Балканист Екатерина Энтина: «Обнадеживая Украину, Евросоюз теряет Балканы»

Политика расширения Европейского союза переориентирована с Балканских стран на Украину и Молдавию, а это даст «незападному миру» возможность обосновать новую платформу международно-правового регулирования. Об этом в статье для «Независимой газеты» пишет профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.

«С высокой вероятностью европеизировать Брюссель теперь будет не Балканские страны, а Украину и Молдавию. В Юго-Восточной Европе в тоскливом ожидании пребывает один реальный кандидат на вступление — Черногория. В случае с Сербией кажется, что ЕС и сам перестал верить в свою привлекательность и пытается инструментами открытого шантажа удержать Белград. Иначе зачем Брюсселю обязательно необходимо, чтобы Белград ввел санкции в отношении России? Каким образом это отражает прогресс Сербии? Как все знают, и внутри ЕС нет единства по вопросу санкций. А Сербия даже еще не открыла переговорную главу об адаптации общей внешней политики. Теоретически, сняв вопрос о санкциях, ЕС бы только выиграл, продемонстрировал, что Балканы — уже его геополитическое пространство и небольшие отклонения от общей позиции ему не страшны. Но вместо этого используется ресурс „фиги в кармане“, как, например, закрытие воздушного пространства для пролета самолета российского министра. Но оказываемое давление на фоне происходящего в мире точно не усиливает, а ослабляет желание Сербии и особенно сербов вступать в ЕС. Без них же оставшийся кусок Балкан для Брюсселя не представляет никакой ценности», — напоминает эксперт.

Вместо принятия балканских стран в свои ряды Евросоюз предложил им новую инициативу лидера Франции Эммануэля Макрона под названием «европейское политическое сообщество» — форма квазичленства, которая призвана включить страны в программу развития ЕС, вероятно, предоставить расширенный доступ к финансовым фондам и институционально закрепить будущее членство. Проблема в том, что удовлетворить ею Сербию, Черногорию или Северную Македонию нельзя, и это понимают в Брюсселе, отмечает Екатерина Энтина.

«Рейтинги ЕС у населения Балкан стремительно падают, политические элиты прежней лояльности не проявляют. В Приштине к компромиссам не готовы. В Подгорице и Скопье практически открыто опираются только на США. В Сербии президент Александр Вучич вообще проявляет завидную самостоятельность, наряду с соседом из Анкары активно формируя собственную линию в меняющемся на глазах раскладе мировых сил. Ситуация по сохранению единства Боснии и Герцеговины на грани фола и даст о себе знать еще до всеобщих выборов 2 октября 2022 года. Поэтому за перспективу страны-кандидаты и рядом стоящие Босния и Герцеговина и Косово поблагодарили. Но всерьез не приняли», — указала эксперт.

Она подчёркивает тот факт, что Евросоюзу приходится считаться с независимой политикой Вучича, который жёстко продемонстрировал свою позицию канцлеру Германии Олафу Шольцу во время визита последнего в Белград.

«С правовой точки зрения, а в какой-то степени и с позиции дипломатического профессионализма ЕС оказался в положении „а король-то голый“. Шольц заявил, что переговоры Белграда и Приштины должны закончиться взаимным признанием. Поскольку Приштина не оспаривает государственность Сербии, то предполагается, что это признание Белградом самопровозглашенного Косово. Вышла загвоздка. Никто из ведущих европейских лидеров как минимум с 2011 года открыто об этом не говорил. С одной стороны, это делалось потому, что „продать“ идею признания Косово без компромиссов (например, раздела территории или обмена ими) сербскому обществу нельзя. Никто из лидеров Сербии вне зависимости от политической ориентации на простое признание пойти не готов. За исключением короткого периода 2017–2018 годов Приштина компромиссные сценарии всерьез не обсуждала. С другой, несколько стран ЕС не признают независимость Косово. Для того чтобы вести переговоры о членстве с Приштиной, была придумана хитрая формула. Во все отчетные документы ЕС входила формулировка „юридически обязывающая нормализация отношений Сербии и Косово“. Этот же термин использовался в отчетах по региону за 2021 год. Однако 14 июня в драфте отчета Еврокомиссии Европарламенту уже была формулировка „о взаимном признании Сербии и Косово“. Но это же юридический нонсенс — фиксировать требование о признании в условиях отсутствия такого решения на уровне самого Евросоюза», — заявляет Екатерина Энтина.

Заявив о возможности предоставления Киеву статуса кандидата, ЕС, по мнению профессора НИУ ВШЭ, закопал себя ещё глубже, потому что Украина, как и Сербия, имеет нерешенные территориальные вопросы, не говоря уже о происходящем на ее территории вооруженном конфликте. В каких границах Украине может быть предоставлен подобный статус и почему то же самое нельзя сделать для Сербии, — на этот вопрос в Брюсселе не ответили.

«ЕС будет пробовать хотя бы на уровне формулировок осуществлять переговоры в территориально признанных границах Украины. Эта очевидная несовместимость походов делает кейс Косово сюрреализмом, стройная институциональная конструкция ЕС дает очередную большую трещину, а переговоры Приштины и Белграда летят в пропасть. Если ЕС начнет переговоры с Киевом как столицей, а решения по их результатам будут распространяться на реально контролируемые территории, то это свидетельствует о признании ЛНР и ДНР явочным порядком. При грамотном совместном розыгрыше Россией, Китаем и Сербией этой карты ЕС, сам того не понимая, окажется пойманным на свою же наживку: его действия лягут в обоснование новой платформы международно-правового регулирования, которую должен запустить незападный мир», — заключает Екатерина Энтина.

© 2018-2022 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх