Кого-то на трассе брутальные бородатые мачо на ревущем хромированном мотоцикле откровенно раздражают, кого-то заставляют занервничать и прижаться к обочине, а кто-то искренне понимает тех, кто не мыслит себя вне этого образа жизни. В любой стране мира находятся люди, которые променяли комфорт и безопасность автомобиля на драйв и особую свободу, которую дарит им двухколесный, утробно урчащий «железный конь». Недаром байкеры есть практически везде. Кто-то входит в мотоклубы, кто-то предпочитает быть вольным мотоциклистом или мотопутешественником. Одно точно – на любом континенте и в любом месте даже иностранному байкеру помогут единомышленники. 

Байкерское движение в Сербии существует уже не один десяток лет – с конца 80-х годов. Мотоциклистов в стране хватает, поэтому крупных байкерских организаций здесь немало. 

Если говорить о самых известных клубах, то здесь представлены практически все организации из «большой четверки». Например, Outlaws MC открыли свое отделение тут в 2010 году. Есть и другие «кланы», или чапты – филиалы мировых клубов в стране.  

К слову, российское отделение «Ночных волков» тут большое – несколько сотен человек. Сербские и русские байкеры частенько проводят совместные акции и собираются вместе на мотофестивале в Севастополе, в легендарном клубе «Секстон» в Москве или на Балканах. Так, например, в 2018 году на Видовдан (28 июня) в Сербию прибыл бессменный глава «волков» Александр Залдостанов, известный как Хирург. Вместе с одноклубниками он посетил несколько православных монастырей, побывал и в косовских.

К сожалению, из-за пандемии к сербским байкерам в этом году 28 июня никто не смог присоединиться, и в итоге они сами провели мотопробег, посвященный этому значимому для сербского народа дню.

Но не только чапты «рулят» на Балканах. Здесь существуют и свои локальные, чисто сербские структуры. Самый большой подобный клуб — так называемые «Архангелы». Они ведут свою историю с 1992 года и сегодня насчитывают несколько тысяч членов. А еще на Балканах много небольших сообществ любителей двухколесного транспорта: почти в каждом городе есть свой условный «клуб», в котором может быть 10-15 человек, но этот малый состав абсолютно не мешает им жить полноценной мотожизнью. 

Еще один вид объединений байкеров — это так называемые «марочные» клубы. Например, любители BMW организовали собственную тусовку, проводят и соревнования по эндуро (мотопробег по бездорожью), и совместные «покатушки». Отсутствие жесткой иерархии позволяет сразу влиться в круг единомышленников, организовывать совместные мотопробеги и просто общаться. «Классические» байкерские мотоклубы живут по более жестким правилам. Стать их полноправным членом зачастую очень сложно, люди годами ждут очереди на вступление в статусе supports.

Но не клубами едиными живет мотосообщество. Любители-одиночки свободно общаются с единомышленниками по всему миру, дружат, заезжают в гости или пересекаются на трассе. Это — традиция, она есть везде. А так как сербы любят Россию, неудивительно, что общение с русскими товарищами всегда ведется интенсивно. 

А еще сербов манят российские просторы. Познакомиться с необъятной Россией и увидеть ее красоты хотят многие. В числе топовых мест – Москва, Петербург, города «Золотого кольца» и, конечно же, Байкал… 

Мы пообщались с одним из таких путешественников. Боян Боят — известный байкер-адвокат из Нови-Сада, создатель проекта «Гастробайкер». В прошлом году он проехал со своим товарищем  Велимиром Белановичем около 25 тысяч километров через Россию и бескрайние степи Монголии. Конечной точкой его маршрута стал Памир. Своими впечатлениями от путешествий Боян активно делился с подписчиками в соцсетях.  

Боян Боят

«Изначально мы с приятелем решили увидеть своими глазами загадочную Монголию и побывать на Памире: там можно увидеть нетронутый, первозданный мир, каким он был тысячелетиями, послушать его тишину… А еще мы хотели попасть на Ак Байтал – самую высокую точку мира, которую можно покорить на мотоцикле: ее высота 4.665 метров. Путь туда лежал, конечно же, через Россию – нашу братскую страну. Мы побывали в Воронеже, Ростове-на-Дону, Саратове, проехали Сибирь, увидели грандиозный Байкал – он нас потряс своей мощью и красотой. Алтайские горы тоже произвели неизгладимое впечатление! Конечно же, не обошлось без посещения Москвы – иначе как можно сказать, что был в России, если не сделал ни шага по Красной площади? Метро ваше – вообще космос, отдельный мир. Станции прекрасные, украшены как дворцы, тысячи людей, и все это — под землей. Масштаб впечатляет!» — делится впечатлениям Боян.

Боян Боят

Особый же его интерес всегда вызывает местная кухня. 

«Я же гастробайкер, поэтому я отдельное внимание в путешествиях уделяю национальной кухне. Русская еда мне пришлась по сердцу: очень люблю ваш борщ, плов, селедку соленую – у нас рыбу в принципе так не готовят. Оладьи с медом вкусные, похожи на наши уштипцы. А еще я полюбил за время поездки ваши конфеты – ”Белочку” и ”Мишку на севере”. Вообще сладости у вас высший класс! Я всегда радуюсь, когда мои русские друзья передают такие конфеты. В Сибири попробовал настоящие кедровые орешки, жаль, что у нас такие не купить. Так же, как и настоящий квас – он тоже в России совсем не такой, как у нас», — говорит гастробайкер.

Боян Боят

«Уже на обратном пути у меня мотоцикл поломался. Хорошо, что это произошло недалеко от Москвы. Заехал туда в сервис. Мало того, что мастера все исправили быстро и как надо, так еще отвели меня в столовую – она, говорят, очень похожа на те, что были в СССР. Неожиданно, но было очень вкусно и приятно, что меня, серба, так приняли — действительно по-братски», — подчеркивает сербский байкер.

Боян Боят

О России Боян говорить может часами. О том, как на дороге он останавливался отдохнуть или выпить воды и к нему подъезжали проезжающие мотоциклисты спросить, нужна ли помощь. А когда узнавали, что он из Сербии, искренне радовались и говорили о братских связях наших стран. Любит он и рассказать о своей любви к саратовской земле с ее радушием и хорошими дорогами. Или о том, как побывал практически во всех байкерских местах Москвы, в том числе и в культовом — на Воробьевых горах… 

Еще один факт о гастробайкере рассказали друзья Бояна. Сам он из скромности не стал раскрывать трогательную историю о том, как подарил тяжелобольному сербскому мальчику матрешку, привезенную ему когда-то русскими друзьями. Она проехала с гастробайкером не одну страну, была с ним и в этом путешествии как его главный символ. А сейчас, возможно, придает сил юному сербу, чтобы тот смог победить болезнь и увидеть русский мир своими глазами. 

Боян мечтает побывать и в Петербурге. Выучив почти наизусть слова песни «В Питере пить», он запланировал отправиться в Северную столицу этим летом, по пути в Норвегию, но свои коррективы внес коронавирус.

Русских байкеров, в свою очередь, тянет на Балканы: их живописные пейзажи и местная кухня по душе брутальным покорителям скорости. Ежегодно отдельные представители мотосообщества приезжают в Сербию и путешествует по региону. К сожалению, далеко не все знают об этой стране и о том, какие возможности она предоставляет мотоциклистам. Впрочем, те, кто побывал здесь, делают Сербии самую лучшую рекламу.

Обычно организацией туристических поездок на мотоцикле по балканским красотам занимается Небойша Марич – он предлагает на легких эндуро-мотоциклах проехать по неповторимым красотам заповедника Тара, расположенного рядом с этно-деревней Эмира Кустурицы «Дрвенград». Схема проста – достаточно просто долететь до Белграда, а мотоциклы и все остальное Небойша предоставит сам. 

По мнению русского байкера Сергея Резвых, или Hamster-a, который вот уже год живет в Белграде, у Сербии огромный потенциал для развития мототуризма. Сам он москвич, приехал на Балканы по приглашению друга, и теперь вместе с ним занимается ремонтом мотоциклов. С первых же дней пребывания в стране он оказался в «зоне заботы» местных байкеров: все были готовы накормить, дать ночлег, показать интересные места. Если с первыми двумя пунктами помощь была не нужна, то совместным поездкам русский байкер всегда рад. 

Сергей Резвых

«Отличия между русскими и сербами, безусловно, есть, и они существенные: как в менталитете и образе жизни, так и в отношении мотоциклов. В России быть байкером – это целая философия. Я бы сказал, у нас мотоцикл – это предмет культа. Особенно у молодежи до 35 лет: у них все должно быть с приставкой мото: мотошлем, мотоперчатки, моточай и мотоеда. Они поголовно стремятся быть мотоблоггерами, обсуждают в чатах экипировку и спорят о том, какой мотоцикл должен быть у ”правильного” байкера. 

В Сербии такого нет совсем. Здесь мотоцикл — это всего лишь средство передвижения. Возможно, потому, что в том же Белграде существуют проблемы с парковкой, и часто найти место для автомобиля (особенно в центре) практически невозможно. То ли дело двухколесный транспорт! Тут полно скутеров (которые в России презирают) и недорогих мотоциклов. Хотя при этом есть и те, кто покупает отличные современные варианты, выкладывая немаленькие суммы. То же касается и экипировки: часто бывает, что к нам в сервис приезжает клиент на крутом мотоцикле, который в идеальном состоянии, но при этом у него старенький шлем на два размера больше, перчатки порванные… Такие вот парадоксы», — рассказывает Сергей.

По его словам, несмотря на различия, у мотоциклистов обеих стран есть общий кодекс.

«Если мы говорим о байкерской культуре, то не можем не затронуть негласные правила взаимовыручки товарищей или просто незнакомых людей, предпочитающих передвигаться на двухколесном транспорте, – с этим мы встретились и в Сербии тоже. Тут все готовы помочь, особенно когда узнают, что ты русский. Я являюсь членом международного мотоклуба Rolling Anarchy, у меня экипировка в их цветах и есть надпись ”Россия” на жилете на спине. Когда я еду по стране, мне часто сигналят, машут руками, подходят поговорить на заправках, часто рассказывают о своей любви к России, которую volim, ne znam zašto (люблю, не знаю, за что). Да и в целом, если у тебя возникли проблемы или мотоцикл сломался, достаточно положить шлем на дорогу, и обязательно кто-то остановится, чтобы как минимум спросить, что случилось», — рассказывает Hamster.

«Так получилось, что почти сразу после приезда в Сербию нас с невестой пригласили на мотофестиваль в Матарушку-Баню недалеко от Кралево. Мы поехали туда с ребятами, которых видели впервые. На дороге они старались чем-то помочь, а на месте позаботились о нашем ночлеге, привели туда, где можно вкусно поужинать, хотя в Сербии это вообще не проблема. А потом к нам подошел организатор фестиваля. Он признался, что он очень рад, что на их небольшой сбор приехали байкеры из России, предложил помочь с отелем и питанием, но на тот момент у нас все уже было в порядке. К слову о фестивалях: здесь они совсем не такие, как в России или Белоруссии, где в Брест стекаются десятки тысяч людей. Тут все очень скромно, но душевно», — говорит Сергей.

У Балкан огромный «байкерский» потенциал, считает он.

«Здесь есть все – красивая природа, национальная кухня с обилием мясных блюд. Есть местная ракия, после которой не хочется пить виски, и неплохое пиво. И все это очень радует своей ценой и качеством. Тут можно побывать в старинной крепости или увидеть потрясающие горные каньоны, спуститься в пещеру и устроить сплав по реке, поездить по бездорожью или промчаться по шоссе. При этом виза не нужна, а путь от Москвы до Белграда составляет 2,5 тысячи километров. Ну а самый главный бонус – огромная, искренняя любовь сербов к России. Такое ни за какие деньги не купишь», — заключает Сергей Резвых.