
— Решение косовского вопроса лежит в компетенции сербских властей. Мы лишь можем надеяться на то, что оно будет соответствовать международному законодательству, что на территории Косово и Метохии наступит мир, и Сербия с помощью своих друзей сможет сохранить целостность и суверенитет. Этого от властей страны ждёт весь сербский народ, где бы он ни жил. Те политические силы, которые намерены сформировать правительство Черногории, заявили о необходимости налаживания отношений с Сербией и Россией, что, очевидно, не означает пересмотра курса на евроинтеграцию. Перемены будут, но они должны наступать постепенно, так как сейчас страна переживает страшный экономический кризис, — говорит Иоанникий.
Он рассказал, что здесь очень ждут скорейшего формирования правительства. «В соответствии с волей народа» — подчеркивает владыка.
— Конечно, в первую очередь мы ожидаем отмены дискриминационного закона, принятого предыдущим составом парламента с целью ликвидировать черногорские епархии Сербской православной церкви. Этот закон — позор для Черногории, для современного общества. Не может быть столько ненависти и дискриминации в одном законодательном акте, который могли разработать, разве что, во времена Средневековья или фашизма, — указал священнослужитель.
Иоанникий напомнил о принципах, на основе которых строилось Черногорское государство. Наиболее точно их выразил народный поэт и воевода Марко Мильянов: «Геройство — это когда защищаешь себя от других, а мужество — когда защищаешь других от себя». Мужество поэт считал самым ярким проявлением геройства.
— Свобода вероисповедания — это основа всех гражданских свобод. Мы выдержали пять веков турецкого ига. Борьба за веру в нашей крови, это сила наших предков, это настоящее лицо народа Черногории. Пробудилась наша молодёжь, которая на процессы в современном обществе смотрит по-разному, но по ключевому вопросу — вопросу свободы веры — у нее общая, христианская позиция. И она объединила народ. Этот кризис окончательно освободил нас от коммунизма, вернул нас к нашим корням, к героям, к заветам Петра Петровича Негоша, митрополита Цетиньского. Мы обрели сами себя, — заключил владыка Иоанникий.
В монастырском дворе тихо журчал источник с ключевой водой. В храме от сквозняка дрожало пламя лампадки. Потянуло ветром перемен. А вот каких — неизвестно. Раздует ли он пламя в очаге мирной жизни черногорского народа или все же погасит огонек затеплившейся надежды?
Фото Дмитрия Лане