Двухколёсный средний класс доехал до Белграда

Народная скупщина Сербии рассмотрит поправки к Закону о безопасности дорожного движения, которые вряд ли понравятся владельцам электросамокатов, о чём «Балканист» недавно писал.

В России идёт такая же дискуссия: ожидается, что в осеннюю сессию в Госдуму внесут новый законопроект об электросамокатах, который будет предусматривать ограничение скорости передвижения на них и штрафы за её превышение. Также, как сообщают «Известия», Министерство транспорта разрабатывает поправки в административный кодекс, согласно которым самокатчики будут рассматриваться как полноценные участники дорожного движения наравне с водителями и пешеходами.

Итак, электросамокатные страсти накрыли Россию и Сербию почти одновременно, как следствие нового тренда урбанизма.

Еще десять лет назад в городах стало модным передвигаться пешком, бегать марафоны (отсюда даже родилась уже совсем не шутка, что там, куда массово переезжают русские, начинают возникать сервисы доставки, салоны маникюра, а также марафоны местного значения).

Велосипеды и чуть позже самокаты и электросамокаты стали порождением этой новой городской культуры, где свободен уже не тот, у кого есть автомобиль, но тот, кому не нужно под него парковочное место. Эти виды транспорта, с одной стороны, позволяют горожанину оставаться в своём индивидуальном пространстве, в противовес тем, кто дышит друг другу в затылок в транспорте общественном, с другой же стороны, делают его скоростным, но всё же пешеходом, с пешеходной же мобильностью.

Было в этом и социально-эстетическое противопоставление нового среднего класса среднему классу старой формации. Блондинка с надутыми губами и огромными ногтями за рулём внедорожника класса «танк», её усталый спутник в неизменном костюме с офисным портфелем за рулем чёрного и длинного, обязательно немецкого, автомобиля: нулевые вышли в тираж. Им на смену приходят люди в худи и футболках со смешными надписями, с сумками через плечо и картонным стаканчиком наперевес. Такие «всадники» и «всадницы» новых электроконей могут оказаться хоть дизайнерами на удалёнке, хоть членами совета директоров международной корпорации, но подчёркивать статус в новой городской среде равно этот статус обесценивать.

Старая гвардия не сдавалась, выпуская один ядовитый памфлет за другим и кутаясь в свои немодные натуральные меха на верандах уже устаревших ресторанов. Однако она была бы обречена на полное поражение, если бы в среде уже самих новых горожан не начался раскол: против велосипедистов и электросамокатчиков стали восставать пешеходы, причём не только пенсионеры, но и бегуны, собачники и так далее.

А те продолжали множиться, и действительно в какой-то момент стало сложно спокойно ходить по тротуарам, по крайней мере, в крупных городах, так как там закипела своя двухколёсная жизнь, от которой едва успеваешь уворачиваться по весне.

Радикальная идея большинства пешеходов — полное приравнивание электросамокатов и велосипедов к транспортным средствам с последующим выдавливанием на проезжую часть, не нашла понимания уже у автомобилистов, не готовых снизить общую скорость потока под массовый приход в него новых видов транспортных средств.

Выход напрашивается сам собой: новым городам с новым стилем жизни, который можно считать уже устоявшимся, нужна новая инфраструктура, причём в кратчайшие сроки, а именно повсеместные велодорожки.

Впрочем, что на Балканах, что в России власть, как правило, сильно запаздывает за обществом: разговоры о велодорожках идут уже почти десять лет, но никакого комплексного ответа на новую общественную потребность власть предоставить пока не готова, в том числе по причине того, что её представители сами являются, в большинстве случаев, выходцами из той самой уже немодной, старой городской среды с надутыми губами и «статусными автомобилями для солидных господ».

В результате ситуация пока идёт по самому простому для власти, но самому неудовлетворительному для общества пути: запретительному.

Пространные обещания о грядущем строительстве отдельных велодорожек будет попросту невозможно реализовать, пока власти не начнут догонять своё же общество в его развитии и повседневных привычках.

Впрочем, власть настолько портит людей, что, может быть, через пятнадцать лет мы увидим на трибунах парламентов что Балкан, что России, тех же вчерашних беспечных пешеходов и автомобилистов, набравших килограмм пятьдесят со времён своего последнего марафона, с трудом выгружающих статусные тушки из настоящих солидных «танков», которых будут провожать недоумёнными взглядами новые модные горожане, осваивающие одноместные летающие тарелки.

Фото: freepik.com

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх