Now Reading
Драган Шолак: «западный кошелёк» сербской оппозиции

Драган Шолак: «западный кошелёк» сербской оппозиции

Драган Шолак начинал с торговли видеокассетами и авторскими правами, но только деньги Сороса и экс-главы  ЦРУ Петреуса превратили его в медиа-магната и главного спонсора сербской оппозиции.

Большинство сербских олигархов, как и их коллеги из других стран, с трудом могут объяснить происхождение своего первого миллиона. Однако у медиамагната Драгана Шолака с этим проблем нет, он ни у кого этот первый миллион не отобрал и не украл. Как свидетельствует депеша посольства США в Белграде от 1 июня 2007 года, обнародованная Wikileaks, бизнесмен получил свои первые большие деньги —  сразу 10 млн долларов — в 2002-м от Джорджа Сороса…

Но обо всём по порядку.

Свою первую фирму Драган Шолак основал в начале 1990-х в родном Крагуевце, четвёртом по величине городе Сербии, центре Шумадийского округа. Он начал с торговли авторскими правами на музыкальные произведения на территории всей бывшей Югославии, но вскоре переключился на торговлю кассетами для видеоклубов и фильмами для проката в региональных кинотеатрах. В те годы Шолак был одним из активных деятелей неформальной «биржи» в Будапеште, обеспечивавшей работу видеопрокатов, кинотеатров и телекомпаний в странах Юго-Восточной Европы.

Национальные телеканалы Сербии в эпоху Милошевича пребывали под жёстким контролем властей, однако множество небольших телекомпаний незаконно транслировали пиратские фильмы и программы, получая также неплохие доходы от рекламы. Из этой стихийной истории выросла альтернативная сеть кабельного телевидения, которая к концу 1990-х охватила 60-70% домохозяйств Сербии. Одной из составляющих этой сети был созданный Драганом Шолаком в 2000 году в Крагуевце оператор фиксированной телефонии KDS. По некоторым данным, фирма успешно развивалась благодаря тесному сотрудничеству с городскими властями, которые финансировали прокладку её кабелей под видом ремонта водопроводных и канализационных сетей.

Однако заработать много денег на жителях 150-тысячного Крагуевца было сложно, и на помощь Шолаку пришёл вездесущий Джордж Сорос, который не оставлял надежд капитализировать свои вложения в «Бульдозерную революцию». В 2002 году малоизвестная компания KDS, которая по своим финансовым показателям ничем не отличалась от сотен аналогичных сербских фирм, получила 10 млн долларов от инвестиционной компании Southeastern Europe Equity Fund (SEEF), оперативное руководство которой тогда осуществлял Soros Private Funds Management. Как и в большинстве других случаев, Сорос не рисковал своими деньгами:  SEEF финансировался Overseas Private Investment Corporation (OPIC) — агентством при правительстве США, целью которого является содействие американскому бизнесу в осуществлении вложений в новые и развивающиеся рынки путём предоставления кредитов и гарантий.

Вследствие этой инвестиции компания Шолака поглотила несколько провайдеров кабельного телевидения из Ниша, Нови-Сада и Белграда и в 2002 году превратилась в Serbia Broadband (SBB), существующую до сих пор. В 2004-м SBB получила 15 млн долларов уже от Европейского банка реконструкции и развития — для покупки ещё 25 локальных кабельных провайдеров в разных городах Сербии. В то время рост выручки и доходов SBB составлял 60-70% в год. По словам самого Драгана Шолака, зафиксированным в упомянутой выше депеше посольства США, его главной задачей было «молча расти и не попадаться радарам государства», поскольку SBB понемногу становилась главным конкурентом государственного оператора Telekom Srbija — при этом будучи с 2003 года его официальным партнёром, имеющим доступ к магистральным оптоволоконным линиям. Собственно, целью разговора Шолака с экономическим атташе посольства США было пожаловаться на попытки Telekom Srbija и неназванных бизнесменов купить SBB «с целью уничтожения».

Американцы к просьбам Шолака отнеслись с пониманием: сначала они содействовали продаже мажоритарного пакета акций SBB формально независимому Mid Europa Fund, который сделал компанию частью холдинга United Group, куда вошли также кабельные операторы в Боснии и Герцеговине, Македонии, Словении, Хорватии и Черногории (общий охват — более 1,8 миллиона пользователей). А в 2013-м собственником United Group и, в частности, SBB за 1,3 млрд евро стала американская инвестиционная компания Kohlberg Kravis Roberts (KKR), которую за несколько месяцев до этого возглавил экс-директор ЦРУ Дэвид Петреус. В состав холдинга, кроме компаний кабельного телевидения, входят популярный новостной канал N1 (эксклюзивный партнёр CNN), а также множество телеканалов в Сербии, Хорватии и в других странах бывшей Югославии.

Несмотря на все вышеперечисленные изменения в составе собственников, руководителем United Group оставался Драган Шолак, который также сохранил около 20% акций компании. Он стал одним из пяти самых богатых граждан Сербии, получил словенский паспорт, переселился вместе с семьёй в Швейцарию, купил 10-местный самолёт Falcon за 35 млн евро и отдался главной страсти своей жизни — игре в гольф. Бизнесмен купил один из самых известных на территории бывшей Югославии гольф-клубов на озере Блед в Словении (в своё время на его открытии побывали члены югославской королевской семьи), также ему принадлежит гольф-клуб в белградском районе Ада Циганлия. То есть Драган Шолак вёл привычную для бизнесмена жизнь, и даже скандал в связи с приобретением для себя и своей семьи гражданства Мальты носил в первую очередь финансовый характер: его обвиняли в нежелании платить налоги по месту деятельности подразделений  United Group (причём как в Сербии, так и в Хорватии и Словении). Кстати, словенские журналисты, которые попытались расследовать деятельность сети компаний Шолака, так и не смогли этого сделать: «олигархический осьминог», по их выражению, надежно спрятан в многочисленных «матрёшках» — фирмах, являющихся учредителями друг друга.

Естественно, учитывая историю, связи и бизнес-партнёров, Драгана Шолака неоднократно называли спонсором сербской оппозиции — по крайней мере, информационным, учитывая редакционную политику телеканалов United Group и особенно N1. Однако во время избирательной кампании Драгана Джиласа зимой минувшего года финансовая поддержка со стороны медиа-магната стала очевидной (при этом оба Драгана хорошо знакомы ещё с 2000-х, ведь оба занимались медиабизнесом). За несколько месяцев до выборов принадлежащая Шолаку фирма купила у компании Direct media Джиласа офисное здание в центре Белграда, и по данным сербских СМИ, все вырученные деньги были направлены на избирательную кампанию Джиласа. Драган Шолак эти обвинения публично опроверг и пообещал подать на журналистов в суд, но пока этого не сделал.

В июне минувшего года, когда в Сербии состоялись протесты в связи с повышением цены на бензин, президент страны Александр Вучич публично назвал Драгана Шолака одним из их инициаторов. Отвечая на вопрос журналиста о «безумии, которое овладело улицами», Вучич заявил: «В Сербии нет хаоса, в Сербии есть политики и олигархи типа Джиласа, Еремича, Шолака и Мишковича, которые много награбили, но у них закончились деньги, и они хотят вернуться к власти». Но если в отношении политиков и бывших чиновников Драгана Джиласа и Вука Еремича президент Сербии, очевидно, прав, то с Драганом Шолаком всё сложнее. Вряд ли он сам хочет стать министром или даже премьером — скорее, речь идёт об использовании медиа, для того чтобы посадить в высокие кабинеты подконтрольных людей.

Причём подконтрольных не столько людям типа Драгана Шолака, который остался руководителем United Group после очередной смены собственников компании (с осени 2018-го KKR Дэвида Петреуса является её миноритарным акционером, а основной пакет акций принадлежит зарегистрированному в Лондоне инвестиционному фонду BC Partners), сколько истинным хозяевам медиахолдинга, новости которого уже давно превратились в «кривое зеркало». К примеру, канал N1 ещё 16-17 марта 2019 года изображал «штурм» государственного телевидения Сербии и «блокаду» президентского дворца, которых в действительности не было, в том же духе анонсировал на 13 апреля «революцию против режима Вучича». Перефразируя старую поговорку, кто платит, тот и заказывает «телекартинку» — вот только никогда не нужно забывать, что деньги в кошельке не принадлежат кошельку.

Олег Хавич