То, что русскому балету нет равных в мире, — факт общеизвестный, но требующий регулярных доказательств, особенно в последнее время — поэтому артистам Национального театра в Белграде выпала нелёгкая миссия сохранить реноме во время спектаклей Санкт-Петербургского Театра балета имени Леонида Якобсона, который выступил в рамках «Дней Эрмитажа в Сербии» в сербской столице.
Раньше ведь как обычно бывало?
Красивая история русского появления балета в Сербии 100 лет назад разбивалась на острые осколки от лицезрения современного сербского балета в его актуальном состоянии. Не поймите меня превратно — я, конечно, далеко не профессионал в этом жанре, но испанский танец от русского и китайского в «Щелкунчике» отличаю и даже помню последовательность. Так вот — состояние сербского балета к сегодняшнему дню было не то, чтобы таким, что прям ни одного спектакля без падения артистов не случалось, но, скажем так, они были нередки, и публика на них реагировала с пониманием. И вот произошло долгожданное и прежде маловероятное событие — в Белграде начались «Дни Эрмитажа в Сербии». Они в себя включили гастроли Санкт-Петербургского Театра балета имени Леонида Якобсона и выступление оперного певца Василия Герелло на сцене Национального театра, показ фильмов «Императрицы» и «Петр Первый. Последний царь и первый император» в Этнографическом музее, проведение выставок «Императорский фарфор» и «Незримое искусство» в Национальном музее Сербии и лекцию директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского на филологическом факультете Белградского университета. Привезти всё это великолепие на белградские подмостки удалось благодаря российской компании «Газпром нефть», Эрмитажу и Министерству культуры Сербии. Про выставки, кино и оперу — коллеги напишут отдельно. Сейчас — про балет.
Итак, два дня — 24 и 25 октября на сцене Национального театра страны выступал Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона, который привез в Белград лучшие номера из своего репертуара — недавно восстановленный «Блестящий дивертисмент» Леонида Якобсона, миниатюры основателя труппы из цикла «Роден», известную балетную классику. В 70-е годы прошлого века Леонида Якобсона ставили в один ряд с Джорджем Баланчиным, Морисом Бежаром, Роланом Пети. Кстати, в первых числах ноября на исторической сцене Большого театра как раз ставят балет Баланчина, так что мода на возвращение подзабытых в силу разных причин имён объединяет Москву с Белградом. Так вот — в Белграде выступал качественный русский балет, о котором ещё недавно невозможно было и мечтать. Тот балет, которому знакома гармония соотношения артистов исполняемому па-де-де, не говоря уже об их лёгкости и невесомости — когда каждый прыжок заканчивается неслышным приземлением, а не ощущением свалившегося с верхней полки бегемота. Говорят, что как-то раз на одних далёких гастролях конферансье, анонсирующий выступление Анастасии Волочковой, не зная французского, прочитал по-русски — pax-de-deux.
К чему это я — к тому, что в этот раз па-де-де было па-де-де. Сербских артистов, исполнявших «Поэму» Игоря Кирова на музыку Станойло Райчича из триптиха Infinitas, в этот раз было не так просто с первого взгляда (со второго уже можно) отличить от их российских коллег. Уровень сербского балета однозначно вырос на глазах — то ли вследствие совместных долгих репетиций с коллективом театра Якобсона, то ли по причине нежелания (или невозможности?) ударить в грязь лицом перед почтенной публикой. Но факт был налицо — для поддержания в тонусе завезённого в Белград из Санкт-Петербурга вида искусства ему категорически нужны регулярные укольчики-«подтяжки» в виде гастролей ли, культурных обменов ли, чего-либо ещё. И в этом смысле организаторы сего действа встали на скользкий путь — к кому ещё теперь обращаться за повторением?
Кроме шуток, гастроли балета Якобсона прошли феноменально — и громко, и кратко — билетов было не достать, а внимание сербской публики, тем временем, буквально зашкаливало. В результате это вылилось в первые в современной истории Сербии очереди в Национальный музей на выставки Эрмитажа. Благо, они будут работать до конца ноября. Но про них лучше напишут искусствоведы Балканиста.
Олег Бондаренко, Основатель и главный редактор «Балканиста»